«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Основные этапы и виды заданий для развития лексических и грамматических навыков учащихся 5 класса на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Среда 6 июля 2016

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) в качестве цели обучения иностранным языкам предусматривается овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении. Уровень сформированности коммуникативной компетенции напрямую зависит от качества овладения в том числе лексической и грамматической стороной речевой деятельности.

настроение: творческое

ключевые слова: урок английского языка, лексические навыки, лексические игры, грамматические навыки, личностно-ориентированный подход, коммуникативные задания

город: г. Москва

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в качестве цели обучения иностранным языкам предусматривается овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме, и продвинутой коммуникативной компетенции в чтении.

Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения, в том числе и лексической стороной речевой деятельности [1, с.126].

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место на каждом уроке английского языка, формирование и совершенствование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Лексические единицы языка наряду с грамматическими являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность.

В соответствии с современным коммуникативным методом обучения английскому языку, новые лексические единицы должны вводиться, где это только возможно, в контекстах, приближенных к реальным ситуациям общения и соответствующих интересам данной возрастной группы учащихся [2, с. 11].

Новым прогрессивным требованием к уроку английского языка и, в частности, к процессу обучения лексике является обучение учащихся использованию самостоятельных стратегий и техник учения и запоминания, т. е. так называемое автономное обучение, при котором учитель играет роль помощника и организатора. В идеальном случае учащийся, вспоминая свой опыт изучения родного языка и опираясь на имеющееся у него чувство родного языка, должен сам (но с поддержкой учителя английского языка) выбирать и применять стратегии для изучения английского языка.  Конечно, на начальном этапе обучения учитель направляет, дает указания и подсказывает, каким путем лучше пойти — например, показывает и поясняет техники эффективного запоминания слов («мнемотехники», метод ключевых слов, использование визуализации и т. д.).

В дальнейшем учащийся, если он заинтересован в овладении английским языком и мотивирован, должен самостоятельно применять эти техники, а также находить какие-то свои, новые.

Обучение лексической стороне англоязычной речи в 5 классе представляет определенные трудности как для самих учащихся, так и для учителя.

Вся работа над иноязычным словом должна обеспечить [3, с. 72]:

  • создание мобильного словарного запаса;
  • предотвращение его «утечки», забывания;
  • адекватное целям общения его использование в устной речи.

Не может быть полноценного общения на английском языке, если учащиеся не владеют лексическим материалом. Центром общения всегда является передача мысли, для выражения которой нужно не только знать слово, но и владеть им.

Принимая во внимание, что формирование лексических навыков — сложный процесс, состоящий из целого комплекса отдельных простых операций, их отработка должна приводиться на основе использования специальных упражнений.

Каждое упражнение должно быть направлено на овладение соответствующей операцией, хорошо сочетаться с предыдущими и последующими, быть оптимальным по объему и структуре, укладываться в общую схему обучения лексике. Тем не менее, можно указать на основные типы упражнений, которые должны быть предусмотрены в системе:

  • упражнения, направленные на овладение реальным словарным запасом, на расширение потенциального словарного запаса и на развитие языковой догадки;
  • рецептивные лексические упражнения (аудирование, чтение) и репродуктивные (говорение, частично письмо);
  • упражнения на овладение различными типами лексических единиц (словами, устойчивыми словосочетаниями, речевыми клише) с учетом их трудности для усвоения.

К основным этапам работы над лексикой относятся [5]:

  • ознакомление с новым материалом;
  • первичное закрепление;
  • развитие умений и навыков использования лексики в различных видах речевой деятельности.

Лексически направленные упражнения в форме игры способствуют развитию внимания учащихся, их познавательного интереса, помогают созданию благоприятного психологического климата на уроке.

Лексические игры могут быть:

  • языковыми (тренировка учащихся в овладении словами вне контекста, а также усвоение всех системных признаков англоязычного слова);
  • речевыми (решение различных коммуникативных задач имеющимися лексическими средствами).

