«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Среда 16 Март 2016


Предлагаемый материал имеет своей целью раскрыть значение формирования национальных ценностей в иноязычном образовательном процессе.

В статье содержатся примеры использования методических приёмов и методов (word web, лексико-грамматические таблицы (ЛГТ), метод Diamond Poem), способствующих росту мотивации учащихся и направленных на формирование речевых навыков учащихся в контексте воспитания чувства патриотизма на уроках английского языка.

The offered material has the purpose to show the meaning of formation of the national values in foreign-language educational process.

The article contains examples of using such methods as word web, the lexical and grammatical tables (LGT), Diamond Poem method, promoting growth of students` motivation and directed on formation speech skills in the context of education patriotism at English lessons.

настроение: системно-деятельное

ключевые слова: национальные ценности, методические приёмы, word web, Diamond Poem, патриотизм, УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлев)

город: Белгород

e-mail: veronica.efanova@mail.ru

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют воспитание патриотизма, основанного на принципах гражданской ответственности и диалоге культур, как одно из приоритетных направлений в структуре ценностных ориентиров системы образования. Основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России являются базовые ценности российского общества [3].

Воспитательный компонент процесса иноязычного образования нацелен на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры. Знакомясь с традициями и культурой стран изучаемого языка посредством современных УМК по английскому языку, наши школьники могут многое узнать о воспитании чувства патриотизма в англоязычных странах. Метод компаративности, или сравнения, можно выделить как мотивационный в достижении реализации воспитательного аспекта обучения. Учащихся всегда привлекает тот материал или те факты, которые можно сравнить, сопоставить, ответить на вопрос «А как у них?». Если учителю иностранного языка тесны рамки учебника по данной проблеме, то пространство интернета может позволить это сделать за считанные минуты и разнообразить учебный материал культуроведческой информацией.

Например, на страницах электронного журнала «Солдаты России» [1], как и на многих других сайтах, можно найти много любопытной и полезной дополнительной информации к урокам английского языка, по тематике реализации социокультурного компонента, способствующей воспитанию чувства патриотизма, вызывающей желание задуматься над реалиями действительности.

Знакомство с историей американского флага всегда вызывает живой интерес у обучающихся. Учащимся можно рассказать о том, что звездно-полосатый флаг США встречает туристов в зале прилета аэропорта, на таможне, в багажном отделении, он развевается над государственными учреждениями, на лужайках перед частными домами, он даже соседствует с соломенным чучелом фермера Джека на празднике Хэллоуин, его (а точнее его маленькую копию) укрепляют на могильном камне обычного пса на частном кладбище животных и т. п.

А теперь давайте вспомним, где в нашей стране мы можем увидеть российский флаг? Попытайтесь с ребятами ответить на этот вопрос.

Ещё с одним любопытным фактом об американском воспитании чувства патриотизма можно ознакомить российских ребят. Например, в государственных и частных школах США занятия начинаются с утренней линейки в классах или спортивных залах, где все ученики произносят слова «Клятвы верности флагу США» (тридцать одно слово), прикладывая руку к сердцу. «Клятва верности флагу» была написана в 1892 году к 400-летию открытия Америки, а её слова все американские школьники знают наизусть:

“I pledge allegiance to the flag of the United States of America and to the Republic for which it stands, one Nation under God, indivisible, with liberty and justice for all” («Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех»).

Сравните, как начинаются занятия в российской школе.

Многочисленные и известные всему миру символы США — американский флаг, государственный гимн, статуя Свободы, белоголовый орел, Белый Дом, песня «Боже, благослови Америку» давно вошли в обиход повседневной жизни не только американцев. Личный патриотизм — это часть обыденной культуры США.

Что по этому поводу мы можем предъявить своим учащимся?

Любопытна и поучительна также информация о столице Соединенных Штатов Вашингтоне. Вашингтон известен как столица военных мемориалов Америки. Ни в одном городе мира нет такой концентрации музеев, памятников и ветеранских комплексов. Американцы умеют чтить память своих погибших, и американские воинские мемориалы — это символ того, что «никто не забыт, ничто не забыто». Здесь также необходимо проводить параллели с российской действительностью.

Знакомясь со статистическими данными американской прессы, можно узнать много любопытных фактов: 75% американских семей испытывают чувство гордости за свою страну и одобряют международные действия своего правительства, 50% владельцев индивидуальных домов вывешивают национальный флаг у порога, 25% водителей украшают свои автомобили американскими флажками и наклейками с патриотическими призывами и поддержкой президента Барака Обамы.

Конечно, Россия никогда не станет Америкой, нет никакой необходимости подражать Америке во всем, но патриотическим воспитанием и опытом США не стоит пренебрегать.

В нашей российской истории есть даты, события, традиции, великие имена, которые остаются нашими ценностными ориентирами, нашей гордостью и примером великого подвига.

