НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАНИЮ КАРТИН
Автор: Татьяна ПОЗДЕЕВА | Рубрика: ИЗ ПРАКТИКИ УЧИТЕЛЯ Среда 23 марта 2016Использование разнообразных картин и фотографий на уроке способствует повышению мотивации учащихся к изучению иностранного языка, развивает воображение и внимание, стимулирует творчество и фантазию.
Using different pictures and photos during a lesson helps us to motivate our students in learning foreign languages. It develops imagination, attentiveness, helps to be more creative.
настроение: позитивное
ключевые слова: описывать картину, сравнивать картины, воображение, ситуация, играть роль
город: пос. Заречная Медла, Дебёсский район, Удмуртская Республика
С введением устной части ЕГЭ, где основной задачей является описание и сравнение картин, все более и более на уроках английского языка становится работа с картинами и фотографиями.
Бесспорна и неоценима роль использования картин в обучении иностранному языку. Во-первых, иллюстрации — это наглядный материал, визуальная опора. Дети непроизвольно обращают на них взор, а то, что привлекает взгляд, привлекает и внимание обучающегося. Во-вторых, картина — это ситуативность, которая так необходима на уроках иностранного языка. Картина предлагает больше возможностей для создания естественной среды коммуникации. Таким образом, использование картин на уроке является мощным стимулом для повышения мотивации к изучению иностранного языка. Поэтому работа с иллюстрациями является неотъемлемой частью современного коммуникативного урока. Но их использование не должно быть самоцелью, они должны служить учебным целям и задачам урока. Для этого нужно уметь правильно и мотивированно включать в урок разнообразные формы работы с иллюстрациями.
Современные УМК предлагают красочные и разнообразные иллюстрации, фотографии и картинки. Иллюстрации сопровождаются соответствующими текстами и заданиями. Учащимся предлагается, например, соотнести текст с картинкой; найти к картинке соответствующий комментарий из текста; сравнить/описать картинку, опираясь на план/вопросы и т.д. Имея опыт работы по УМК «Английский в фокусе», могу сказать, что авторы учебника предлагают работу по картинам системно, целенаправленно. В арсенале любого учителя всегда найдутся формы и приёмы повышения мотивации к изучению своего предмета. Хочу поделиться с некоторыми приемами работы по картинке из своего опыта.
В УМК для начальной школы при работе с иллюстрациями мы видим готовые предложения — описания картин с использованием грамматической структуры there is/are, there isn’t/aren’t; it is/it isn’t и упражнения рецептивного характера к ним:
Spotlight 3 класс. Модуль 4, упр. 4, стр. 63 — выбрать подходящую картинку к тексту описанию.
упр. 5, стр. 71 — дополнить подходящими словами описание картинки;
Модуль 6, упр. 2, стр. 102 — выбрать правильную грамматическую форму в предложениях, описывающих картинку.
Spotlight 4 класс. Модуль 4, упр. 5, стр. 55 — согласиться или не согласиться с утверждениями, описывающими иллюстрацию.
Spotlight 5 класс. Модуль 3, упр. 1, 5, стр. 54 — выбрать правильную грамматическую и лексическую форму в предложениях, описывающих фотографии.
Spotlight 6 класс. Модуль 2 упр. 3 стр. 24 — вставить правильное слово в предложение, опираясь на фотографию.
Для описания сюжетных картин важно правильное использование Present Continuous. Уже на начальном этапе на эту тему предлагается множество упражнений.
Spotlight 3 класс. Модуль 7, упр. 3, стр. 111 — ответить, кто чем занимается.
Упр. 1, стр. 112 — согласиться или не согласиться с утверждениями, описывающими действия персонажей на картинке.
Spotlight 4 класс. Модуль 1, упр. 7, стр. 23 — согласиться или не согласиться с утверждениями, описывающими действия персонажей на картинке.
Такого вида упражнения учащиеся начального этапа выполняют с радостью и интересом. Они не вызывают затруднений, доступны и результативны.
На среднем этапе обучения рецептивные виды упражнений постепенно заменяются продуктивными, включая в работу опоры в виде образца, плана или вопросов. Например, Spotlight 5 класс. Модуль 10, упр. 7, стр. 119 — задание: описать картинку, опираясь на образец и план.
Учащимся предлагается выбрать для описания свою личную фотографию, что их мотивирует в большей степени. Создается реальная ситуация общения. При изучении таких тем учебного курса, как «Семья», «Друзья», «Школа», «Путешествия», «Каникулы» и т. д. приветствуется использование личных фотографий учащихся. Детям всегда нравится рассматривать фотографии друзей, слушать их рассказ и задавать вопросы. Именно реальные фотографии великолепно способствуют появлению внутренней потребности высказаться.
