«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Эффективные приёмы обучения аргументации при написании эссе на английском языке формата ЕГЭ

Понедельник 5 Сентябрь 2016

holodkovskaya_main

При написании эссе формате Единого государственного экзамена учащиеся приводят аргументы, несоответствующие сформулированным тезисам, повторяют аргументы при обосновании своего и чужого мнения, неправильно формулируют контраргументы. Причин тому может быть несколько: от снижения общей эрудиции учащихся до неумения правильно сформулировать мысль. Как бы то ни было, сложившаяся ситуация ведёт к поиску наиболее эффективных путей обучения аргументации.

When writing essays in the format of the Russian national exam students give arguments that do not match the formulated theses, repeat the arguments in the justification of his/her and other people’s opinion, incorrectly formulate counterarguments. There may be several reasons for that: from the decline of general knowledge of students to the inability to properly formulate a thought. Nevertheless the current situation leads to finding the most effective ways of teaching argumentation.

настроение: оптимистичное

ключевые слова: эссе, аргумент, аргументация, эффективные приёмы обучения, успешность учащихся

город: г. Волгоград


В обучении английскому языку старшеклассников, желающих проходить итоговую аттестацию в форме Единого государственного экзамена, существует проблема формирования навыков аргументированного высказывания. Иными словами, выпускников необходимо научить умению решать поставленные коммуникативные задачи. В методике преподавания иностранных языков аргументация рассматривается как «составная часть логики, представляющая собой способ рационального убеждения людей в ходе дискуссии, полемики или диспута, т. е. способ, в котором опора делается на разум, а тем самым на рационально-логические методы, правила убеждения и принципы» [3, с. 57].

Проанализировав результаты выполнения задания С1 ЕГЭ, предлагающего выпускнику выразить свою точку зрения по предложенной теме, опираясь на собственный жизненный опыт, я пришла к выводу, что при написании такого вида эссе экзаменуемые приводят аргументы, несоответствующие сформулированным тезисам, повторяют аргументы при обосновании своего и чужого мнения, неправильно формулируют контраргументы. Причин тому может быть несколько: от снижения общей эрудиции учащихся до неумения правильно сформулировать мысль. Как бы то ни было, сложившаяся ситуация ведет к поиску наиболее эффективных путей обучения аргументации. Известный российский методист, автор серии учебников по английскому языку Р. П. Мильруд пишет, что «аргументированное высказывание является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания» [1, с. 101].

Что же такое «аргументация», «аргумент» и чему необходимо учить современных школьников? В словаре находим, что «аргументация (от лат. аrgumentatio — приведение аргументов) — это приведение доводов с намерением убедить другую сторону (аудиторию). В числе таких доводов могут быть ссылки на опыт, на более общие и кажущиеся достоверными принципы, на принятую систему убеждений, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т. д. В аргументации различаются тезис — утверждение (или система утверждений), которое аргументирующая сторона считает нужным внушить аудитории, и довод, или аргумент, — одно или несколько связанных между собою утверждений, предназначенных для поддержки тезиса» [5]. Исходя из вышеупомянутого определения, я считаю, что выпускников необходимо учить приведению необходимых доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственной мысли по предложенной теме.

Как ни парадоксально звучит, но сегодня основной проблемой при определении ключевого момента в том, «как писать эссе на английском языке», является отнюдь не незнание английской лексики и грамматики или неумение построить предложение в соответствии с правилами, а неспособность кратко, грамотно и убедительно изложить свою точку зрения. Учащиеся зачастую «льют воду», употребляя красивый английский, а делать этого не стоит, так как большой объем не нужной информации в эссе не станет достоинством работы, а будет лишь ее недостатком. Опыт показывает, что надо учить писать эссе на простом, но хорошем английском, употреблять больше синонимов и антонимов [4].

В данной статье я хотела бы наглядно представить алгоритм работы над аргументацией при написании эссе по теме «Some people say that all shopping will be on line with home delivery». Данная работа может проводится в рамках изучения раздела “Shopping” УМК “Starlight” и “Spotlight” издательства «Просвещение».

В первую очередь я предлагаю учащимся найти ключевые моменты в теме и выделить их. Как показывает практика, ребята называют слова shopping и online, которые в последствии будут основными понятиями при их рассуждении. Очень важно, чтобы эти слова не повторялись, для чего на начальном этапе мы работаем с синонимами (антонимами) и записываем их в тетради:

  • Traditional shopping / small corner shops / supermarkets / shopping malls
  • Internet shopping / shopping from home.

С первой сложностью учащиеся сталкиваются уже на этапе определения синонимических или антонимических рядов. Здесь очень важно воспользоваться словарем, в котором представлена секция «синонимы».

В статье я остановлюсь на обучении написанию только второго абзаца эссе формата ЕГЭ, содержащего аргументы в защиту своего собственного мнения по предложенной теме, так как работа над изложением аргументов оппонента и контраргументов может быть проведена аналогичным образом.

