«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАК ФОРМА НАУЧНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

Пятница 5 февраля 2016


Все новое – хорошо забытое старое. Это известная формула принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому — интерес к исследовательской деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. В каждом учреждении складывается свое отношение к той или иной образовательной технологии, находятся различные способы внедрения ее элементов.

Everything is new — well forgotten old. It is well-known formula taken for granted and no one contested. Another confirmation of that — interest in research and the demand for this technology in the modern school. Each institution develops their attitude to this or that educational technology, there are various ways to implement its elements.

настроение: творческое

ключевые слова: социологический опрос, исследовательская работа, интерес, иностранный язык, опыт

город: Москва

Все новое — хорошо забытое старое. Это известная формула принимается за аксиому и никем не оспаривается. Очередное подтверждение тому — интерес к исследовательской деятельности и востребованность этой технологии в современной школе. В каждом учреждении складывается свое отношение к той или иной образовательной технологии, находятся различные способы внедрения ее элементов.

Современная ситуация, сложившаяся в системе образования, побуждает учителей искать новые формы и методы обучения и воспитания для повышения мотивации к изучению не только иностранного языка, но и любого другого предмета, разрабатывать собственную стратегию развития, отбирать необходимые и наиболее эффективные средства для осуществления инновационной деятельности.

В современных школах предпочтение уже давно отдается научно-исследовательской работе как эффективному средству развития познавательных, умственных способностей обучающихся. Эта работа позволяет мотивировать школьников. Одним из видов научно-исследовательской работы является работа с использованием социологических опросов.

Организация социологического исследования — это форма организации исследования, при которой вариативность образовательного процесса, особенно возможность творческого выбора, проявляется на всех этапах работы. Хотя эта работа и спланирована заранее, она может допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.

Такую форму организации творческой деятельности обучающихся можно широко использовать в изучении иностранного языка. Изучение иностранного языка формирует у учащихся собственную речевую культуру, заставляет школьников более внимательно относиться к выражению мыслей, точно их формулировать, развивает их речевую наблюдательность, творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление.

Коммуникативная направленность обучения иностранному языку предполагает ученика как активного участника общения. Общение является личностным процессом. Оно осуществляется при условии, что собеседники интересны друг другу и им есть что сказать, чем поделиться. Социологическое исследование предполагает непосредственное общение между учениками, что способствует качественному усвоению изучаемой темы.

Использование метода социологического исследования позволяет учащимся овладевать приемами работы над языковым материалом: выявлять закономерности, сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать обобщения и выводы. Развиваются такие качества, как трудолюбие, настойчивость, активность. Увеличение удельного веса самостоятельной работы стимулирует мыслительную деятельность школьников: они учатся осуществлять выбор средств, выделять существенное, воздействовать на партнера общения, используя не только речевой этикет, но и соответствующую мимику, жесты, а также осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Кроме этого, межличностное общение, благодаря эмоциональной сфере, способствует проявлению различных склонностей учащихся, превращает учение в действительно интересный и познавательный процесс.

Привлечение обучающихся к обработке статистических данных может дать толчок к тому, что у старшеклассников появится желание проводить собственные социологические опросы и готовить соответствующие отчеты.

Социологические опросы представляют особые возможности для включения школьников в исследовательскую работу, так как это не требует значительной материальной базы, а результаты опроса могут быть использованы в реальной школьной жизни, как в урочной, так и во внеурочной.

Как правило, выбор темы и цели исследования определяется руководителем, однако затем работа может углубляться, изменяться, дополняться уже самим учащимся.

Ученики могут сами разработать форму и содержание анкеты. Ответственный подход к задачам, поставленным в анкете, позволит собрать серьезную информацию, сохранив при этом анонимность опрашиваемых. Это позволит значительно увеличить достоверность данных.

Исследовательская работа старшеклассников может иметь и определенные социальные результаты. Например, изучая музыкальные предпочтения старшеклассников, можно получить данные о главенствующей роли музыки в жизни молодежи, об особом интересе к рок-музыке. Итогом этого исследования может служить предложение о привлечении музыкантов к проведению различных воспитательных мероприятий.

В своей практике я очень часто использую исследовательскую деятельность при изучении темы. Это помогает учащимся узнавать новое, необычное. Одним из вариантов работы я предлагаю обучающимся провести социологический опрос среди учащихся нашей школы. Анкету с вопросами мы составляем вместе на уроке, а дальше — процесс творческий. Необходимо самостоятельно провести опрос, обработать информацию, составить отчет по проделанной работе, результаты опроса представить в виде диаграмм.

При этом большое развивающее значение имеет подготовка обучающихся к докладу. Школьника надо научить отбирать главное, четко формулировать мысли, пользоваться демонстрационными материалами. Речь во время выступления должна быть четкой, понятной. Обучающийся должен подвести итог своей работы, опираясь на те факты, которые он добыл при опросе. А так же необходимо предусмотреть вопросы, которые могут быть заданы выступающему во время доклада.

Опыт исследовательской работы, публичных выступлений с докладами — важнейшее звено в становлении личности старшеклассника, инструмент повышения качества образования в целом и возможность создания условий для увлечения учащихся интеллектуальной исследовательской деятельностью.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.