Чтение вслух на иностранном языке как осознанная работа при подготовке к ЕГЭ
Автор: Нина НИКОНОВА | Рубрика: МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ Пятница 6 мая 2016Новый формат экзамена, введённый с 2015 г., содержит задание С3, направленное на проверку базового уровня сложности: чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста. Формат современной итоговой аттестации для 11 класса не предусматривал проверку навыков учебного чтения. В статье предлагаются задания, помогающие учителю и учащимся обеспечить возможность подготовки к устной части ЕГЭ.
настроение: заинтересованное
ключевые слова: ЕГЭ, чтение вслух, требования, упражнения, употребление
город: Псков
Когда речь идет об обучении чтению, то само чтение может определяться по-разному. Для простоты понимания воспользуемся хорошо известным определением: чтение — это:
- действия по идентификации букв и их соединению в слова для понимания связей между написанным и сказанным;
- громкое произнесение воспринимаемого письменного текста;
- действия по извлечению информации из письменного текста.
Что касается первого определения, то выражаем надежду, что усвоение техники чтения благополучно завершается на начальном уровне обучения чтению. Нас интересует второе определение, так называемое «учебное чтение».
Новый формат экзамена, введенный с 2015 г., содержит задание С3, направленное на проверку базового уровня сложности: чтение фрагмента информационного или научно-популярного, стилистически нейтрального текста.
Рассмотрим критерии выполнения задания С3.
Таблица №1
Баллы | 1 балл |
Фонетическая сторона | Речь воспринимается легко; необоснованные паузы отсутствуют; фразовое ударение и интонационные контуры, произношение слов без нарушений нормы; допускается не более пяти фонетических ошибок, в том числе одна-две ошибки, не искажающие смысл. |
Справедливо будет заметить, что учителя иностранного языка не всегда обращали внимание на отработку техники чтения. Этому есть множество причин: недостаточное количество часов, отведенных на иностранный язык, сложные задачи, стоящие перед учащимися для овладения иностранным языком, подготовка к ЕГЭ и т. д.
Следовательно, исходя из требований к заданию С3, сформулируем задачи обучения громкому чтению и определим, какие упражнения помогут учащимся подготовиться к его выполнению.
Для того, чтобы речь воспринималась легко, первая задача для учащихся, когда они слышат, видят новое слово, — это знание правил словесного ударения. Предлагаемая ниже памятка для учащихся может лежать у учащихся на столе в виде таблицы, присутствовать в тетради, учебнике — это правила, которые нам помогут при умелом руководстве со стороны учителя.
Правила словесного ударения
Таблица №2
Ударение на 1-ом слоге
Большинство существительных и прилагательных, состоящие из двух слогов |
Butter, pretty |
Ударение на 1-ом слоге
Многосложные глаголы, заканчивающиеся на ate, ize, (ise) |
Decorate, criticize |
Ударение на последнем слоге
В большинство глаголов, состоящих из двух слогов |
Begin, produce |
Ударение на предпоследнем слоге
В словах, заканчивающихся ic В словах, заканчивающихся на sion и tion |
realistic
Television, solution |
Ударение на слоге третьем от конца слова
В словах, заканчивающихся на cy, ty, phy, gy |
Democracy, reliability |
В словах, заканчивающихся на al | Critical, economical |
Многосложные слова. В них есть главное и второстепенное ударение и они часто содержат приставки, напр., inter, anti и именно на этих приставках стоит второстепенное ударение. Это свойственно для большинства технических терминов. | International, antibiotic |
Сложные слова( слова, состоящие из двух частей)
Если сложное слово — существительное, ударение ставится на первую часть Если сложное слово — прилагательное, ударение ставится на вторую часть |
Greenhouse, smartboard Bad-tempered, old-fashioned |
Если сложное слово — глагол, ударение ставится на вторую часть |
Understand, overlook |
Правила чтения слов
Беглое чтение может быть только тогда, когда учащиеся не задумываются о правилах чтения слов. Несомненно, ваши учащиеся знают, что в английском языке есть ряд звуков, которые не имеют аналогов в русском языке. Будет уместным напомнить им, что английский язык прошел очень долгий путь развития и сложился в результате трех завоеваний: сначала германскими племенами, затем на него оказал влияние латинский язык, а потом в английском языке появились слова скандинавского, а позже французского происхождения. Данный исторический факт повлиял на то, что появились «немые» буквы, которые в некоторых словах перестали произноситься, в то время как написание этих слов не изменилось. Отсюда трудности при чтении английских слов. Предложите учащимся таблицу «немых» букв в английском языке, которую они могут постепенно дополнять по мере чтения при «встрече» с такими буквами в словах.
«Немые» буквы в английском языке
Таблица№3
e | В конце слов, когда она является единственной гласной | bake, take | |
w | перед | r | write, wrong |
k | перед | n | knee, knot, knife |
gh | В середине и часто в конце слов | high, straight | |
g | перед | n | gnaw |
b | перед | t | debt |
b | перед | m | bomb |
Ритм
Любая речь имеет определенный ритм. Ритм английской речи зависит от чередования слов, несущих особо важную информацию, и поэтому обычно на них ставится ударение в предложении.
Ударными словами в предложении могут быть: существительные, прилагательные, смысловые глаголы, числительные, наречия, вопросительные и указательные местоимения, отрицательные вспомогательные глаголы.
