«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Повышение мотивации на уроках английского языка с УМК «Spotlight»

Понедельник 16 Май 2016

В настоящее время невозможно научить человека на всю жизнь, важно развивать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Обучение английскому языку в школе основывается на том, что наш учебный предмет является важной составляющей современного стандарта образования.
В идеале обучение иностранному языку должно сопровождаться интересом со стороны учеников. В статье рассматриваются приёмы повышения мотивации школьников к изучению английского языка.

 

настроение: замечательное

ключевые слова: повышение мотивации, страноведение, игровые методы обучения

город: с. Надежда, Шпаковский район, Ставропольский край

e-mail: ekagora2013@yandex.ru

В настоящее время реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления. Эта проблема актуальна для нашей страны, где происходят изменения в политике, экономике и социальной сфере. Происходит интеграция России в мировое сообщество. Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности, которая предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов. Необходимо формировать непредвзятый взгляд на мир, ломать сложившиеся стереотипы, обучать культуре общения.

В современных условиях стремительного развития науки, быстрого обновления информации невозможно обеспечить человека знаниями на всю жизнь, важно развивать в нем интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.

Изучение английского языка основывается на том, что он является важной составляющей стандарта образования настоящего века. Общая тенденция мирового развития обусловлена необходимостью существенных изменений в системе образования, а именно значительного расширения масштаба межкультурных взаимодействий.

В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер, сопровождаться интересом со стороны ребят. Но практика показывает, что интерес у школьников к изучению иностранного языка не очень высок. Это говорит о том, что необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.

Для того, чтобы изучать иностранный язык в средней школе нужна устойчивая мотивация. Как ее добиться? Прежде всего, давайте вспомним, что это такое.

Под мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, обучение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать потребности, идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности. На успешность учебной деятельности оказывает влияние сила мотивации и ее структура. Выделяют следующие мотивы:

  • учебные;
  • социальные;
  • позиционные;
  • оценочные;
  • игровые;
  • внешние;
  • познавательные;
  • внутренние.

Другие авторы выделяют такие мотивы, как

  • мотивы достижения успеха;
  • мотивы привлечения внимания;
  • мотив власти;
  • мотив мести;
  • мотив избегания неудачи.

Любой из мотивов реализуется в поведении, поэтому по поведению учащихся можно определить мотивацию.

Мне бы хотелось рассмотреть несколько аспектов, которые влияют на мотивацию, в сторону ее повышения, а именно лингвострановедческом материале и активных или игровых методах обучения.

Влияние лингвострановедческого материала на формирование

положительной мотивации

Сложность и многогранность этого вопроса подчеркивают многие методисты, предлагая различные подходы к решению этой проблемы. Пути решения связываются с:

1) созданием специально разработанной системы упражнений, выполняя которые, учащиеся ощущали бы результат своей деятельности;

2) вовлечение эмоциональной сферы в процесс обучения;

3) характером педагогических воздействий учителя, в частности, наличием стимулов и подкреплений;

4) использованием на уроках аудиовизуальных средств;

5) использованием личностной индивидуализации;

6) разработкой системы внеклассных занятий, усиливающих мотивационную сторону изучения языка.

Благодаря наблюдениям, можно сказать, что повышение мотивации идет через:

  • вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке;
  • проблемность заданий и ситуаций;
  • контроль знаний, умений и навыков;
  • использование познавательных игр;
  • страноведческий материал;
  • доброжелательное отношение к учащимся.

Согласно психологическим исследованиям мотивации и интереса при обучении иностранному языку, усилия учителя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой деятельности и обладает наибольшей побудительной силой. Внутренняя мотивация определяет отношение школьников к предмету и обеспечивает продвижение в овладении иностранным языком. Когда школьника побуждает заниматься сама деятельность, когда ему нравится говорить, читать, воспринимать иностранную речь на слух, узнавать новое, тогда можно сказать, что у него есть интерес к предмету «иностранный язык» и обеспечены условия для достижения определенных успехов. Из вышесказанного мы видим, что в настоящее время имеется достаточное количество исследований в психологии и методике преподавания иностранных языков, позволяющих использовать их в дальнейших поисках решения проблемы и осуществить ценностный подход в ее рассмотрении.

При целостном рассмотрении проблемы мотивации изучения школьниками иностранных языков исследователи исходят из того, что в обучении взаимодействуют следующие составляющие:

  • ученик и то, как он овладевает иноязычными знаниями, умениями и навыками; какие мотивы побуждают его к деятельности.
  • учитель и то, как он обучает, руководствуясь методическими принципами, используя методы, приемы, средства и формы обучения.)
  • сам предмет «иностранный язык», т. е. языковые и речевые единицы, которые должны быть усвоены учащимися.

