«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТЫ К УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ!

Среда 30 марта 2016

Метод проектов в преподавании школьных предметов — требование времени, это интерактивный метод, который способствует активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в процессе обучения. Применение данного метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий. Проектная деятельность позволяет применять языковой материал творчески, организовать коммуникативную деятельность детей в классе и внеурочное время, стимулировать их самостоятельную работу, тем самым обеспечивая формирование коммуникативной компетенции на всех этапах обучения английскому языку.

The project method in teaching school subjects is the requirement of our time, it is an interactive method which promotes an active, independent and initiative position of students in learning. The application of this method at English lessons and in extracurricular activities contributes to the formation of students’ study skills. Project activities allow you to apply the language material creatively, to organize communicative activity of children in class and extracurricular time, to stimulate their independent work, thereby providing the formation of communicative competence at all stages of learning English.

настроение: творческое

ключевые слова: проектная деятельность, проектный метод, модуль, УУД, коммуникативная компетенция

город: Коряжма, Архангельская область

В 2011—2012 учебном году наша школа приступила к активному внедрению ФГОС общего образования. Ключевыми словами стали системно-деятельностный подход, универсальные учебные действия, педагогические технологии, учебный проект и т. д. В 2014 году Архангельский областной институт открытого образования (АО ИОО) организовал конкурс модулей к программам повышения квалификации с целью развития практики повышения квалификации работников образования на базе образовательных организаций, проведения выездных практических занятий в ходе курсовых мероприятий, создания условий для демонстрации лучшего опыта специалистов, педагогов и руководителей на региональном уровне. Наша школа, являясь ресурсным центром АО ИОО, активно включилась в это мероприятие, представив на конкурс модули по четырем предметам (английский язык, литература, история, начальная школа).

В октябре 2014 года я представила модуль «Использование технологии проектов в учебной деятельности (на уроках английского языка)» своим коллегам.

Почему я остановила свой выбор на этой теме? Многие педагоги (и мои коллеги в том числе) скептически относятся к проектной деятельности на уроках английского языка, объясняя это тем, что на проектную деятельность уходит много времени, не все обучающиеся добросовестно выполняют задания, ответственность за результат ложится, в основном, на плечи учителя и сильных учеников. Конечно, это мнение имеет право на существование. Но сегодня проектный метод в преподавании школьных предметов — требование времени, интерактивный метод обучения, способствующий формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащегося в учении. Поэтому, составляя календарно-тематическое планирование, я всегда отвожу время для работы над проектами. Разумеется, большинство проектов краткосрочные, но их выполнение позволяет обучающимся представить свой взгляд, свою точку зрения на различные проблемы, актуализируя знания и умения по теме (в том числе и из других предметов).

Еще до внедрения новых стандартов мои ученики с  удовольствием создавали проекты по различной тематике: “Literary map of Your Region”, “Jobs Around Us”, “A—Z of My Country”, “Fashion Show”, “Eco Problems of My Town”, “Wonders of My Region”, “Subcultures”, “What would you like to invent?” (УМК «Английский язык», В. П. Кузовлев). Работа над проектами оживляла учебный процесс, позволяла взглянуть на жизнь родного города, друзей, существующие проблемы с разных сторон. Уроки становились интереснее, живее и продуктивнее.

Несомненно, метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС ОО. Проектная деятельность играет важную роль в формировании регулятивных УУД (определение целей деятельности, составление плана действий, анализ результатов и сравнение их с исходным замыслом, понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации). При формировании познавательных УУД  работа над проектами дает возможность предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Совместная проектная  деятельность учащихся  способствует формированию коммуникативных УУД: умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

Значительная часть проектов выполняется индивидуально, но ни для кого не секрет, что работа в группах носит более творческий характер. Она дает ребятам возможность проявить различные таланты, например оформительские, которые не менее важны для успеха проекта, чем умение хорошо писать по-английски. Таким образом, работая над проектом и представляя его результаты, школьники учатся лучше понимать  устную речь на иностранном языке, сообщать собеседнику важную информацию,  задавать вопросы и отвечать на них, выражать различные мнения.

Во время реализации модуля  я провела для коллег  открытые уроки в 5 и 10 классах по теме «Школа» (так удачно совпала тематика циклов в календарном планировании!). Это были уроки комплексного применения знаний, они позволили показать уровень владения языковым материалом при изучении одной темы  на разных ступенях обучения, работу над формированием УУД.

Пятиклассники сравнивали расписание уроков, анализировали школьное меню, искали новую информацию в тексте, работая в группах и парах, рассказывали о своих любимых школьных предметах. Результатом работы на уроке стал издательский мини-проект – стенгазета “All about Our School”.


Учащиеся 10 класса представили на суд зрителей результат работы над проектом “Start Anew”, который готовили в течение четверти. Они привели результаты опроса одноклассников о тревогах и ожиданиях в новом учебном году, изучили тенденции школьной моды в разных странах и предложили разработки своих моделей, сравнили современную школу со школами своих родителей, дедушек и бабушек. Не остались без внимания интересы и увлечения сегодняшних старшеклассников. Сюрпризом урока стало аудио-видеописьмо от одноклассников, которые были в это время на выездных соревнованиях и конкурсах.
Нашу совместную с ребятами работу на проектами высоко оценили мои коллеги – учителя английского языка школ города и научные руководители ресурсного центра. Итогом работы по теме модуля стало создание мини–проектов педагогами и их защита.


Мои коллеги работают в группе над созданием мини-проекта.

В заключение хочу сказать, что одной из задач моей работы по-прежнему остается применение метода проектов, способствующего формированию УУД, на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Проектная деятельность позволяет творчески применить языковой материал, организовать активную коммуникативную деятельность детей, стимулировать их самостоятельную работу, тем самым обеспечивая формирование коммуникативной компетенции на всех этапах обучения английскому языку.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.