Неударными словами в предложении обычно бывают: артикли, союзы, предлоги, вспомогательные глаголы, глагол «to be».
Современные УМК позволяют тренировать ритм английского предложения и важно уделять внимание приведенным в них упражнениям (см. УМК «Spotlight» 9 класс, урок 7, с.109).
Очень полезными можно считать упражнения, тренирующие ударные образцы (stressed patterns), соблюдая определенный ритм:
A film, an interesting film, a very interesting film, a very interesting comedy film, a very interesting romantic comedy film.
Нужно обращать внимание на слитное чтение слов, В потоке речи слова произносятся слитно, их разделяют смысловые синтагмы.
Consonant + vowel
keep it all, pick it up, in my opinion, stand up, turn off, send it to him, on the desk
r+ vowel
better off , for example, far away, for a long period, for a change, after all
Логическое ударение
Бывают ситуации, когда некоторую информацию нужно уточнить, т.е. сделать на ней акцент, произнеся ее немного громче, чем остальные слова в предложении. В этом случае ударным может быть любое слово.
Например: Waiter: Here you are. Four cakes and two coffees.
Costumer: But we didn’t want four cakes. We wanted two.
Представленные, например, в УМК диалоги можно читать, обращая внимание учащихся на логическое ударение, привлекая тем самым внимание учащихся к важной информации.
Паузы
Как в русском языке, так и в английском языке слова произносятся слитно в потоке речи и, чтобы нас лучше поняли, их разделяют смысловые паузы или маленькие «порции» (синтагмы). В современных пособиях для подготовки к ЕГЭ есть группы заданий адресованных выпускникам, планирующих сдавать экзамен по английскому языку [1]. Учитель может использовать готовые задания, но предпочтительнее познакомив учащихся с делением предложений на синтагмы, объяснив, что их использование зависит от темпа речи, от акцентов, которые делаются на ту или иную часть предложения, от длины грамматических конструкций, использовать такие технологии на знакомых текстах из УМК.
В простых предложениях пауза, как правило, ставится между подлежащим и сказуемым.
- Most Viking men * knew * how to handle a boat.
В сложных предложениях паузы делаются между частями:
- Celts were pagans, * they believed in nature * and worshiped trees.
Однородные члены предложения отделяются друг от друга паузой.
- Most Viking women baked bread,* looked after their children, * made the family’s clothes,* and cooked meals.
Синтаксически независимые конструкции отделяются друг от друга паузами.
- By the age of 15 or 16 * they were considered adults.
Интонация
При чтении важно передавать правильную интонацию. Главным фактором в ее достижении является понимание читаемого предложения в тексте. Если вдумываться в смысл, станет понятно, где нужно использовать восходящий тон, а где, наоборот, нисходящую интонацию.
Так при перечислении используется восходящая интонация и нисходящий тон в конце утвердительного предложения.
Примером может служить задания называемое «Free paragraphing», которые кроме индивидуальной работы, могут выполняться в парах и группах.
Free paragraphing
Students are to read a text and decide into what logical parts (each devoted to a certain idea) the text can be divided.
The night was bitter and cold and still. The old people said they had not seen such a cold winter for thirty or forty years. Trees, roofs, fence, roads, fields and forests were all covered with thick white snow. There were many stars in the dark sky. The big round moon shone with a bluish light. Long silvery moon beams lay across the snow, making it sparkle like fine diamond dust. Christmas Eve was coming. All the children were asleep. Little birds were in their warm nests. Grey mice hid under the floor. Dogs slept curled up in their kennels. Cats purred softly on the warm stoves.
Key:
The night was bitter and cold and still. The old people said they had not seen such a cold winter for thirty or forty years. Trees, roofs, fence, roads, fields and forests were all covered with thick white snow.
There were many stars in the dark sky. The big round moon shone with a bluish light. Long silvery moon beams lay across the snow, making it sparkle like fine diamond dust.
Christmas Eve was coming.
All the children were asleep. Little birds were in their warm nests. Grey mice hid under the floor. Dogs slept curled up in their kennels. Cats purred softly on the warm stoves.
Можно надеяться, что систематическая практика в выполнении предлагаемых заданий позволит самому учителю выстраивать урок, заботясь о фонетической стороне речи, а учащимся обеспечить успех на экзамене не только при выполнении задания С3, но успешно перенести сформированные фонетические навыки громкого чтения на другие задания, С4, С5, С6, где также оцениваются фонетические погрешности (См. критерии оценивания выполнения заданий на ЕГЭ).
Links &resources
1. Бодоньи М. А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: устная часть. Задания по новой версии на 2015 год. — Ростов-на-Дону, Легион, 2015.
2. Немыкина А. И., Почепаева А. В. ЕГЭ. Устная часть. Английский язык. Сборник тестов: Учебное пособие по английскому языку с компьютерным диском, ООО «Лэнгвидж 360», — M., 2014.
3. Oschepkova T., Prolygina., Starkova D., Tech-Pack Collection of Up-to-Date Classroom Techniques. — M., Дрофа, 2005.
4. Петрова С. В. Рудавин О. И., Банина А. Е. Нескучная фонетика английского языка. — М., Торсинг, 2005.
5. Хромов С. С. Фонетика английского языка. — М., Университетская книга, 2011.