«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Docendo discimus

Понедельник 26 Сентябрь 2016

vaulina_main

Учебники XXI века должны содержать новые методики и технологии обучения, в том числе технологии оценивания, которые содействовали бы формированию у учащихся умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией, помогая учителю и направляя его. Учебный материал и технологии обучения выбранного УМК должны быть интересны учителю, представлять для него определенную новизну, служить стимулом дальнейшего развития.

настроение: оптимистическое

ключевые слова: профессиональное развитие учителя, современные УМК, творческая познавательная деятельность

город: г. Москва

Обучая учимся.
Луций Анней Сенека

В связи с освоением новых ФГОС перед учителем встаёт важная задача — поиск новых форм и методов обучения, которые были бы ориентированы на организацию активной познавательной деятельности школьников, учебное сотрудничество и совместную деятельность как со сверстниками, так и с учителем, что способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Немаловажную роль при этом играет выбранный учебный материал, тот УМК, методический аппарат которого понятен учителю и оказывает реальную помощь.

Реализуя задачи ФГОС, многие учителя ищут новые технологии оценивания, которые содействовали бы формированию у учащихся умений соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с ситуацией. Учебники XXI века должны содержать подобные технологии в своей структуре, помогая учителю и направляя его (особенно молодых учителей, у которых мало опыта). Считаю, что «Английский в фокусе» соответствует этим требованиям. Его модульная структура позволяет решить поставленные задачи: первая страница каждого модуля служит организации антиципации нового материала, развивает у учащихся умение прогнозирования, учит их ставить цели и планировать учебные действия, направленные на их достижение. Последняя страница модуля — самопроверка, самооценка проделанной работы, рефлексия учебной деятельности.

Большинство методик и технологий, заложенных в современных УМК, хорошо знакомы учителям из курса методики, изучаемого в университетах и институтах, из опыта работы. Однако успешная учебная деятельность во многом зависит от того, как регулярно используется тот или иной метод/ технология, как сформулировано задание. Стоит упомянуть о ныне популярном методе проектов, как традиционных образовательных, так и сетевых. Важно, чтобы проект был продуктивен для всех участников образовательного процесса, так как приобретают знания не только учащиеся, но и учителя. А это особенно важно. Учебный материал и технологии обучения выбранного УМК должны быть интересны учителю, представлять для него определенную новизну, служить стимулом дальнейшего развития. Например, проекты, заложенные в УМК «Английский в фокусе» 8, направленные на изучение и презентацию национальных костюмов, животных России, интересны и познавательны как для учащихся, так и для учителей, ведь мы многонациональная страна. Такие проекты не только расширяют кругозор, но и учат толерантности, взаимопониманию, формированию российской гражданской идентичности личности, развитию национального самосознания. Сетевой проект о сохранении памятников, исторических зданий России как части мирового наследия («Английский в фокусе» 8, модуль 6) служит воспитанию экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. Большое количество проектов в УМК «Английский в фокусе» 5–9 способствует вовлечению учащихся в творческую и познавательную деятельность, развитию навыков самостоятельной работы. Учащиеся не только раскрывают свои способности, интересы, личные качества в ходе работы над проектом, но учатся сотрудничать, работая в группах, распределять обязанности, оценивать свой вклад в работу группы. Организуя работу над проектом, учитель развивает определенные метапредметные и личностные умения учащихся. Развивая учащихся, учитель развивается сам: переход к новой информационно-образовательной среде предполагает изучение и анализ учителем возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, а также видов учебной деятельности обучающихся, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.

УМК «Английский в фокусе» 5–9, несомненно, будет интересен учителю-новатору, так как дает возможность познакомиться с новыми интересными методами работы, например методом образного видения и методом придумывания (термины А. В. Хуторского), когда учащимся предлагается прослушать музыкальный фрагмент и описать представленные образы, проводя таким образом эмоционально-образное исследование. Метод придумывания задействован во многих заданиях учебника как способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определённых умственных действий.

Работая с определенным УМК, учитель должен иметь возможность развиваться не только в методическом плане, но и повышать свой языковой потенциал. Особенно это касается старшего этапа средней школы, когда желательно, чтобы в учебнике встречались задания, которые интересно выполнить самому учителю. Это касается, прежде всего, идиом и фразовых глаголов. Идиомы придают речи силу и убедительность, красочность и образность, полная народной мудрости поговорка, выразительные фразеологизмы оживляют язык, делают речь более эмоциональной. Идиоматические выражения, различные фразеологические единицы отражают национальный характер и менталитет и тем интересны для изучения. Задания, нацеленные на изучение самых типичных идиом, например, с компонентом «части тела» или «средства передвижения», идиомы, обозначающие эмоциональное состояние человека, познавательны не только для учащихся, но и для учителей.

Фразовые глаголы представляют лингвострановедческую особенность английского языка. Значение фразовых глаголов не поддается логическому объяснению; это явление, характерное для английского языка, не имеет соответствий в родном языке. Фразовые глаголы трудно запоминаются и употребляются в речи. Вместе с учащимися мы вспоминаем и открываем новые значения, новые послелоги фразовых глаголов.

Несомненно, учителю полезно знакомство с социокультурной лексикой. Это касается не только географических названий, имен известных людей, но и явлений, свойственных определённой культуре. Реалии не имеют равнозначных соответствий в родном языке учащихся и вызывают трудности при переводе. Double-decker, black cab, yeoman. Эти лексические единицы несомненно способствуют расширению кругозора учащихся, дают знания о стране изучаемого языка. Учитель сможет обратить внимание учащихся на такое явление, как фоновая лексика, которая включает в себя слова, отличающиеся культурным фоном от иноязычных эквивалентов, например, английские lunch и dinner. Интересна лексика, которую культурологи называют коннотативной: слова, совпадающие в двух языках своим значением, но не совпадающие эмоционально-эстетическими ассоциациями, например, русская березка, английские pumpkin, turkey.

Не так много найдется профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться. Настоящий учитель не только учит, он учится вместе со своими учениками. Мои пожелания творческой активности всем учителям! Я также желаю новых открытий, интересных находок в работе с УМК «Английский в фокусе»!

Через контроль выявляются степень и проблемы усвоения материала учащимися, устанавливаются стили восприятия учащимися нового материала и, конечно, осуществляется обратная связь.

Учитель в первую очередь должен владеть терминологией, описывающей виды контроля.

Оставить комментарий

Комментарий

..