«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Понедельник 14 марта 2016


Достижение высокого уровня профессионализма учителя невозможно, с одной стороны, без его самоопределения собственной миссии в современной инновационно-образовательной среде; а с другой стороны, без создания организационно-педагогических условий для повышения мотивации профессионального роста учителя, в том числе в системе повышения квалификации.

To achieve a high level of professionalism is impossible, on the one hand, without teacher’s self-determination of his own mission in the present innovative and educational environment and, on the other hand, without a creation of organizational and educational conditions for educator’s motivation increase in the process of advanced training.

настроение: жизнелюбивое

ключевые слова: мотивация, профессиональный рост, организационно-педагогические условия, система повышения квалификации учителей Кемеровской области

город: Кемерово

Современному обществу требуется творческая личность, готовая к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной сфере, принимающая и воплощающая инновации в жизнь.

Воспитать такую личность может только педагог, который сам обладает перечисленными качествами: инновационной компетентностью, педагогическим мастерством, стремлением к непрерывному профессиональному росту. В связи с этим, очевидным становится тот факт, что современный педагог должен быть не только высококвалифицированным специалистом, отлично знающим свой предмет, но и творчески мыслящей личностью, социально активной, конкурентоспособной, ориентированной на гуманистические ценности, самостоятельно принимающей решения, обладающей профессионально и личностно значимыми качествами и способностями, а также устойчивой положительной внутренней мотивацией к профессиональному росту.

В государственной программе Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014—2016 годы отмечается, что достижение нового качества образования предполагает обновление состава и компетенций педагогических кадров. Обновление профессиональных педагогических компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требует в первую очередь мобильности и гибкости самой системы повышения квалификации. Одной из задач Государственной программы является «…развитие механизмов стимулирования непрерывного профессионального роста педагогов, их мотивации к повышению качества работы, создание условий для развития профессионализма работников образования» [1]. Повышение профессионального уровня педагогов и мотивированность педагогического корпуса на непрерывный профессиональный рост — необходимое условие модернизации всей системы образования.

Актуальность проблемы развития мотивации педагогов к профессиональному росту предъявляет особые требования к содержанию деятельности учреждений дополнительного профессионального образования.

Необходимость изучения мотивации и способов ее формирования и развития обусловлена ещё и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на её потребность в саморазвитии и самосовершенствовании, стимулирует раскрытие творческого потенциала.

Практика показывает, что система повышения квалификации изменяется в связи с обновлением содержания образования и подходов к педагогической деятельности, повышая мотивационную готовность, совершенствуя уровень профессионализма педагогов, позволяющие выделить значительные изменения на всех уровнях общего, среднего и высшего профессионального образования.

Профессиональная активность педагога проявляется в его адаптивности к квалификационным требованиям, которые нормативно определены и запускают внутренние механизмы самоконтроля. Учёт требований формирует поведение в соответствии с декларируемыми ценностями, что позволяет продуцировать собственную профессиональную концепцию, осуществлять поиск новых способов действия. В результате строится индивидуальная траектория профессионального развития педагога.

В содержании направлений деятельности Центра развития иноязычного образования (Центр РИО) кафедры гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин (ГиХЭД) Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) уделяется особое внимание решению этого вопроса. Система повышения квалификации объективно выступает профессиональным пространством, где педагог получает возможность не только приобретать новые знания в своей предметной области, но и развиваться профессионально, совершенствовать компетентность, осмысливать динамику своего профессионализма, отрефлексировать уровень развития собственной компетентности, ресурсы и риски, увидеть тенденции в развитии теории и практики профессиогенеза, апробировать свои профессиональные умения, получить обратную связь в процессе презентации своей профессиональной концепции и получить дополнительную возможность в самореализации.

Несомненно, большую роль в содержательной направленности индивидуального развития педагога играют профессионально-личностные установки, ориентации, ценности, смыслы. Но и создание организационно-педагогических условий призвано помочь педагогу в развитии профессионального роста. Например, реализация научно-методического сопровождения деятельности региональных муниципальных методических служб; внедрение инновационных педагогических технологий при организации курсовой и межкурсовой подготовки педагогов Кемеровской области, организация мероприятий с использованием эффективных форм деятельности педагога в инновационно-образовательной среде (ВТК, тьюторство, наставничество и др.); активное участие педагогов в работе регионального профессионального методического объединения (РПМО учителей-предметников) и др.

