ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Елена СЫЧУГОВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Суббота 20 февраля 2016
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что ученик из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становятся средством некоторой созидательной цели.
The peculiarity of the pedagogical system of multilevel permanent creative education PFCT-TSIT lies in the fact that the student from the object of study becomes the participant of creativity, and educational material (knowledge) from the subject of comprehension turns into some creative goals.
настроение: изобретательское
ключевые слова: технология ТРИЗ (НФТМ-ТРИЗ), креативный урок, английский язык, блоки урока
город: Набережные Челны
На сегодняшний день существует множество различных технологий обучения, различных форм и видов работы на уроках. Согласно ФГОС, в основе обучения лежит системно-деятельностный подход, который призван обеспечивать формирование готовности к само-развитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Всего этого позволяет достичь технология обучения НФТМ-ТРИЗ — система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых с активным использованием теории решения изобретательских задач.
Теория и практика современного многоуровневого образования разработаны и успешно реализуются с 1993 года под руководством М.М. Зиновкиной.
НФТМ — это педагогическая система, обеспечивающая на всех уровнях образования непрерывное формирование творческого мышления и развитие творческих способностей обучаемых. ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, автором которой является Г.С. Альтшуллер, инженер-изобретатель, писатель-фантаст. Это дисциплина о технологии поиска высокоэффективных творческих мышлений.
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ заключается в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становятся средством некоторой созидательной цели.
Креативная подсистема НФТМ школы предусматривает систему творческих заданий, где приобретение знаний происходит в процессе создания школьником собственного интеллектуального продукта в сотворчестве с преподавателем [2].
Структура креативного урока отличается от традиционного урока и включает в себя блоки, реализующие цели, адекватные целям креативного образования в целом. Каждый креативный урок является сдвоенным и состоит из 8 блоков [4]:
Естественно, что в условиях общеобразовательной школы нет возможности проводить сдвоенные уроки постоянно, поэтому данную структуру можно использовать и в условиях одного урока, соединяя блоки, уменьшая время, отведенное на каждый блок.
Теперь рассмотрим некоторые блоки отдельно.
Блок 1. Мотивация (сюрприз, удивление).
Учебная мотивация — это проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. [1]. Для компенсации информационных перегрузок и с целью пробуждения поисковой активности наилучшим способом включения учеников в интеллектуальную работу является акт удивления или как его называют «эффект чуда».
В данном блоке, в качестве сюрприза или удивления на уроках английского языка в начальной школе можно использовать:
- Картинки с необычными объектами (например, необычной формы дом — тема “My house”; необычные животные — тема “Animals”; рекорды книги Гиннеса — тема “Adjectives”)
- В классическом креативном уроке НФТМ-ТРИЗ предлагается использовать интересные объекты, которые дети могут подержать, рассмотреть (например, макеты достопримечательностей, труба с цветными стеклышками)
- Загадки (например, по теме “Animals”: I’m big and I’m strong and my trunk is very long). Загадки можно использовать и как средство перехода к содержательному блоку, например, описать животное; рассказать, любит ли ребенок данные продукты питания и почему; есть ли у него брат/сестра/тетя и т. д.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Психологическая разгрузка — очень важный элемент отдыха человека, который позволяет быстро и качественно снять напряжение, расслабиться и восстановить силы. Психологическая разгрузка может проявляться в различных формах: в движении, в рисунке, в снятии мышечных блоков и в релаксации.[3]
В качестве психологической разгрузки на уроках английского языка можно использовать:
- Аудио/видео фрагменты — сейчас существует огромное количество детских песен, позволяющих учителю использовать их во время урока не только в качестве разгрузки, но и для дальнейшей работы с их содержанием (например, песня “Do you like broccoli ice-cream” хорошо подходит и для психологической разгрузки и для работы в блоке содержательной части)
- Различные игры. Классическим вариантом можно считать игру “Simon says…”, которая не только позволяет учащимся сделать разминку, но и повторить некоторые слова.
