«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Как нам научить дитя плавать, а не выплеснуть его с водой

Понедельник 19 сентября 2016

zaharova_main

В статье представлены советы и указания, как ориентировать учащихся на применение универсальных учебных действий и умение грамотно, профессионально развивать эти действия, как осуществить переход от «научить» к «учить учиться» и самостоятельно применять приобретенные знания, умения, навыки на практике.

настроение: заботливое

ключевые слова: развитие личностной траектории, формирование и применение УУД, практика повседневной работы, индивидуальные компетентности, «Вундеркинды»

город: г. Москва

 «Открыли тетради, записали дату, пишем текст».
«Мы сегодня на уроке прошли новую тему — склонение прилагательных».
«А как сказать по-немецки “дома”?»
«Дома пересказать текст и составить диалог».
«Предложенные мною игры существенно повысили мотивацию».

Наверняка многим из нас хорошо знакомы эти высказывания и вопросы. Кажется, они отражают вполне практичные рабочие моменты, но всё-таки в них есть то, над чем стоит серьёзно задуматься. Что это за моменты, и почему они могут быть сигналами не совсем верно выбранной стратегии обучения? Попробуем разобраться вместе с опорой на новый ФГОС, а в качестве примера возьмём УМК по немецкому языку как первому иностранному «Вундеркинды»[1].

Основополагающие труды Л. С. Выготского, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, современные работы А. Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской[2] и ещё целого ряда исследователей по праву являются золотым фондом нашей науки. Они призваны помочь нам окунуть наших подопечных в мир знаний, умений и навыков и научить их свободно плавать в этом мире, ведь мы столько лет говорим о личностной траектории развития. И когда мы слышим фразы преподавателя немецкого языка, приведённые выше, они часто могут свидетельствовать о том, что учитель по привычке взял на себя задачу учить, задач накопился целый ворох, и вот уже учитель тянет целый воз, который становится тяжелее с каждым годом. Этому, наверное, радуются наши ученики, им-то ничего везти не надо, мы все делаем за них!

Об этом свидетельствуют и проведённые нами в 2010–2015 годах опросы учащихся разных школ Москвы. Мы с удивлением выявили, например, что до 80% школьников одного из классов предпочитают воспользоваться учителем как инструментом перевода незнакомых слов. А должны бы без промедления воспользоваться словарём. До 50% опрошенных школьников не в состоянии описать свои действия при выполнении простейших заданий. До 70% не знают, как им выявлять и устранять свои ошибки. А 20% считают игру скучным занятием, которое их ничему не научит. Конечно, это данные лишь по нескольким классам, но они отражаются, я думаю, и в цитатах, с которых началась наша беседа. Мы построили для детей аквапарки, запустили их в воду и даже искусственную волну им обеспечили, но плавать они умеют только вместе с нами за руку. Как же сделать так, чтобы наши школьники плавали сами, чтобы бурные волны не выносили их на камни — и не только на уроках, но и дальше в жизни, как в действительности обеспечить развитие личностной траектории в условиях массового обучения? Давайте посмотрим вместе на примеры из учебника и подумаем, как эффективно можно формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД) — компетенции, без которых немыслим современный образовательный процесс.

Очень важно, чтобы материалы книги для учителя давали нам чёткое представление об основных требованиях ФГОС, но при этом были бы ориентированы на практику повседневной работы. Наряду с общим обзором тематического планирования и базовых целей, которые обычно даются в начале УМК, поурочные рекомендации должны содержать перечень планируемых результатов, среди которых обязательно перечислены и конкретные задачи по формированию и развитию УУД в соответствии с компетентностным подходом. Далее на отдельных этапах урока задачи уточняются, указываются конкретные универсальные действия, которые учащиеся будут совершенствовать или формировать.

zaharova_ris1-2

Рис. 1 описание целей и задач, пункт 3 – формирование УУД   Рис. 2 пункт 5 – развитие УУД

Нам очень важно не только ориентироваться на конкретные формы взаимодействия, но и варьировать их на каждом этапе урока. А для этого современный учитель должен быть знаком со спецификой этих форм и иметь конкретные примеры того, как можно эффективно организовать такое взаимодействие.

zaharova_ris3

Рис. 3 пункт 4 – работа с рецептом

Однако мало только системно выстроить и описать примеры развития УУД — мы обязательно должны медленно, но верно учить будущие поколения самостоятельно оценивать свой труд. Именно так они смогут научиться не только понимать и принимать оценивание учителя, но и соизмерять вложенный в свой труд его вклад с поставленными требованиями в будущем.

zaharova_ris4

Рис. 4 пункт 5 – оценивание

Очевидно, что если мы хотим эффективного развития УУД, то информация о системе целей и задача, описанная для учителя, должны быть практически реализованы в первую очередь в комплексе учебных заданий в самом учебнике: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действия, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.

zaharova_ris5

Рис. 5 задание 12b — структурирование

Такие привычные и учителю, и ученику задания дополнены современными средствами, позволяющими задействовать весь потенциал юной личности и направленными на развитие одновременно нескольких умений:  анализировать, планировать, структурировать, пользоваться средствами визуализации. Речь идёт о подготовке так называемых ментальных карт (карт памяти), которые, на наш взгляд, должны быть введены в качестве типового задания и работа с которыми должна быть подробно описана как для учителя, так и для ученика.

zaharova_ris6

Рис. 6 Mind Map

Очень важно не просто учить наших детей выполнять задания самостоятельно, но и предоставить им реальную возможность работать самим без помощи взрослых. А для этого в их распоряжении должны быть подсказки-опоры, которые могли бы им напомнить, как лучше действовать. Это такие своеобразные спасательные жилеты, которые мы надеваем на них, чтобы их не захлестнула волна паники, когда нас не будет рядом.

zaharova_ris7

Рис. 7 памятка «Как лучше выполнять такие упражнения»

По мере того, как наши вчерашние «утята» все более и более становятся самостоятельными, спасательные жилеты перестают быть инструментом спасения и превращаются в элементы индивидуальных компетентностей. Эти элементы они уже сами могут «примерять» на себя — как, например, грамотно использовать речевые средства или представить результаты своего коллективного труда.

zaharova_ris8-9

Рис. 8 пункты 13 и 14    Рис. 9 структура высказывания и проекта

В таких случаях ученики наши, которых мы так любим и потому делаем все, чтобы они были самостоятельны, смогут сказать: «Посмотрите на меня — я это уже умею, я уже знаю, как мне в таких случаях поступать!». Тогда они уже не будут спрашивать нас, где писать дату в тетради, как перевести слово на родной язык, и мы с вами уже не будем просить их составить и выучить диалоги дома — все это они будут делать сами. Они будут это делать сами, потому что мы с вами ориентировали их на применение универсальных учебных действий и умение грамотно, профессионально развивать эти действия. До встречи в аквапарке!

Links & resources

  1. 1. Яцковская Г. В., Радченко О. А. и др. Серия «Вундеркинды» 5–9 классы. Немецкий язык как первый иностранный.
  2. Асмолов, А. Г. Бурменская, Г. В. Володарская, И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий. — М. : Просвещение, 2013.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..