В первом абзаце основной части сначала требуется изложить своё мнение, написав «предложение-тезис», и обосновать его как минимум двумя, а в идеале тремя аргументами с поддерживающими их предложениями. В начале работы непосредственно формулируем «предложение-тезис» и у нас получается: «I personally think that a lot of people will buy all things in the internet». Далее приводим аргументы в защиту своего мнения. Для себя я нашла интересный способ аргументации с использованием прилагательных — «многие будут покупать через интернет, потому что такой вид покупок — какой? —  безопасный “safe”, удобный “convenient” и дешевый “cheap”. Как видно, мы подобрали три прилагательных, соответственно, привели три аргумента в защиту собственного мнения. “I personally think that a lot of people will buy all things online as it is safe, convenient and cheap”.

Далее мы выстраиваем их в логической последовательности, используя слова-связки: “I personally favour buying everything online. Firstly, it is safe. Secondly, it is convenient. Moreover, it is cheap”. Учащиеся сами решают, что они указывают как первый, второй или третий аргумент, опираясь на собственный опыт и личную осведомленность в данном вопросе.

Продолжаем работать над аргументами, которые необходимо проиллюстрировать примерами так, чтобы у читающего не возникало дополнительных вопросов, и он был в полной уверенности, что покупка товаров через интернет действительно безопасна. “Firstly, it is safe as some experts say all the rights are protected. If we do not like the delivered purchase, we can return it and get money or exchange goods in case of poor quality”.

Аналогичную работу проводим со вторым и третьим аргументами:

“Secondly, it is convenient. One can sit at home in a comfortable armchair in front of the computer, surf the net and order some desired things. There is no need to travel long distances to the supermarket or to get wet through the skin bringing a big shopping bag home on a rainy day.

Moreover, it is cheap as one can find a great variety of things in different internet recourses and choose a desired product at a reasonable price”.

Итак, мы доказали, что покупки через интернет безопасны: “If we do not like the delivered purchase, we can return it and get money or exchange goods in case of poor quality”, удобны “There is no need to travel long distances to the supermarket or to get wet through the skin bringing a big shopping bag home on a rainy day” и дешевы, поскольку “one can find a great variety of things in different internet recourses and choose a desired product at a reasonable price”.

Далее мы сводим все аргументы в один текст и получаем:

Firstly, it is safe as some experts say all the customer’s rights are protected. If one does not like the delivered purchase, he can return it and get money or exchange goods in case of poor quality. Secondly, it is convenient. One can sit at home in a comfortable armchair in front of the computer, surf the net and order some desired things. There is no need to travel long distances to the supermarket or to get wet through the skin bringing a big shopping bag home on a rainy day. Moreover, it is cheap as one can find a great variety of things in different internet recourses and choose a desired product at a reasonable price.

Как видно, часто встречается местоимение it, и к третьему аргументу уже становится непонятно, что оно обозначает. Здесь мы вспоминаем синонимы, которые подготовили в начале нашей работы, и ими заменяем местоимение.

Firstly, internet shopping is safe as some experts say all the customer’s rights are protected. If one does not like the delivered purchase, he can return it and get money or exchange goods in case of poor quality. Secondly, it is convenient. One can sit at home in a comfortable armchair in front of the computer, surf the net and order some desired things. There is no need to travel long distances to the supermarket or to get wet through the skin bringing a big shopping bag home on a rainy day. Moreover, buying online is cheap as one can find a great variety of things in different internet recourses and choose a desired product at a reasonable price.

В итоге получается абзац, содержащий аргументированное выражение своего собственного мнения по определенной теме:

I personally favour buying everything online. Firstly, online shopping is safe as some experts say all the customer’s rights are protected. If one does not like the delivered purchase he can return it and get money back or exchange goods in case of poor quality. Secondly, it is convenient. One can sit at home in a comfortable armchair in front of the computer, surf the net and order some desired things. There is no need to travel long distances to the supermarket or even to get wet through the skin bringing a big shopping bag home on a rainy day. Moreover, buying online is cheap as one can find a great variety of products in different internet recourses and choose a desired one at a reasonable price.

В данной статье мною был представлен опыт формирования навыка аргументированного высказывания, являющийся одной из основных практических целей обучения английскому языку на старшем этапе и подготовки к сдаче экзамена в формате ЕГЭ. Данный алгоритм написания аргументированного эссе на английском языке я применяю на практике уже несколько лет. Многим учащимся удалось написать эссе, максимально удовлетворяющее критериям. Средняя оценка моих учеников — 19 баллов — свидетельствует об успешном выполнении задания С1, а от этого зависит и успешность сдачи всего экзамена в целом.

 Список использованной литературы:

  1. Мильруд Р. П.,  Максимова  И. Р.  Современные  концептуальные  принципы  коммуникативного  обучения  ИЯ // Иностранные  языки  в  школе,  №  4,
  2. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка в средней школе. – М. : Просвещение. — 2012.
  3. Ревенко О. А. Диалог-спор в лингвистической теории аргументации (на материале совр. англ. языка): Дис. канд. филол. наук. — Красноярск: Красноярск. гос. ун-т, 1999.
  4. Как писать эссе на английском языке : режим доступа http://english310-1516.ucoz.ru/index/kak_pisat_ehsse_na_anglijskom_jazyke/0-5
  5. Словари и энциклопедии на Академике : режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/95/%D0%90%D0%A0%D0%93%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF

 

1 Comment »

Зарубина Евгения:

CСпасибо большое. очень полезный материал. обязательно воспользуюсь.

6 Сентябрь 2016 | 9:32
Оставить комментарий

Комментарий

..