С 2014 года одной из форм консолидации учительского, научного и преподавательского сообщества учителей иностранных языков Кемеровской области для совместного решения затруднений и проблем, достижения целей, стоящих перед современной системой образования, явилось создание Центра развития иноязычного образования как структурного подразделения кафедры ГиХЭД. Целью работы Центра РИО является повышение и развитие уровня профессиональной компетентности педагогических работников, осуществляющих иноязычное обучение, а также формирование и развитие необходимого уровня иноязычной межкультурной компетенции всех участников образовательного процесса. Достижение данной цели реализуется через последовательное и результативное решение поставленных задач.

К результатам учебно-методической работы относится успешное проведение курсов повышения квалификации. Расширение спектра образовательных услуг и обеспечение их качества в соответствии с современными тенденциями государственной политики и образовательными потребностями работников образования Кемеровской области осуществляется посредством целенаправленного развития перспективных форм обучения слушателей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ); создания единой системы информационной среды института на основе современной материально-технической базы.

С целью создания условий для непрерывного профессионального роста педагогических работников в КРИПКиПРО Центром проводится активная работа по внедрению различных форм взаимодействия с педагогами в межкурсовой период, включая постоянно действующие семинары, проблемно-ориентированные семинары, веб-семинары, тематические, индивидуальные консультаций по http://www.tilt.tc проблемам образования.

Повышение квалификации осуществляется в дистанционной форме на сайте дистанционного обучения http://do.kuz-edu.ru/. Обучение ведется с использованием системы управления обучения Moodle. В системе дистанционного обучения Moodle (СДО) создается информационно-предметная среда, представляющая собой целостную образовательную систему курса по модулю, вынесенному на обучение с использованием ДОТ. Методы и приемы повышения квалификации педагогических работников совпадают с методами опосредованного педагогического общения обучающегося и преподавателя с применением интерактивных технологий, телеконференций в режиме реального времени.

Ежегодно педагоги Кемеровской области принимают участие в семинарах с участием ведущих методистов из Великобритании, организуемые партнером Центра — издательством «Просвещение». Цель таких семинаров — продвижение новых методов, технологий и ресурсов в преподавании английского языка, а также их использование в работе учителя. В ноябре 2015 года около 200 педагогов имели возможность узнать об инновациях в сфере обучения иностранным языкам на семинаре «Решение учебно-практических задач на уроке английского языка в процессе коммуникативной деятельности с использованием УМК и учебных пособий издательств “Express Publishing” и «Просвещение» с участием Джорджа Коколаса и Ника Мишелиудакиса. Содержание семинара помогает педагогам повысить уровень профессиональной, языковой и методической подготовки.

Постоянную методическую поддержку по вопросам содержания и http://www.tilt.tc тенденциям в иноязычном образовании педагоги получают с помощью активного участия в вебинарах, проводимых издательством «Просвещение». Участие в подобных мероприятиях позволяет учителям не только познакомиться с современными тенденциями в образовании, но и узнать особенности УМК по английскому языку, мнение ученых, авторов УМК по разным аспектам обучения и воспитания. Тематика вебинаров разнообразна и обеспечивает удовлетворение профессиональных интересов педагогов.

Традицией Центра РИО стало проведение семинаров-практикумов для учителей иностранных языков, референты которых являются языковые ассистенты партнеров Центра РИО: например, АНО «Центр немецкого языка» г. Кемерово — партнёр Гёте-Института, Международный Лингвистический Центр «Хайлайт», Ресурсный центр французского языка при КемГУ.

В рамках деятельности РПМО учителей иностранных языков создаются педагогические условия для участия профессионального сообщества учителей иностранных языков в управлении процессами иноязычного развития на всех уровнях школьного образования в регионе; повышения эффективности сетевого взаимодействия методических объединений учителей иностранных языков Кемеровской области.

Второй год подряд учителя иностранных языков наряду с учителями социально-гуманитарного цикла принимают участие в методическом марафоне, целью которого является расширение диапазона профессионального общения и продвижение позитивного имиджа учителя в условиях введения ФГОС общего образования, а также повышение профессионализма педагога и совершенствование качества гуманитарного образования.