УМК «Английский язык» (2—11) издательства «Просвещение» авторского коллектива под редакцией В. П. Кузовлева создан на основе современной научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Содержание УМК направлено на воспитание у учащихся любви к Родине и к родному краю. Воспитательный потенциал материала УМК позволяет учителю иностранного языка в полной мере реализовать культуроведческий компонент, а рубрика “In your culture” способствует развитию умения обучающихся представлять культуру своей страны и малой родины.

В Белгородской области на уроках иностранного языка школьники учатся представлять свою малую родину, изучая такие темы, как флаг и герб Белгородской области, историческое прошлое и настоящее родного края, знаменитые люди Белгородчины и многие другие. В Белгородской области нет, наверное, ни одного школьника, который бы не знал символики родного края, не смог бы назвать имени нашего земляка героя Советского Союза, военачальника Великой Отечественной войны 1941—1945 Николая Фёдоровича Ватутина, не гордился бы нашей знаменитой олимпийской чемпионкой Светланой Хоркиной, не посетил военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление» и многие другие исторические места Белгородчины.


Одной из самых значимых тем в воспитании чувства патриотизма наших учащихся остается тема Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и, конечно, День Победы — праздник, который наша страна отмечает 9 мая. Воспитание чувства уважения и признательности к участникам Великой Отечественной Войны, воспитание преемственности поколений, сохранение истории нашей Родины, воспитание готовности к диалогу культур — задачи учителя иностранного языка, работающего по формированию духовно-нравственных ценностей российских школьников.

В свете последних геополитических конфликтов учителю иностранного языка следует поднимать эти вопросы на своих уроках и во внеурочной деятельности. В целях воспитания патриотизма и предотвращения новых войн учащиеся должны задуматься над вопросами: «Кто завоевал Победу?», «Что такое война?», «Какие бывают войны?», «Как предотвратить войну?», «Что несет война?», «Какой он, День Победы?» и др.

Можно выделить следующие примеры применения активных методических приемов обучения в иноязычном образовательном процессе, способствующих развитию мотивации учащихся и направленных на формирование как речевых навыков, так и национальных ценностей:

  1. Метод ассоциаций или word web (позволяет активизировать лексические навыки учащихся по предложенной обучающимся теме):
    What associations with the word war (victory) do you have?
  2. Лексико-грамматические таблицы (ЛГТ) [2] предназначены для создания организации коммуникативного овладения иноязычной структурой речи.
    You have different opinions about war.
    Express your opinions using the table below.

    По окончании работы с ЛГТ «War» предложите своим учащимся создать свою таблицу, например по теме «Victory»: Make your own table with the word «Victory».
  3. Метод Diamond Poem (написание небольшого стихотворения по предложенной схеме):
    Line 1 — a one word noun
    Line 2 — two adjectives that describe the noun
    Line 3 — three verbs that the noun does
    Line 4 — four things (nouns) that the top noun and the bottom noun has
    Line 5 — three verbs that the bottom noun does
    Line 6 — two adjectives that the describes the bottom noun
    Line 7 — a one word noun that is opposite the top noun

War

civil, world

battle, bombe, attack

government, soldier, people, country

sing, build, live

friendly, happy

Peace

В целях реализации воспитательного аспекта обучения иностранному языку предложите учащимся написать антивоенные лозунги (в рамках тематического учебного мероприятия), направленные против разжигания новых войн, например, “Stop wars!”, “No war!”, etc.

Учитель иностранного языка, имеющий в своей методической копилке материалы, посвященные нашим истинным историческим базовым ценностям, может и должен посадить зерно патриотического воспитания, которое прорастет, формируя в школьниках любовь к Отечеству, желание служить своей стране, а также уважать культуру и традиции стран изучаемого языка.

[links&resources]

1. Машатин В. Флаг над поленницей дров. Очерки американского патриотизма № 1—3 /2012 журнал «Солдаты России» URL: http://www.soldatru.ru/read.php?id=1498;
2. Юшкова Е. В. Лицо войны: материалы урока английского языка по военной проблеме. — Коммуникативная методика №1, 2005 г., Воронеж, с. 2—5;
3. URL: http://standart.edu.ru/;
4. URL: http://lenta.ru/world/2002/06/27/pledge/ (фото);
5. URL: http://www.afishka31.ru/news/culture/3397.html (фото).

1 Comment »

Гончаров Сергей Павлович:

Большое спасибо за статью. Много очень интересного и социокультурного материала, который можно эффективно использовать на уроках. Автор показал на практике важность духовно-нравственного компонента на уроках иностранного языка, особенно в наше сложное в политическом смысле слова время. Уже успешно применил материалы статьи на практике. Прекрасный результат. Спасибо!

26 Март 2016 | 12:02
Оставить комментарий

Комментарий

..