«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Нравственно-этическое оценивание на уроках иностранного языка через использование краеведческого материала

Четверг 11 Август 2016

kazakova_main

В данной статье речь идёт об использовании краеведческого материала на уроках иностранного языка, что существенно расширяет возможности нравственно-этического оценивания учащимися. Постигая историю и культуру своего края, сравнивая его со страной изучаемого языка, школьники не только получают представление о красоте и богатстве родной земли и воспитывают любовь к Родине, но и усваивают культурное наследие,  гуманистические ценности всего человечества.

настроение: креативное

ключевые слова: личностные УУД, средство формирования действия нравственно-этического оценивания, включение учащихся в диалог культур, сопоставление с национальным и личным опытом,  формирование  ценностных ориентаций, гуманистические традиционные ценности мирового сообщества

город: Вологодская обл., г. Череповец

e-mail: olgakazacova@mail.ru

 Важнейшей задачей современной системы образования в условиях перехода на новый ФГОС является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В составе основных видов универсальных учебных действий особое место занимают личностные УУД,  которые способствуют развитию личностных качеств и способностей ребенка. Эти действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Действие нравственно-этического оценивания относится к личностным УУД и обеспечивает личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

На уроках иностранного языка создаются оптимальные условия для нравственно-этического оценивания. Для этого используются тексты для чтения, несущие духовно-нравственный смысл, в которых нельзя пройти мимо  нравственной оценки  героев, а также темы для различных  дискуссий и сочинений, которые обеспечивают развитие способности анализировать общепринятые этические и моральные нормы. Однако мне бы хотелось подробнее остановиться на использовании краеведческого материала как средства формирования действия нравственно-этического оценивания на уроках иностранного языка.

Как известно, интегративной целью обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, которая подразумевает способность и готовность учащихся осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Это возможно только в том случае, если у школьников сформированы все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции, включающей  языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную и учебную компетенции. При этом особый акцент делается на социокультурную составляющую, которая, в свою очередь, состоит из социолингвистической, предметной (тематической), общекультурной и страноведческой компетенций. Это обеспечивает культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре страны  изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить ее средствами иностранного языка, включение учащихся в диалог культур. С самых первых  занятий по иностранному языку  учащиеся знакомятся с  другими странами  и сравнивают их со своей страной. Здесь и происходит  нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей каждого ребенка.

Мы знаем, что современные школьники довольно критично относятся к содержанию своей иноязычной речи, к неминуемому ограничению тематики, несовпадению диапазона речи на родном и иностранном языке, а главное — к отсутствию личностных переживаний, несовпадению содержания речи и своих действительных отношений и мыслей. Поэтому организация общения, связанного с реальностью, требующего от учащихся выявления своего жизненного опыта, своих личных позиций, встречает у школьников большой отклик. Дети обладают живым воображением, охотно откликаются на те виды работ и заданий, которые нарушают обычный ход обучения. В связи с этим эффективно использование таких видов организации учебной деятельности, когда с одной стороны имеет место творческое использование иностранного языка, а с другой — происходит эмоциональное и интеллектуальное самоутверждение ребенка. Эти психологические факторы делают возможным и нужным использование краеведческого материала  на уроках иностранного языка, когда кроме стран изучаемого языка и своей страны в целом школьники более подробно  знакомятся со своим краем, областью, родным городом. Это является одним из основных средств формирования действия нравственно-этического оценивания, ведь при выполнении основной задачи обучения иностранному языку — созданию диалога  родной культуры и культуры страны изучаемого языка — учащиеся не только приобщаются к микросреде и фоновым знаниям зарубежных сверстников, к особенностям их повседневного опыта и традиций, но и сопоставляют их со своим национальным и личным опытом. Это становится возможным  за счет последовательной лингвострановедческой направленности обучения, знакомства со специальным страноведческим материалом, благодаря чему учащиеся могут получить знания о:

  • реалиях, связанных с жизнью своего города и области;
  • природных условиях родного края;
  • сведений из истории города;
  • выдающихся земляках;
  • культурных мероприятиях, связанных с местными обычаями и традициями;
  • различных видах деятельности, в которых отражаются исторические, культурные, экономические события региона.

Приведу несколько примеров использования краеведческого материала на уроках английского языка. Так, уже в 5 классе при изучении темы «Виды отдыха, путешествия»  учащиеся читают о различных парках аттракционов, а затем готовят сообщения о парках нашего города. В теме «Каникулы в различное время года» мы изучаем праздники в англо-говорящих странах и составляем диалоги о традициях празднования  Нового года и Масленицы в своем городе.  В конце учебного года ребята собирают информацию об истории и достопримечательностях нашего города  в проекте «Туристическая индустрия России».

Большое количество заданий по краеведению предлагается и в 7–8 классах. В теме «Родная страна. Страна изучаемого языка»  учащиеся сначала обсуждают климатические особенности разных стран, а затем пишут сочинение о своем регионе, где они описывают его географическое положение, климат, природу, привлекая для этого дополнительные источники информации. Изучая тему «Природа. Проблемы экологии», восьмиклассники работают над групповыми проектами, в которых рассматривают экологические проблемы нашего города и пути их решения. А в теме «Досуг и увлечения» они пишут эссе  о любимых писателях, упоминая при этом и писателей нашего края — В. Белова, В. Шаламова, поэта Н. Рубцова и других.

Особый интерес вызывают задания по краеведению у старшеклассников, так как  в них они могут проявить свой жизненный опыт, свои интересы и увлечения, выразить собственное мнение, оценку, что стимулирует формирование их ценностных ориентаций. Например, десятиклассники в теме «Страна изучаемого языка, ее особенности» обсуждают традиции англоговорящих стран, затем участвуют в групповой дискуссии о традициях нашего края и готовят ИКТ-проекты о местных праздниках, а в теме «Здоровье и забота о нем» пишут сочинение «Спорт в нашем городе», для которого собирают информацию о спортивных сооружениях, мероприятиях и знаменитых спортсменах — наших земляках, делятся своим личным опытом занятий тем или иным видом спорта. Учащиеся 11 класса изучают особенности туристического бизнеса в Лондоне и создают ИКТ-проекты  о перспективах развития туризма в малых городах нашей области, что, помимо всего прочего, имеет еще и профориентационную значимость.

Таким образом, использование краеведческого материала на уроках иностранного языка расширяет возможности нравственно-этического оценивания. Постигая историю и культуру своего края, они узнают его значимость, получают представления о красоте и богатстве родной земли, воспитывают в себе любовь к Родине, гордость за ее прошлое и настоящее. Это способствует усвоению основ культурного наследия своей страны и человечества в целом, гуманистических, традиционных ценностей мирового сообщества.

Список использованной литературы:

  1. Белова Н. Ю.Чибрина С. Д.,  Василовская Л. А. От ОУУН к УУД. // Первое сентября.                                      [Электронный ресурс]: http://festival.1september.ru/articles/627401/.
  2. Карабанова, О. А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс] : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=12250.
  3. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника [Текст] / Петрова И. В. // Молодой ученый. — 2011. — №5.
  4. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», — М. : Просвещение, 2010.
  5. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2010.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..