«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ В РАМКАХ ФГОС

Понедельник 8 Февраль 2016


Система обучения в школе сводится к тому, чтобы дать учащимся большой объем информации. Сейчас этого недостаточно, так как бурно развивающаяся наука требует активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и накоплению опыта.

настроение: креативное

ключевые слова: регулятивные УУД, Лего технология, проектная деятельность, ИКТ технология

город: г. Мытищи, Московская обл.

e-mail: kvalena@rambler.ru

Система обучения в школе сводится к тому, чтобы дать учащимся большой объем информации. Сейчас этого недостаточно, так как бурно развивающаяся наука требует активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и накоплению опыта.

Развитие регулятивных учебных действий у учащихся является одной из важнейших тем современной педагогики. Способствуя их развитию, педагог учит детей планировать свои дальнейшие действия с учетом потребностей, знаний и умений.

Одним из способов такого развития является проектная технология. При организации проектной деятельности, результатом которой является готовый проект (презентация, рисунок, фильм, комикс, выставка, игра, аукцион и так далее), ученику необходимо приобрести требуемые знания и умения, что является подготовительным процессом.

Для начала ученики овладевают необходимой лексикой и грамматикой по теме. Когда ученики в достаточной степени познают материал, проект выступает в качестве закрепления пройденного.

В настоящее время я работаю над внедрением элементов «Лего-образования». Игрушки Лего являются хорошим учебным материалом. Это интересно как для 2 класса, так и для 8 класса. Во 2, 3, 4 классах дети выстраивают изученную ситуацию и разыгрывают диалог, что и является результатом их проекта. В 6, 7 классах после построения ситуации из конструкций Лего ученики фотографируют каждый отдельный момент и готовят комикс в программе Power Point. В 8 классах результатом их деятельности как проекта является видеофильм. Такие проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе работы ученики должны спланировать, построить, разыграть, снять, сфотографировать свой диалог, сюжет, реплики.

Другим направлением в проектной технологии является создание учениками разнообразных видеопроектов. Детям очень нравится тема «Еда», и они с удовольствием принимают участие в разнообразных проектах по данной теме. В частности, в 6 классе после изучения лексики по данной теме детям было предложено снять видео. Ученики пекли блины, кексы, готовили пиццу, салаты, бутерброды, сопровождая свои действия комментариями на английском. В проектах принимали участие родители, бабушки. В классе мы устраивали кинопоказ с дегустацией и обсуждением фильмов на английском языке. В 5 классе мы решили создать книгу рецептов, которую будем составлять в течение всей учебы в школе. Начали мы ее с рецептов необычных бутербродов. Защищая свой проект, ребята приносили готовые бутерброды, и мы их дегустировали в классе.

 Учащимся нравится проектная деятельность. Я всегда стараюсь найти интересную мотивацию для ребят, что делает их креативными и заставляет искать и придумывать необычное. Более того, работая над проектом, автор должен помнить, что он это делает не только для себя, но и для любого, кто может столкнуться с данной проблемой, решению которой посвящен данный проект.

Говоря о проектной деятельности, мы даже не подозреваем, насколько обширным является это поле для развития всех навыков у учащихся. И зачастую, не используя этот вид деятельности, мы обделяем детей в их развитии.

Серия учебников «Английский в фокусе» предлагает огромное количество проектов на любой степени обучения, что позволяет с самого начала изучения языка формировать у детей регулятивные навыки.

Одно из направлений, над которым я работаю не первый год, — это создание видеопроектов и презентаций. Проект может быть как краткосрочным, так и долгосрочным. Планируя долгосрочный проект, ребятам выдается алгоритм их действий.

  1. Введение
  2. Основная часть
  3. Заключение

Приступая к проекту, ребята должны написать «Введение», где они описывают на русском языке, какую тему они хотят выбрать, где будут искать материал, чем будут пользоваться, что бы хотели видеть в качестве конечного результата, то есть ставят перед собой цель и планируют пути ее достижения.

После этого они приступают к проекту, преобразовывая теоретическую цель в практическую. В основной части проекта они описывают, как работали над проектом, что им удавалось, а что не совсем, самостоятельно оценивают правильность выполнения действий и вносят необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации.