Чтобы обеспечить активность учащихся класса (группы) при выполнении игровых упражнений, рекомендуется использовать различные формы работы: парную, групповую и фронтальную:

  • определить слово, которое не подходит к данной группе;
  • составить / подобрать словосочетания к предложенным словам;
  • добавить / подобрать к существительным несколько определений;
  • соединить разрозненные слова таким образом, чтобы получились идиоматические выражения / пословицы и т.д.;
  • подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов;
  • ответить на вопросы;
  • закончить предложения;
  • соединить разрозненные части предложений в связный текст;
  • поставить вопросы к выделенным словам, ответами на которые могут быть данные слова или выражения;
  • дать своё определение словам;
  • подобрать или придумать заголовок к картинке;
  • прокомментировать пословицу;
  • сравнить героев, животных, басни, города, страны и т.д.;
  • составить рассказ / диалог с данными словами;
  • дать описание.

В современном образовательном стандарте по иностранным языкам овладение грамматическими средствами рассматривается в качестве одной из целей обучения в рамках развития языковой компетенции. Решить задачу формирования коммуникативной компетенции невозможно без обучения грамматике изучаемого языка.

Основной целью обучения грамматике в школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одних из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.

Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения.  Это важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении.

Можно грамотно построить собственное высказывание, используя достаточно ограниченный набор грамматических конструкций. Однако это не гарантирует того, что другие люди не будут использовать более сложные структуры в своей речи, что может стать серьезным препятствием для понимания сути высказывания. Недостаточный уровень грамматических навыков ставится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции.

Одним из современных направлений в методике обучения является коммуникативно-ориентированный подход, который предполагает формирование грамматических навыков с учетом условий функционирования грамматических структур в речи, т. е. готовит учащихся к использованию речевых грамматических навыков в реальной жизни.

Для формирования грамматических навыков существует система языковых и речевых упражнений. В языковых упражнениях учащимся предлагается выполнить ряд задач, например таких, как: подстановка артиклей, написание окончаний слов, образование множественного числа существительных, выбор правильной формы глагола, видоизменение предложений и т. д. Эти упражнения направлены на формирование грамматических навыков. Речевые упражнения, к которым относятся упражнения в форме ответов на вопросы по тексту, или упражнения в диалогической речи, или упражнения на подтверждение/опровержение информации в тексте — все эти упражнения носят репродуктивный характер [5].

Изученный грамматический материал необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить.  С этой целью на уроках  используются разнообразные упражнения от механических, тренировочных (имитационных, подстановочных, трансформационных) до более свободных,  личностно-ориентированных заданий.

Сценарий урока английского языка в 5 классе по ФГОС

Тема урока: The Present Simple / Progressive Tenses

Цели деятельности учителя: обеспечить условия для усвоения и закрепления изученного лексического материала; обеспечить условия для активизации грамматического материала; способствовать развитию творческих способностей, памяти, воображения, языковых и речевых умений; создавать условия для формирования коммуникативной культуры.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты (предметные):

  • активно использовать в речи предложения с грамматическими конструкциями «The Present Simple / Progressive Tenses»;
  • понимать на слух текст, построенный на знакомом лексическом и грамматическом материале;
  • пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;
  • делать обобщения на основе анализа изученного грамматического материала;
  • пользоваться языковой догадкой [5].

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные:

  • учащиеся осознают английский язык как важное средство общения между людьми;
  • проявляют познавательный интерес к учебной деятельности.

Регулятивные:

  • оценивают правильность выполнения действий;
  • слушают, читают в соответствии с целевой установкой;
  • выбирают наиболее рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи.

Познавательные:

  • используют грамматические и речевые модели;
  • проводят сравнения;
  • выявляют существенные признаки объекта (времена группы Present);
  • осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, раздаточного материала, презентации, видеороликов;
  • устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

  • понимают на слух речь учителя, одноклассников;
  • осознанно строят высказывания по теме;
  • адекватно используют речевые действия для решения коммуникативной задачи;
  • осуществляют коммуникацию в малых и больших группах;
  • толерантно относятся к чужой точке зрения.

