«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Навыки публичного выступления в школе

Пятница 13 мая 2016

Данная статья рассматривает навыки публичного выступления с аудиовизуальной поддержкой как необходимую составляющую коммуникативных универсальных учебных действий, а также основные моменты формирования и развития этих навыков.

настроение: оптимистичное

ключевые слова: публичное выступление, коммуникативные универсальные учебные действия, презентации, коммуникация

город: пос. Кустово, Костромская область

Слова имеют невероятную силу.
Они побуждают человеческие сердца парить…
или плакать.

Хотим мы того или нет, всем нам приходится быть немного ораторами в зависимости от обстоятельств. Самые первые наши выступления — утренники в детском саду. Потом — чтение стихов на уроках литературы, монологи на уроках английского. Умение выступать публично необходимо сегодня практически каждому работающему человеку. Очень многие люди сделали себя и свою карьеру именно потому, что умели выступать перед публикой.

Публичное выступление — это необходимость в течение всей нашей жизни. Но далеко не все могут легко и непринуждённо держать речь перед аудиторией. Если мы обратим внимание на данные по теме «Топ-10 человеческих страхов всех времён», то увидим следующее:

Какое место занимает публичное выступление среди человеческих страхов? Далеко не последнее (а в некоторых исследованиях и первое место)! Если уж взрослые люди так боятся публичных выступлений, то можно себе представить, как чувствует себя в этот момент ребёнок! Готовясь к тому или иному заданию, как часто наши ученики не могут быть убедительными и уверенными, что приводит к плачевным результатам в учении. Найти информацию для урока английского языка сегодня не сложно, но спланировать своё выступление и представить полученную информацию  — для наших учеников это проблема!

Психологи отмечают: людей, в принципе не способных к публичным выступлениям, практически нет. Основная причина ораторских провалов — это внутренний страх, который надо перебороть.

Учителя пытаются давать домашние задания с созданием презентации по той или иной теме, но устраивают ли нас результаты?

Помочь нашим ученикам преодолеть страх и научить их определённым правилам публичного выступления — это одна из важнейших задач и трудностей одновременно, которая возникает в связи с введением новых ФГОС. Публичные выступления с аудиовизуальной поддержкой (то есть презентации) относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям. То есть, когда учащийся должен научиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий. Сосредоточившись на содержании, мы упускаем из виду форму, то, каким образом наш ученик будет выполнять подобные задачи. Что делать учителю английского языка с этим новым вызовом современного образовательного процесса и с чего начать?

Вначале следует, конечно, определиться, что важно для развития навыков публичного выступления с презентацией:

  1. понять, что такое публичное выступление с аудиовизуальной поддержкой и какие виды презентаций бывают;
  2. зачем мы представляем презентацию;
  3. как должна быть структурирована презентация;
  4. как подготовить к выступлению с презентацией.

Что такое публичное выступление с презентацией и какие виды презентаций бывают?

Итак, давайте определимся, какие виды презентаций бывают. Существуют различные типы публичных выступлений: например, информативные (школьные презентации, технологические и научные конференции, деловые семинары); убеждающие (в торговле, политике, дебатах, религиозных службах); церемониальные (церемония вручения диплома, свадебные тосты, хвалебные, надгробные речи)

Различные типы публичного выступления могут также в себя включать импровизацию:

  • вопрос – ответ,
  • интервью,
  • проектный доклад на собрании,
  • общественные события.

Если посмотреть на суть публичного выступления, то можно выделить 2 типа: описательное и повествовательное.

Примеры описательного публичного выступления:

  • презентовать продукт,
  • презентовать изобретение,
  • презентовать место,
  • презентовать людей (себя, биографию и т.д.).

Примеры повествовательного публичного выступления:

  • рассказать об опыте,
  • рассказать историю,
  • рассказать миф,
  • рассказать легенду,
  • рассказать о событии (природная катастрофа и т.д.).

Зачем мы представляем презентацию?

Презентация ни в коем случае не должна быть бесцельной, иначе она превращается в простое сотрясание воздуха. Целью любой презентации является донести своё сообщение и убедить слушающих через коммуникацию.

Хорошими ораторами не рождаются, ими становятся. Чтобы стать опытным оратором, обучающемуся надо пройти несколько стадий:

Ученику необходимо время, мы не можем требовать от него невозможного. Ученики не могут выступать публично, если их никто этому не учил. Если при обучении ученику необходимо пройти указанные стадии, то наша задача создать ему условия, чтобы он прошёл этим путём возрастания.