В 2015—2016 учебном году кафедра ГиХЭД КРИПКиПРО осуществляет социально значимый проект «Второй методический марафон, посвященный Году литературы в России, “Литературные места России и родного края” с привлечением ведущих специалистов в области инноватики гуманитарного образования» (http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=5140&Itemid=875 )

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 № 79-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

В этом учебном году Марафон был направлен на интеграцию профессионального общения, оказание поддержки гражданской позиции членов общественных региональных профессионально-методических ассоциаций и объединений учителей социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин, диссеминацию лучших образцов научно-методической и практико-ориентированной педагогической деятельности на основе сетевого взаимодействия и использования образовательных ресурсов интернета, авторских медийных ресурсов за счет привлечения внимания педагогической общественности к участию в программных мероприятиях Года литературы в России и активизации проектно-исследовательской и методической составляющей картины мира компетентного педагога, работающего в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).

Конкурсные мероприятия марафона разнообразны: например, с сентября по октябрь 2015 года были организованы открытые педагогические конкурсы по 7 номинациям:

«Мой успешный урок» (конспекты уроков в технологической карте);
«Удивительный мир после урока» (программы внеурочной деятельности);
«Художественное творчество педагога: русское слово в красках»,
«Пусть музыка звучит!» (конкурс музыкального творчества педагогов),
«Система контроля и оценки метапредметных результатов учащихся основного общего образования»,
«Духовно—нравственное воспитание личности ребенка средствами национальной культуры»,
«Книга в моей жизни» (конкурс эссе на иностранном языке для учащихся 5—11 классов).

В конкурсных мероприятиях принимали участие 503 учителя социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин образовательных организаций всех видов Кемеровской области: русского языка, литературы, иностранного языка, истории, обществознания, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, музыки, курса «Основы религиозных культур и светской этики», педагоги, занимающиеся вопросами духовно-нравственного воспитания в школе и 791 учащийся 5—11 классов. Среди участников Марафона были учителя и учащиеся не только Кемеровской области, а также представители Иркутской, Мурманской и Тюменской областей.

Презентация опыта инновационной деятельности победителей, лауреатов и участников была организована в рамках программы мероприятий марафона, включающей проведение IV Всероссийской научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», авторских и научно-методических семинаров с привлечением выдающихся специалистов в области инноватики гуманитарного образования и представителей издательств «Просвещение», «Дрофа», «Вентана-граф».

По итогам марафона были подготовлены к публикации четыре сборника учебно-методических материалов в соавторстве с педагогами-практиками, членами ОО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» (ОО «АССУЛ») и участниками марафона, а также был создан банк учебно-методических материалов педагогов и электронных образовательных ресурсов, используемых в практике изучения литературы России и родного края на уроках и во внеурочной деятельности.

Активное участие педагогов Кемеровской области во Втором методическом марафоне, посвященному году Литературы в России, «Литературные места России и родного края», в программных мероприятиях марафона и высокое качество работ, представленных на конкурсные мероприятия, показали, что успешность педагога зависит от уровня его профессионализма, который складывается из используемых методик, современных средств и технологий, включая индивидуальный подход к ученикам, умение создать ситуацию успешности, доброжелательной атмосферы на уроке и, естественно, наличия внутренних установок, ценностей, мотивов к профессиональному росту.

Результаты проведения марафона в очередной раз показали, что мотивация к участию в подобных мероприятиях является важным условием профессионального роста педагога и обеспечивает активность личности в процессе достижения значимых результатов профессиональной деятельности.

В заключение необходимо отметить, что современная модель повышения квалификации обладает большими ресурсными возможностями для стимулирования мотивации профессионального роста за счет создания большого спектра организационно-педагогических условий, применения инновационных педагогических технологий, а также реализации индивидуализированных и персонифицированных моделей повышения квалификации. Сегодня содержание системы повышения квалификации призвано решать кризисные моменты профессиональной деятельности педагога. Именно обращаясь к вопросу формирования и развития мотивации профессионального роста педагога, можно помочь учителям выделить смысл профессиональной деятельности, осознать необходимость ее изменения в условиях стандартизации образования и смены образовательной парадигмы.

[links&resources]

Государственная программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014—2016 годы, утв. Коллегией Администрации Кемеровской области от 04.09.2013 № 367 [Электронный ресурс] / Об утверждении государственной программа Кемеровской области «Развитие системы образования Кузбасса» на 2014—2016 годы. — URL: http://образование42.рф/documents/70/

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.