«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ЧЕРЕЗ ВНЕДРЕНИЕ КОМПЛЕКСА ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ)

Понедельник 21 марта 2016


Сегодня научить маленького человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно – вот важная задача учителя.
Технология продуктивного чтения помогает воспитать грамотного читателя. Уроки в данной технологии могут быть разнообразными по своей структуре и организации.

Today to teach the little man is not enough. To teach him to read intelligently is an important task of the teacher.
Technology of productive reading helps to develop a competent reader. The lessons in this technology can be diverse in their structure and organization.

настроение: деятельностное

ключевые слова: ФГОС, технология продуктивного чтения, этапы урока, эффективные приемы и методы обучения

город: Чехов-2, Московской обл.

e-mail: baevaml@mail.ru

Чтение и письмо открывают человеку новый мир,
особенно в наше время, при нынешних успехах разума.
Н.М. Карамзин

Сегодня научить маленького человека читать недостаточно. Научить его читать осмысленно, продуктивно, воспринимать текст, прослеживая причинно-следственные связи — вот важная задача учителя. Технология продуктивного чтения — это технология деятельностного типа, которая помогает воспитать грамотного читателя. Она требует обеспечения полноценного восприятия и понимания прочитанного текста, «переживания» произведения искусства читателем.

Восприятие — активный процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

Понимание текста — еще одно важное умение читателя. Именно полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста и называется основным «продуктом» чтения любого текста.

Теория формирования типа правильной читательской деятельности обеспечивает последовательность естественных для любого читателя шагов при чтении любого текста, включение его в «общение» с автором, глубокое понимание проблемы, обсуждаемой автором. Решение задач литературного образования предполагает сочетание законов психологии, филологии и педагогики и неповторимости их проявления в каждом конкретном тексте.

Чтение и понимание текста одновременно является и целью, и средством в современном образовании.

С позиции структуры читательской деятельности технология продуктивного чтения предполагает три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель технологии продуктивного чтения — глубокое понимание текста.

Средство — вычитывание содержания, подтекста и концептуальных смыслов в ходе трех этапов работы с любым текстом.

I этап: Работа с текстом до чтения

Цель I этапа — развитие читательского интереса, антиципация, т. е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

На I этапе происходит постановка целей урока с учетом общей учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической готовности учащихся к работе.

Главная задача учителя — мотивировать ребёнка прочитать рассказ, текст, книгу.

II этап: Работа с текстом во время чтения

Цель II этапа — понимание текста и создание его читательской интерпретации, т. е. толкования и оценки текста.

В начале II этапа происходит первичное чтение текста. Это может быть самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

После первичного чтения текста выявляется первичное восприятие с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств (на выбор учителя).

Учащиеся выявляют совпадения своих первоначальных предположений с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

Далее текст перечитывается медленно, «вдумчиво» или перечитываются его отдельные фрагменты. После повторного чтения текста — анализ. Приемы могут быть следующие: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов. Это может быть постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части текста, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного или постановка к тексту обобщающих вопросов.

В случае необходимости можно обратиться к отдельным фрагментам текста для детального анализа. И только после этого можно прочитать текст выразительно вслух, обрабатывая произношение, смысловое ударение, скорость чтения.

Главная задача учителя — обеспечить полноценное восприятие текста.

III этап: Работа с текстом после чтения

Цель III этапа — корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача учителя — обеспечить углубленное восприятие и понимание текста.

На III этапе идет обсуждение текста, так называемая концептуальная (смысловая) беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Ребёнок учится правильно интерпретировать и обоснованно оценивать произведение, соотносит свое восприятие с авторской позицией.

Идет выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

На данном этапе возможно знакомство с творчеством писателя, его произведениями, планами.

Мы опять возвращаемся к заглавию и обсуждаем смысл заглавия. Также идет обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с читательским представлением.

В качестве домашнего задания возможно выполнение творческих заданий: составление плана произведения, продолжение рассказа, выполнение заданий по изготовлению иллюстраций. Возможна драматизация сказок в начальной школе, диалогов в средней школе, организация дебатов в старшей школе.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Рассмотрим действия учителя и деятельность учащихся на уроке работы с текстом.

ЭТАПЫ УРОКА:

Организационный момент

Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Общая готовность детей к уроку

 

 

Проверка готовности Самоконтроль готовности
2. Концентрация внимания детей Выбор эффективного приема концентрации внимания

 

 

Реакция на учителя, внимание
3. Общий план действий Наличие общей установки на урок Самоопределение:
· знаю, что буду делать;
· понимаю, хочу делать;
· думаю, что смогу сделать.