Чтобы убедить слушающих, существуют различные возможности, которые необходимо использовать в презентации, например, представить аргументы «за» и «против», выразить своё мнение, обозначить проблему и предложить решение. При этом публичное выступление предполагают двухстороннее общение, то есть коммуникацию, например, «круглые столы», дебаты, конференции.

Презентации являются также прекрасной альтернативой скучным домашним заданиям, которые большей частью оставляют детей равнодушными. В то время как презентации мотивируют детей и способствуют активному участию каждого обучающегося.

Какой должна быть структура презентации?

Структура презентации, а также и публичного выступления очень проста:

Чтобы введение было удачным, учащиеся могут использовать приём, называемый «зацепляющий крючок». Этот приём используется тогда, когда мы хотим побудить публику слушать нас. Это может быть какое-то утверждение, шутка, которые приоткрывают завесу выступления: информационные образы, острая проблематика, общественная значимость темы, интересный пример… Всё это может стать стимулом для привлечения внимания присутствующих. Главное, чтобы информация, которую озвучили, была полезной и нужной слушающим (What’s in it for me?), иначе они не проявят интереса к выступлению.

Кроме этого существуют и определённые приёмы для начала и окончания выступления.
Например, вопросы, адресованные публике (W/H questions: Who? What? When? Where? Why? How?). использование цитат, риторических вопросов, утверждений, личная или общая история, стимулирующие эмоции, юмор (анекдот).
Вот несколько примеров:

Как подготовить к выступлению с презентацией?

Чтобы лучше подготовиться к выступлению, можно следовать простому плану:

Учащимся можно предложить начать с «мозгового штурма» (brain storm) и заполнить пузырьковый график.

Затем учащиеся:

  • проводят исследование по теме;
  • делают наброски;
  • подготавливают слайды с ключевыми словами и наглядностью;
  • создают презентацию;
  • создают записи к презентации;
  • репетируют и проговаривают текст выступления.

В чём же заключается роль педагога?

После этого учащиеся будут готовы, чтобы представить свою презентацию публично.
Есть ещё некоторые моменты, на которые следует обратить внимание при подготовке к публичному выступлению с презентацией:

  • Следует убедиться, что оборудование работает. Техника может подвести в любой момент.
  • Следует выглядеть уверенно и профессионально, излучать хорошее настроение и улыбаться, иметь визуальный контакт с публикой, следить за жестами.
  • Следует знать подготовленный материал и представлять его просто и ясно, использовать диаграммы, графики, анимацию, картинки и фотографии, не перегружать слайды информацией.
  • Не следует говорить монотонно, прерываться, торопиться, читать с экрана, читать свои записи.
  • Не следует одеваться в неформальную одежду, поворачиваться спиной к слушающим, скрещивать руки.
  • Не следует акцентировать внимание на ошибках, использовать тёмный шрифт на тёмном фоне.

Таким образом, чтобы сделать своё выступление незабываемым, нашим учащимся необходимо начать презентацию с эмоционального толчка, пробудить любопытство, глубоко проникаться чувствами другого человека (слушающих), продемонстрировать преимущества или показать решение. Важно быть сфокусированным на теме выступления, быть харизматичным, вовлекать публику и закончить выступление также эмоционально, как это было в начале.

Подводя итог, нельзя не обратить внимание на насущность рассматриваемой темы. Сегодня главная задача учителей заключается не в том, чтобы быть хорошими ораторами, но создать условия для развития навыков публичного выступления обучающихся с аудиовизуальной поддержкой. Это поможет им эффективно общаться с публикой, используя богатое разнообразие как родного, так и иностранного языка, язык тела, голосовые данные и структурированный подход к организации представляемого материала и содержания.

(По материалам практико-ориентированного семинара
“Modern skills for modern students”
Джорджа Коколаса, директора по учебной части,
издательство “Express publishing” (Великобритания))

Интернет-источники иллюстраций:
1. http://www.marketingprofs.com/news/email-marketing/files/gem_35_12.jpg
2. http://barnaul.bezformata.ru/content/image67684986.jpg
3. http://babam-net.com/upload/Image/Sasha/1/1323863729_06.jpg
4. http://s.tf.rs/2013/04/01/Zadah2.jpg
5. http://i.ytimg.com/vi/R2bwjcU_JmM/hqdefault.jpg
6. http://900igr.net/datas/meditsina/Infektsii-peredavaemye-polovym-putjom/0020-020-I-v-zakljuchenii.jpg
7. http://img.slidespace.ru/2013/07/12/8842/1_18.jpg
8. http://blogs.msdn.com/cfs-filesystemfile.ashx/__key/communityserver-components-imagefileviewer/communityserver-blogs-components-weblogfiles-00-00-01-54-36/1362.OfficeGraphBubbles.png_2D00_550x0.png

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.