В старших классах на страницах УМК “Spotlight” мы уже встречаемся с упражнениями полностью продуктивного характера. К сожалению, авторами не предусмотрены полезные выражения и опоры для описания картин. Не всегда и не все дети оперируют набором нужной лексики на данном этапе обучения, поэтому учителю приходится предлагать её для использования в классе.
Чтобы разнообразить работу по описанию картинок, я использую следующие игровые упражнения.
1. «What is different?»
Использование двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4—5 и более различий, о которых нужно рассказать. При использовании такого рода картинок обеспечивается многократное повторение определенных лексико-грамматических структур. Это обороты с глаголом to be (There is/are); структуры в Рresent Indefinite Tense (I see/don’t see… Не/she sees/doesn’t see..); структуры в Present Continuous Tense и т. д. Решается речевая задача: одни школьники называют различия, другие слушают; возникает естественная ситуация для коммуникации.
В старших классах я, наоборот, использую две разные картинки, но имеющее что-то общее. Например, город и село. What is there / isn’t there / are there / aren’t there in the city and in the country? (Spotlight 9 класс, Модуль 2d, стр. 32, упр. 1). Ввожу элемент соревнования: кто больше? кто быстрее?
Также интересны для сравнения фотографии одного и того же пейзажа в разное время года.
2. «Hide-and-seek»
На доске несколько картинок с изображением различных мест: город, село, кинотеатр, музей, театр и т. д.; комнат дома; магазинов в торговом центре и т. д. Учитель «прячется» в одном из этих мест, создает условно-речевую ситуацию. Учащиеся задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». “Are you on the… / in the… / behind… / in front of…” или “Are you standing? / shopping? / reading? / watching film?” и т. д. Отгадавший сам «прячется» и все снова пытаются его «найти». Учителю не придется просить: «Спроси…, задай вопрос…». У обучающихся появляется внутренняя мотивация, интерес.
3. «Wanted»
Создаем условно-речевую ситуацию: совершено преступление, разыскивается преступник. На доске развешены фотографии «преступников». Учитель описывает одно из изображений человека, дети должны догадаться, кто же “совершил преступление”. Затем дети сами, становятся детективами и описывают предполагаемого преступника, а остальные догадываются. Происходит тренировка и закрепление лексики по описанию внешности человека, грамматической структуры She/He is/isn’t…./She/He has got/hasn’t got…
4. «Speaker and artists»
Один из учащихся стоит у доски — он Speaker. У него в руках картинка, которую ему предстоит описать в деталях. Все остальные не видели картинку, и им предстоит нарисовать её по описанию говорящего. Это может быть сюжетная картина или описание местности. Происходит тренировка лексики, необходимой для описания. На первых порах следует предоставлять наглядную опору для высказывания:
Полезные выражения:
In the picture…,there is/are…, in the middle of the picture…, in the background/in the foreground…, on the left/on the right…, it is/they are…
В конце можно устроить выставку и выбрать самую точную копию «оригинала».
5. «Traveller»
Среди детей выбираем путешественника, который опишет места, где он путешествует и свои чувства. На доске представлено множество картин или фотографий, изображающих разнообразные ландшафты и климат. Например, пляж в солнечный день, зимний лес или горный пейзаж. Путешественник начинает рассказывать, что он чувствует в данный момент и что видит. Остальные должны догадаться, где он находится. Отгадавший сам «отправляется в поездку».
Полезные выражения:
I see…, It is a sunny/rainy/stormy/cloudy… day. There is/are… I am (very ) hot/cold/tired/excited…и т. д.
Таким образом, обучаясь с увлечением, дети овладеют коммуникативными навыками устной речи. Использование красочных иллюстраций и личных фотографий повышает внутреннюю мотивацию обучающихся. Последовательная и системная работа с картинками на уроке приведет к положительным результатам. В дальнейшем у детей не будет страха перед устной частью итоговой аттестации.
[links&resources]
1. Быкова Н., Дули Дж., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе». М.: Просвещение; UK.: Express Publishing, 2010. 2–4 классы.
2. Ваулина Ю.Е., Дули Дж., Подоляко О.Е., Эванс В. УМК Английский в фокусе. М.: Express Publishing: Просвещение, 2010. 5–9 классы.
3. Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В., Эванс В. УМК Английский в фокусе. М.: Express Publishing: Просвещение, 2015. 10–11 классы.