В заключении дети описывают, довольны ли они своим проектом, все ли у них получилось так, как они планировали, что им пришлось изменить и почему, уложились ли они в намеченные сроки. Защита проекта на уроке занимает 8–12 минут. Важнейшим навыком, который приобретает ученик в ходе проектной деятельности, является навык публичного выступления с целью презентации результата своей работы.

 

В качестве примера таких проектов хотелось бы привести работы детей 6 класса. Мы изучали тему «Еда». Постепенно усложняя материал, мы изучали, как готовятся те или иные блюда. Цель проекта — научиться описывать процесс приготовления блюда. На выполнение такого проекта дается целая четверть. Детям очень нравится снимать сюжеты. Они сами объединяются в группы и придумывают себе будущий продукт проекта, обсуждают свои действия, пишут себе текст.

Предлагая детям такие условия по работе с проектом, я стараюсь развить в них регулятивные навыки. Это позволяет им учиться планировать свое время, составлять план своей работы и следовать ему, объяснять свои действия. Всё это пригодится детям в будущем, позволит им планировать свою жизнь.

Другим направлением в проектной технологии, развивающим регулятивные навыки, является вновь применяемая «Лего технология». Внедряя ее на уроках английского языка, я преследовала следующие цели:

  • Проектная деятельность в группе
  • Повышение интереса к предмету
  • Реализация общей цели
  • Общение друг с другом
  • Возможность раскрытия творческого потенциала
  • Сбор, анализ и систематизация информации
  • Самостоятельный поиск решения проблемы
  • Межпредметная связь
  • Расширение кругозора

Так как алгоритм работы в начальной, средней и старшей школах разный, то я решила применить следующий: в начальной школе, после изучения новой грамматики и лексики, отработав этот материал в текстах, я раздаю детям коробки с Лего. Их задача — на уроке построить ситуацию, используя игрушки Лего и проиграть изученный текст, применяя новый материал.

Дети с удовольствием работают. Возможность поиграть мотивирует их. Даже отстающие ученики стараются и начинают говорить.

Таким образом, используется не только Лего технология, но и игровая технология.

При построении ситуации по изученному тексту, диалогу, ребята делят его на реплики между собой. При проигрывании диалога книги у ребят закрыты, т. е. вся их речь строится на полученных знаниях. Ребятам не разрешается заучивать диалоги, речь должна быть спонтанной. Занимаемое время — 20 минут.

Говоря о применении Лего технологии в 6 классе, используется тот же алгоритм действий. Но при этом задача усложняется. Ребятам предлагается не просто проиграть ситуацию, а сделать комикс из построенной ситуации. Дети фотографируют моменты своего диалога, переносят все фото в программу Power Point и оформляют комикс: пририсовывают реплики, компонуют сюжеты. Т. к. у меня лингафонный кабинет с компьютерным оснащением, ребята делают это сразу на уроке. Таким образом, я развиваю у детей сразу несколько навыков по разным направлениям: речевые навыки, мелкая моторика, использование ИКТ, работа в группах. Данный вид деятельности рассчитан на целый урок. В конце урока мы просматриваем все проекты на интерактивной доске, обсуждая у кого что получилось лучше всех, обращая внимание на ошибки. Результатом деятельности учащихся на уроке является готовый проект, который в дальнейшем можно применять в параллельных классах в качестве контроля знаний по заданной теме или ознакомления, закрепления новой темы.

 

Применяя данную технологию в 7, 8 классах мы ко всему ранее описанному добавляем видеосюжет. Вместо комиксов ребята делают маленький видеофильм. Так они могут услышать свой голос со стороны, что позволяет оценить не только свое произношение и интонацию, но и обратить внимание на ошибки других. Класс оснащен видеокамерами, что позволяет реализовать задуманное в рамках урока.

Вышеописанный метод, применяемый на уроках, позволяет повысить желание учащихся овладевать английским языком. Дети хотят быть лучше других, сделать интереснее, чем у других. При построении ситуаций они планируют свою речь, сюжеты, тематику, последовательность действий. Следовательно, ребята стараются предвидеть свой результат на выходе и стремятся к нему. Им необходимо применить не только свои знания английского языка, но и знания ИКТ. Вовлекая в это ребят, преследовалось несколько целей: замотивировать чем-то новым, применить знания и умения из других предметов, умения работать в команде и планировать свой результат.

Оставить комментарий

Комментарий

..