Таким образом, при формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем.

Федеральный государственный образовательный стандарт в число целей обучения иностранным языкам на базовом уровне включает воспитание у «школьников положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке. Образование средствами иностранного языка предполагает знание о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение), включает школьников в диалектику культур, в развитие общечеловеческой культуры, в осознание роли разговорного языка и культуры в зеркале культуры другого народа».

При обучении иноязычной культуре можно выделить следующие наиболее важные задачи:

  • определить минимальный объем культурно-этического материала;
  • выявить, какого рода культура соответствует целям изучения иностранного языка в конкретной учебной ситуации (каковы цели изучения языка учениками);
  • отобрать и предъявлять соответствующий этим целям материал;
  • формировать у обучающихся «навыки культурного сознания»;
  • формировать у обучающихся понятия о том, что ни одна культура не является статичной;
  • вовлекать их в «культурную» деятельность;
  • формировать у них понятия о том, что имеется не один единственный английский язык.

Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых с новой для них действительностью. По мнению Н. А. Салонович, такой подход к обучению иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации к обучению.

Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи с культурой народа-носителя данного языка уже давно воспринимается в отечественной методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что использование страноведческой информации в учебном процессе обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком, способствует решению воспитательных задач.

В учебнике «Английский в фокусе» для 5 класса в каждом модуле есть раздел, который называется «Культурный уголок», где представлены тексты о культуре другой страны. Так, например, в третьем модуле есть текст о Тадж-Махале, жемчужине Индии. Небольшой, содержательный текст с красивыми фотографиями, интересными упражнениями привлекает внимание детей, и они с удовольствием работают. И это действительно прививает им любовь и уважение к другой культуре, желание узнать что-то новое, необычное.

Применение игровых методик на уроках иностранного языка способствует развитию внимания у учащихся, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Игра всегда предполагает принятие решения: как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего — увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий — всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения — оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками — эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

  • создание психологической готовности детей к речевому общению;
  • обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
  • тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20–25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр, необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения — самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр.

Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, и вместе с этим возникает чувство удовлетворения — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

В структуре ролевой игры мы выделяем такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Игры можно подразделить на следующие категории:

  1. лексические игры;
  2. грамматические игры;
  3. фонетические игры;
  4. орфографические игры;
  5. творческие игры;

Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.

Что касается учебника «Английский в фокусе», в нем авторы предлагают много различных игр. Так, во вводной части (повторении), в начале года, в течение нескольких уроков мы играли в лексическую игру, предложенную авторами, в середине урока, в качестве релаксации. Игра называется «Say a word». Ученик или учитель начинают игру, называя слово, следующий ученик должен назвать следующее слово, которое должно начинаться на ту букву, на которую заканчивается первое слово и так далее. Выигрывает ученик, назвавший больше всего слов или тот, который последним назовет слово. Об этом договариваемся сразу, до игры.

Также хочу привести пример грамматической игры, хотя скорее это лексико-грамматическая игра. Мы отрабатывали глагол «to be» и глагол «have got», и слова по теме «School Stuff». Я принесла на урок небольшой цветной пакет, предварительно положив туда скрепку. На уроке я спросила у ребят, что у меня там находится, объяснила, что это предмет из школьных принадлежностей.

T: Guess, what I have got here.
S.: Have you got a pen?

Угадавший затем вышел к доске. Мы положили в пакет несколько предметов школьного обихода. Ученик загадал один предмет из тех, которые были в пакете. Задача остальных ребят была угадать, что загадал ученик.

S.1: Is it a ruler?
S.2: Yes, it is/ No, it isn’t.

Тот, кто догадался, выходил к доске, и игра продолжалась до тех пор, пока ребята не угадали все предметы или не вышло время.

Как показывает практика, ребята с удовольствием играют в различные игры, и даже старшеклассники. Кроме того, они с удовольствием читают о жизни своих сверстников за рубежом. Главное, чтобы игры были разными, рассказы увлекательными. Тогда игры радуют своей новизной, рассказы — свежим взглядом на происходящую действительность.

А почерпнуть новые идеи можно, читая статьи на многочисленных русскоязычных сайтах для учителей. Нам, учителям английского повезло потому, что есть еще множество англоязычных сайтов, где море идей, в том числе как преподавать подросткам. Дерзайте!

[links & resources]

1. bibliofond.ru
2. festival.1september.ru
3. nsportal.ru
4. www.openclass.ru

Оставить комментарий

Комментарий

..