«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Современные образовательные технологии. Метод проектов

Понедельник 23 Май 2016

Использование проектной технологии даёт большие возможности для расширения образовательных рамок, огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, развивает творческий потенциал, расширяет кругозор, повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.

The use of project technology gives great opportunities for expansion of educational frames, huge motivational potential and promotes the principles of individualization of learning. The pupils’ project work allows them to act as authors, to develop their creative potential, extends their outlook, increases the level of practical English proficiency, develops the skills of independent activity.

настроение: творческое

ключевые слова: метод, проект, проблема, планирование, информация, продукт, презентация, портфолио

город: г. Подольск, Московская область

e-mail: alka2677@mail.ru

Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить.
Джон Дьюи

В наше время успешность человека во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда; вот чему должна учить школа.

Сегодняшняя педагогика немыслима без  деятельностных технологий обучения, которые опираются на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие.

Е. С. Полат определяет метод проектов как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом.

Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Для ученика проект — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Для учителя учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, такие как: проблематизация, целеполагание, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация и самопрезентация, а также поиск информации, практическое применение академических знаний, самообучение, исследовательская и творческая деятельность.

Требования к реализации метода

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
  5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
    • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозгового штурма», «круглого стола»);
    • выдвижение гипотез их решения;
    • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.);
    • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
    • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
    • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
    • выводы, выдвижение новых проблем исследования

Основные этапы проектной деятельности

I — погружение в проект;

II — организация деятельности;

III — осуществление деятельности;

IV — презентация проектов.

I этап — погружение в проект. Этот этап называется мотивационным: учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;  ученики  обсуждают, предлагают  собственные идеи.

Учитель формулирует:

  1. Проблему проекта;
  2. Сюжетную ситуацию;
  3. Цель и задачи.

Учащиеся осуществляют:

  1. Личностное присвоение проблемы;
  2. Вживание в ситуацию;
  3. Принятие, уточнение и конкретизация целей и задач.

 

II этап — организация деятельности.  Этот этап называется  планирующим — подготовительным  этапом:

  • определяются тема и цели проекта,
  • формулируются задачи,
  • вырабатывается план действий,
  • устанавливаются критерии оценки результата и процесса,
  • согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности.

Учитель организует деятельность, предлагает:

  1. Организовать группы
  2. Распределить роли в группах
  3. Спланировать деятельность по решению задач проекта
  4. Возможные формы презентации результатов

     Учащиеся осуществляют:

  1. Разбивку на группы
  2. Распределение ролей в группе
  3. Планирование работы
  4. Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

 

III этап — осуществление деятельности. Это информационно-операционный  этап:

  • ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
  • учитель наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Учитель не участвует, но:

  1. Консультирует учащихся по необходимости
  2. Ненавязчиво контролирует
  3. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость
  4. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов

    Учащиеся работают активно и самостоятельно:

  1. Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща
  2. Консультируются по необходимости
  3. Разыскивают недостающие знания
  4. Подготавливают презентацию результатов

 

IV этап — презентация проектов. Его называют рефлексивно-оценочным  этапом:

  • ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку;
  • учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.

Учитель принимает отчет:

  1. Обобщает и резюмирует полученные результаты
  2. Подводит итоги обучения
  3. Оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, терпимость и др.
  4. Акцентирует внимание на воспитательном моменте, умении работать в группе, на общий результат и др.

Учащиеся демонстрируют:

  1. Понимание проблемы, цели и задач
  2. Умение планировать и осуществлять работу
  3. Найденный способ решения проблемы
  4. Рефлексию деятельности и результата
  5. Дают взаимооценку деятельности и её результативности

Если обобщить вышесказанное, то Проект — это «шесть П »:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация.
  6. Портфолио (папка с рабочими материалами)

Проекты оцениваются по следующим критериям:

  1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта.
  2. Планирование путей ее достижения.
  3. Глубина раскрытия темы проекта.
  4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
  5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
  6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
  7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
  8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
  9. Качество проведения презентации.
  10. Качество проектного продукта.

Целью любого проекта является формирование различных ключевых компетенций:

  • Рефлексивные умения;
  • Поисковые (исследовательские) умения;
  • Умения и навыки работы в сотрудничестве;
  • Коммуникативные умения;
  • Презентационные умения и навыки.

Среди современных педагогических технологий проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т. к. она:

  • Личностно ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Изучение иностранного языка предполагает формирование страноведческой компетенции.  Чтобы сформировать у учащихся лингвистическую компетенцию на должном уровне, необходима активная устная практика изучающего иностранный язык. Также необходимо сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию вне языкового окружения. Нужно не только вложить в урок английского языка  условно-коммуникативные или коммуникативные упражнения, позволяющие решать коммуникативные задачи, но и предоставить ученикам возможность мыслить, решать какие-то проблемы, рассуждать на английском языке. В центре внимания учащихся должна быть мысль, а английский язык должен использоваться для её формулирования.

Для формирования компетенций учащиеся должны воспринимать английский язык как средство межкультурного взаимодействия, а для этого необходимо знакомить их со страноведческой тематикой,  искать способы  включения их в активный диалог культур, т.е. использовать английский язык на практике.

УМК «Английский в Фокусе» дает простор фантазии, творчеству, формированию коммуникативной и социолингвистической компетенций благодаря проектным работам, которые предлагается выполнить ученикам, начиная со второго класса и до окончания всего курса обучения в школе.

По количеству участников проекта они вариативны: могут выполняться индивидуально, а могут и по группам.

Эти работы выполняются внутри каждой темы ежегодно и объединяются в одну общую тему «The World Around Us», т. е. из мини-проектов превращаются в долгосрочные индивидуальные или групповые работы.

Уже на начальном этапе обучения дети приучаются применять изучаемый результат в работе и с радостью обмениваются своими знаниями с одноклассниками. Уроки-презентации превращаются в праздник и радость, т.к. все ответственно и воодушевленно выполняют предлагаемые мини-проекты, которые готовят второклассников к более серьезной, но увлекательной работе. Перспектива сбора Папки-Портфолио мотивирует их к более качественному выполнению задания. Лексический и грамматический материалы запоминаются легче, и у детей и их родителей впервые появляется ощущение успеха при изучении английского языка.

2 класс

Темы работ «взрослеют» вместе с учениками. Языковой опыт пятиклассников богаче, работы становятся интереснее и качественнее, так как мотивированность на результат и оценку повышается. Ежегодно работы из индивидуальных становятся групповыми и отдельные индивидуальные Папки-Портфолио объединяются в отдельные тематические, где можно наблюдать вклад каждого ученика..
Темы: “School”, “My Country”, “English-Speaking Countries”, “My Hobby”, “My House”, “My Family”, “My Day”, “Seasons”, “My Favourite Food”, “My Friend”.

5 класс

6 класс

7 класс

10-11 классы

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится нацеливать свою работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Использование проектной технологии открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность учащихся позволяет им выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет общий кругозор, повышает уровень практического владения английским языком, формирует навыки самостоятельной деятельности.

Оставить комментарий

Комментарий

..