«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Технология продуктивного чтения на современном уроке английского языка

Пятница 27 мая 2016

В статье говорится о технологии продуктивного чтения, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Приводится пример использования технологии на уроке английского языка на материале книги для чтения для 6-го класса «Alice’s Adventures in Wonderland» к УМК «Английский в фокусе».

настроение: позитивное

ключевые слова: продуктивное чтение, введение, ориентация на текст,  понимание основного содержания прочитанного, полное понимание прочитанного, упражнения после прочтения текста

город: г. Салехард

e-mail: dubrovzasor@mail.ru

 

Технология продуктивного чтения была разработана профессором Н. Н. Светловской. Данная технология применима на уроках литературного чтения в младших классах, на уроках литературы в среднем и старшем звене, а также на уроках английского языка.

Целью технологии продуктивного чтения является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Следует отметить, что данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, являющихся приоритетными на уроках английского языка, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, правильно понимая при этом собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты. Ко всему прочему, технология продуктивного чтения нацелена на формирование познавательных универсальных учебных действий, а именно умения извлекать информацию из текста.

Приведем пример урока на материале книги для чтения для 6-го класса к УМК «Английский в фокусе» «Alice’s adventures in Wonderland».

В классе развешены постеры с иллюстрациями из сказки «Алиса в стране чудес».

zasorina_alice

Первый этап урока (lead-in) предполагает предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, темы урока. Детям предлагается посмотреть на картинки и догадаться, какую сказку они будут читать. Учащиеся работают в парах, затем учитель проводит фронтальный опрос.

На следующем этапе урока (orientation to the text) учащиеся смотрят отрывок мультфильма «Alice’s Adventures in Wonderland», ориентирующий их на текст (первый эпизод). Цель этапа — проверить предвосхищение.

Третий этап урока (reading for gist). Учащимся предлагается текст, разбитый на фрагменты, который необходимо выстроить в логической последовательности, работая в группах.

После этого проверяется правильность построения текста. Здесь можно предложить детям правильный вариант, чтобы они имели возможность самопроверки и самоконтроля.

Следующий этап урока — чтение с извлечением детальной информации (reading for detail information). Учащимся предлагается поработать в парах и выполнить упражнение 3 на стр. 31 (True/False).

После проверки этого задания учащимся предлагается подготовить пересказ первого эпизода (post-reading activity)  и представить его группой всему классу (каждый учащийся отвечает за свою часть текста). Для этого, работая в группах, дети составляют опорную схему, используя картинки, которые помогут им в восстановлении содержания текста.

На заключительном этапе урока дети представляют свои презентации, а затем высказывают свое мнение, оценивая презентации групп одноклассников.

На этапе рефлексии можно предложить синквейн, развивающий образное мышление и позволяющий осуществить оценивание результата собственной деятельности, т. е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие учащегося:

1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка — два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка — три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка — фраза, несущая определенный смысл.

5 строка — заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать краткий пересказ этого эпизода или нарисовать действие в формате комикса.

Данная технология может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией на уроках английского языка.

Можно заключить, что формирование читательской деятельности является сложным, но очень важным для школьников процессом, в котором находят свое выражение знания ребенка, планирование своей деятельности учителем, целеполагание.

Следует отметить, что технология продуктивного чтения, безусловно, направлена на формирование:

  • личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих  ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях на основе прочитанного текста;
  • регулятивных действий, обеспечивающих организацию учащимися своей учебной деятельности во время работы с текстом (к ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция);
  • познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем;
  • общеучебных универсальных действий, а также коммуникативных универсальных действий, обеспечивающих социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми на уроке, основанном на методике продуктивного чтения текста.

В заключение хотелось бы сказать, что современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями. Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах.

 

Литература:

  1. Балашова А. И.,  К вопросу о развитии универсальных учебных действий / А. И. Балашова, Н. А. Ермолова, А. Ф. Потылицына // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2009. — № 5. — С. 69—73.
  2. Карабанова О. А., Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2010. — № 2. — С. 11—12.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..