- Физические упражнения. Здесь тоже можно использовать детские песни (например, “Knees and toes”), пантомимику, игры с мячом и т.д.
Блок 4. Головоломка.
Главная функция — развитие парадоксального, творческого мышления, смекалки, преодоление стереотипов мышления, развитие творческого воображения, в том числе пространственного воображения.
- Создание объектов из бумаги/картона/пластика (например, собрать животного из геометрических фигур)
- Создание одного объекта из другого (например, из букв английского алфавита создать фрукт/овощ/животное; нарисовать радугу без цветных карандашей и т. д.)
- Паззлы (обычные или онлайн паззлы или ребусы — rebuscom)
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Главная функция интеллектуальной разминки состоит в подготовке к выполнению сложных заданий через осознание значимости правильно проведенного анализа информации
В качестве интеллектуальной разминки можно использовать:
- Кроссворды/сканворды/«облако слов»
- Работу с текстом: расставить по порядку/закончить предложения/заполнить пропуски/дописать историю и т.д.
- Договорки (например: …нарисую кораблю / море синей краской — blue, / а потом раскрашу смело / солнце желтой краской — yellow)
- Описание картинок и т. д.
Блок 7. Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Мультимедийные технологии, мобильное обучение, интерактивные плакаты и т. д. прочно вошли в систему работы современной школы. На сегодняшний день существует огромное количество интерактивных обучающих игр и программ (в т. ч. и. и онлайн), способствующих повышению мотивации учащихся, помогающих «поддержать» знания, полученные и добытые самостоятельно на уроке. Многие учебники английского языка и пособия по его изучению имеют мультимедийное приложение, что существенно облегчает реализацию этого блока. Кроме того, можно подготовить задания для блока КИП самому учителю, например с помощью программы “Hot Potatoes”, которая проста и удобна в обращении.
Блок 8. Резюме (рефлексия).
В этом блоке учащиеся подводят итоги урока, анализируют свои действия, приобретенные знания и делают выводы. Существует большое количество приемов рефлексии, каждый учитель выбирает прием соответственно, может быть, теме урока или возрасту учащихся.
И в заключении хочется сказать, что самое главное на уроках английского языка — это создание ситуации успеха, ведь когда ученик начальной школы начинает изучать иностранный язык, он не имеет (в основном) никакого опыта общения на этом языке, он представляется ему набором непонятных слов и звуков и, чтобы этот набор звуков из непонятного стал простым и понятным, нужно всегда поддерживать желание и стремление учить иностранный язык. Это во многом зависит от учителя и от тех методов, которые он применяет.
Система НФТМ-ТРИЗ отвечает современным требованиям жизни и ФГОС, предусматривает новые креативные педагогические технологии овладения учащимися основными интеллектуальными инструментами ТРИЗ и другими методами для эффективного решения проблем. Но прежде всего она предусматривает непрерывность и преемственность развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на изобретательском уровне. [4]
[links&resources]
1. Гущина Е. С., Захарова Ю.В. Мотивация учения — основное условие успешного обучения. [Электронный ресурс] // ИД «Первое сентября». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/569621/
2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование XXI века (Теория и практика) // Монография. — М: МГИУ, 2007. — 306 с.
3. Крюков С. Психологическая разгрузка и релаксация. [Электронный ресурс] // Онлайн библиотека тренинг-центра Синтон. — Режим доступа: http://www.syntone.ru/library/books/content/7610.html?current_book_page=6
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс] // Концепт. — 2015. — № 08 (август). — Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm
5. УМК «Звездный английский» («Starlight — 2, 3, 4»). Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка (авторы К. М. Баранова, Дж. Дули, В. В.Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс) — 2011.
6. Картинка для статьи. Режим доступа: http://kurashkojulya.ucoz.ru/load/portret_triz/1-1-0-5
7. “Do you like broccoli ice-cream?”. Режим доступа: http://supersimplelearning.com/songs/original-series/three/do-you-like-broccoli-ice-cream/