Образовательные ресурсы: УМК, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, видеоролики, раздаточный материал для проектной работы (фотографии, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы), выставочный стенд.

Методы обучения:

  • поисковый;
  • имитационный;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный.

Виды учебной деятельности:

  • сравнение, сопоставление, анализ;
  • составление высказывания по алгоритму;
  • планирование учебного сотрудничества;
  • моделирование и проектирование;
  • накопление опыта в составлении высказываний с изучаемой грамматической конструкцией;
  • контроль, коррекция.

Описание технологий

Информационно-коммуникационные технологии:

  • демонстрационный показ слайдов и видеороликов при развитии умений говорения;
  • обеспечение практической направленности обучения.

Проектная методика:

  • создание условий для активной совместной деятельности учащихся в учебной ситуации.

Здоровьесберегающие технологии [5]:

  • разнообразные виды работы, новизна и нетрадиционность материала;
  • использование приема релаксации.

Модель урока:

  • Организационный момент.
  • Мобилизирующий этап.
  • Этап целеполагания.
  • Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка грамматических навыков.
  • Этап творческой самореализации обучения (работа над мини-проектом «Creating a School Album»).
  • Этап рефлексии.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мобилизирующий этап (создается с целью активизации внимания, эмоционального настроя учащихся на урок).

T.: What are we going to do at the lesson? Look at these interesting slides. What do you think? (слайд 1)

  1. Этап целеполагания.

T.: What do we need to speak correctly and create a school album?

P.: We must repeat the rule and the words, we must find pictures and write sentences.

  1. Фонетическая зарядка. (слайд 2)
  2. Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка грамматических навыков.

а) актуализация грамматического материала: просмотр видеоролика № 1;

  1. b) активизация грамматического материала в устной речи (слайды 3–8, видеоролик № 2);

с) активизация грамматического материала в чтении: ex. .., p. .. (фронтальная работа);

  1. d) активизация грамматического материала в диалогической речи: ex. …, p. … (работа в парах);
  2. Динамическая пауза (исполнение песни: видеоролик № 3);

T.: Let’s have a rest. Let’s sing a merry song.

Thank you, I like your singing very much.

  1. Этап реализации системно-деятельностного подхода, в ходе которого осуществляется отработка грамматических навыков (продолжение).

е) обучение сравнению и анализу временных форм группы Present: ex. …, p.

T.: Look at the table and answer my question.

В каких ситуациях мы употребляем настоящее простое время, а в каких — настоящее продолженное?

Как образуется сказуемое в этих временах?

  1. f) активизация употребления временных форм группы Present в говорении:
  2. Этап творческой самореализации обучения (работа над мини проектом «Creating a School Album»).
  3. a) создание альбома.

T.: It’s high time to create your school albums. Your home task was to bring photos and pictures. Таke photos of your classmates, glue them on the sheets of coloured paper and create captions. Exercise … will help you.

  1. b) презентация проектов.

T.: All your projects are nice and interesting. But let’s choose which photo and a caption are the best.

  1. Этап рефлексии.

T.: Our lesson has come to an end. To sum up our work let’s complete the sentences.

Обучающие оценивают свою работу на уроке по следующей схеме:

а) прием незаконченного предложения:

Сегодня на уроке я

узнал …

познакомился …

запомнил …

выучил …

  1. b) рефлексия достижения цели:

теперь я знаю, как …

умею …

  1. Итог урока.

T.: Dear boys and girls, I hope you liked our lesson. Your marks for the lesson are… Now open your day-books and write down your homework. It is exercise _, page _. Our lesson is over. I`ll be glad to see you again. Goodbye!

Список использованных источников

  1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Ростов-на-Дону, 2012.
  2. Бабкина Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. — 2013. — №4. — С. 11.
  3. Назаретова А. В. Что такое креативность и как её развивать на уроках // Образование. — 2011. — № 6. — С. 72–78.
  4. Сластенин В. А. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 2014. — С. 93–111.
  5. Тимирова Л. Ф. Обучающая игра как средство формирования лексических навыков http://festival.1september.ru/articles/521073/
Оставить комментарий

Комментарий

..