Примеры организованного начала урока, помогающие привлечь внимание ученика и пробудить в нем любопытство:

  • Спокойная музыка;
  • Девиз, речевка, пословица, соответствующая теме урока;
  • Картинка (картинки), привлекающая внимание и соответствующая теме урока (можно с юмором) и т.д.
  1. Работа с текстом до чтения
Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Проверка домашнего задания Выбор способа проверки. Самооценка и самоконтроль Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, в парах, группах
2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока Точность подобранных заданий. Способ постановки темы, проблемы урока

 

Умение зафиксировать затруднение, сформулировать тему урока
3. Антиципация чтения Организация подготовки учащихся к чтению текста, прогнозирование содержания

 

 

 

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста
4. Появление целей урока Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе

 

 

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста

На подготовительном этапе можно предложить следующие виды упражнений:

  • Работа по актуализации лексики в виде составления слов из частей. На отдельных листочках части слов; предлагается найти к началу слова окончание. Таким образом, ученики случайным образом составляют пары для дальнейшей работы.
  • Решение кроссворда с лексикой по теме.
  • Обсуждение иллюстраций, демонстрирующих лексику по теме текста.
  • Обсуждение названия текста, антиципация и т.д.
  1. Работа с текстом во время чтения
Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Первичное чтение текста Выбор вида первичного чтения.

Выбор способа выявления первичного восприятия. Соотнесение качества первичного восприятия с содержанием последующей работы.

Самостоятельное чтение, чтение-слушание.

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, ее адекватность тексту. Умение выразить свои чувства. Проверка своих предположений

2. Перечитывание текста Организация вдумчивого чтения, вычитывание подтекста Умение включаться в диалог с автором. Отвечать на вопросы учителя. Аргументировать свою точку зрения
3.Беседа по содержанию Обобщение прочитанного. Отработка выразительного чтения Умение отвечать развернуто. Умение определить тему текста

Непосредственно чтение состоит из первичного чтения (эту работу можно организовать в парах) и вдумчивого чтения, которое можно выполнять как индивидуально, так и в парах.

Здесь возможны разнообразные приемы:

  • Восстановление целостности текста из его частей.
  • Подбор иллюстраций в правильной последовательности, соответствующей содержанию текста.
  • Обсуждение текста и ответы на общие или специальные вопросы по тексту.
  • Подтверждение правильности высказывания: задание на True, False,

       Not Stated.

  • Задания на Multiple choice.
  • Задания на Vocabulary matching.
  • Задания на Word definitions.
  • Задания на Gap fill.
  • Задания на Transformation exercises.

И только после вдумчивой работы с текстом предлагается прочитать его выразительно вслух.

  1. Работа с текстом после чтения
Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Концептуальная беседа по тексту Постановка проблемного вопроса к тексту Участие в коллективной дискуссии. Выдвижение гипотез, умение корректировать свою точку зрения
2. Знакомство с писателем Организация беседы о личности писателя. Работа с независимыми источниками

 

 

 

Умение дать характеристику личности писателя на основании прочитанного. Работа с дополнительными источниками
3. Работа с заглавием, иллюстрациями Обсуждение смысла названия. Обращение к иллюстрациям

 

 

 

Определение идеи названия. Соотнесение текста с иллюстрациями, свой взгляд
4. Творческие задания Выбор творческого задания

 

 

 

 

Выполнение задания самостоятельно, в паре, в группе

После обсуждения текста обязательно нужно вернуться к началу работы и проверить, верны ли предположения, которые были сделаны из анализа названия и иллюстраций.

Художественный текст, сказку, диалог можно драматизировать, пересказать от лица различных персонажей, нарисовать иллюстрации к эпизодам, которые произвели набольшее впечатление.

Подведение итогов урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Аргументированное оценивание качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся в целом и по отдельности. Повторение «нового знания». Организация подведения итогов урока учащимися Оценка и рефлексия собственной деятельности: «Сегодня я научился …», «Я еще не очень хорошо читаю выразительно, мне надо …»

Перечисление своих действий: читали рассказ автора …, название произведения …, проблема, обсуждаемая в тексте … Демонстрация главного итога

 

Домашнее задание

Выбор домашнего задания зависит от результатов урока, от целей следующего урока. Домашнее задание должно носить дифференцированный и индивидуальный характер, учитывающий деятельность учащихся на уроке, их способности и возможности.

Это может быть:

  • исследовательское, поисковое задание;
  • самостоятельное чтение текста;
  • задание в учебной тетради;
  • заучивание наизусть;
  • работа по развитию речи.

 Достижение планируемых результатов можно отслеживать и фиксировать в учетных таблицах. Например:

Качество формирования УУД

№ п/п ФИО учащегося Умение читать с пониманием
Опреде-
ляет тему текс-
та
Задает и отвечает
на вопросы
по содер-
жанию
Выделяет главных героев Воспроиз-
водит отдельные эпизоды
Отмечает непонят-
ные слова и приме-
няет языковую догадку
Одно-
сложно передает смысл прочитан-
ного
1
2
3

 

Получаемая информация служит для анализа индивидуальной динамики, а также степени сформированности учебных действий в целом у класса, что позволяет целенаправленно организовывать их формирование, вносить необходимые коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

 Опора на технологию продуктивного чтения не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

[links&resources]

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Иностранный язык. — М. : Просвещение, 2010. http://standart.edu.ru/catalog/aspx?catalogId=2626
2. Примерные программы основного общего образования. Иностранные языки. — М. : Просвещение, 2009. — 144с.
3. Образовательные технологии: сб. мат. — М. : Баласс, 2012. — 160 с.

1 Comment »

Lubov Koltun:

Замечательная статья. Спасибо автору.

22 марта 2016 | 2:39
Оставить комментарий

Комментарий

..