«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Средства формирования эмоционально-ценностной сферы подростка в УМК для 7–9 классов линии «Испанский язык»

Среда 26 Октябрь 2016

kondrashova_main

В статье представлены различные средства формирования и развития духовно-нравственного и эмоционально-ценностного воспитания учащихся на уроках испанского языка в 7-9 классах с помощью УМК «Испанский язык» для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением испанского языка издательства «Просвещение».

настроение: воодушевленное

ключевые слова: испанский язык, решение воспитательных задач, ценностно-ориентированные тексты, средства эмоционального и духовно-нравственного воспитания учащихся

город: г. Москва


Предмет «Испанский язык» как составная часть гуманитарного цикла играет важную роль в развитии культуры переживаний и формировании ценностной ориентации ребенка и располагает широкими возможностями для реализации этой задачи школьного образования.

УМК «Испанский язык» для 7–9 классов общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением испанского языка предназначен для учащихся младшего и старшего подросткового возраста и включает соответствующие этому возрастному этапу разговорные темы, нацеленные, в том числе, и на решение воспитательных задач. В каждой главе УМК представлены различные средства эмоционального и духовно-нравственного воспитания учащихся.

  1. Ценностно-ориентированные тексты (сюжетные тексты, интервью, биографические сведения, социокультурная информация).

7 класс. Сюжетные тексты “El amigo que vino del mar. Yungo.” (Глава 5, Упражнение № 14) Тема: общение со сверстниками. Воспитание и развитие таких качеств, как дружелюбие, сочувствие к товарищам, оказавшимся в трудной ситуации, чуткость, великодушие, желание помочь.

В текстах ставится проблема одиночества ребенка в детском коллективе, когда причиной изоляции становится физический недостаток. Предтекстовый вопрос и послетекстовые задания помогают учащимся проанализировать содержание этих историй и понять проблемы персонажей, а также определить личную позицию по отношению к героям текста:

  • Lee y di cuáles eran las causas de la soledad de los personajes.
  • Explica por qué a Juan y a Yungo les gustaba fantasear. ¿Se sintieron felices por fin?
  • Di si te caen bien o mal estos chicos, por qué.

8 класс. Биографический текст “Juan Antonio Samaranch, el papá del deporte” (Глава 4) и задания к нему нацелены на воспитание интереса к олимпийскому движению, на развитие человеческих качеств, образцом которых был Самаранч: целеустремленность, преданность своему делу, новаторство. Примеры текстовых заданий:

  • Lee y di, por qué a Juan Antonio Samaranch le llaman “el papá del deporte” en la prensa latinoamericana.
  • ¿Cómo influyó Juan Antonio Samaranch en el desarrollo del COI? ¿Por qué es criticado y por qué elogiado?

9 класс. Информационный текст “Buenos modales. Piropos y cumplidos.” (Глава 1. Упражнение № 28). Тема: правила вежливости. Текст объясняет место комплимента в испанском речевом этикете, знакомит с правилами его употребления:

  • Di, qué exigen las normas sociales en España, cómo debe ser la reacción al cumplido, que formas puede tener.
  • En parejas: Haced unos diálogos cortos dirigiendo un cumplido para elogiar la ropa y el estilo de otro.
  1. Тексты, вызывающие эмоциональный отклик (поэтические и юмористические тексты, рецензии на спектакль/кинофильм).

Широко представлены в УМК для 7–9 классов стихотворные произведения испанских авторов (например в рубрике “Un poco de poesía”, 9 класс), а также юмористические тексты.

7 класс. Глава 1. Упражнения № 75 а, б: стихи Антонио Мачадо и Хуана Рамона Хименеса вызывают у читателя эмоциональный отклик (восхищение прекрасным пейзажем), развивают воображение (зрительные и звуковые ощущения). Учащимся предлагается дать личную оценку эмоционального содержания поэтических образов: ¿qué sentimientos son temas de estas poesías: alegría, tristeza, soledad, amor, admiración ante la hermosura del paisaje? Justifica tu opinión.

9 класс. Глава 3. Упражнение № 33: lee la reseña y di si al autor le gustó la película.

Жанр текста — рецензия — предполагает эмоциональную реакцию читателя: интерес к рецензируемому произведению или его отторжение.

  1. Проблемные вопросы и ситуации, творческие задания, побуждающие к усвоению ценностных ориентиров.

8 класс. Глава 1. Упражнение № 40. Di qué tipo de alumno eres tú: desde el punto de vista de tus amigos y de tu profesor.

Упражнение нацелено на развитие способности к самокритике и эмпатии: умения взглянуть на себя глазами окружающих людей, понять, как они переживают твои поступки.

8 класс. Глава 8. Упражнение № 19. Prepara un informe sobre alguna de las reservas naturales de Rusia.

Упражнение предлагает расширить информацию о природных заказниках России и воспитывает у учащихся любовь к природе, восхищение природными богатствами Родины, стремление беречь природу.

  1. Образцы фольклора: пословицы и поговорки, объясняющие правила нравственного поведения, формирующие нравственные чувства.

7 класс. Упражнение № 77 а, б, с, d (рубрика Aprende los refranes) знакомит учащихся с образцами народной мудрости Испании и России: испанским пословицам подобраны в качестве смысловых эквивалентов русские пословицы.

Flores contentan pero no alimentan. — Красиво — да животу тоскливо./Гляденьем сыт не будешь.

Mala hierba mucho crece — Дурная трава быстро растет./Расти большим, да дурным.

Учащиеся получают нравственный урок, выработанный народной традицией, приходят к его личностному переживанию.

  1. Групповые и проектные задания.

7 класс. Глава 1. En grupos: ¿Сon qué plantas , árboles y arbustos os gustaría decorar el patio del colegio? Cada grupo presenta su diseño y lo comenta.

Задание позволяет реализовать как нравственные задачи (труд на благо обществу, экологическая культура), так и эстетические (воспитание чувства прекрасного).

8 класс. Глава 1. Рубрика Hacemos un proyecto. Haced un folleto publicitario dedicado a vuestro colegio.

Задание воспитывает любовь к родной школе, гордость от ощущения себя частью школьного коллектива, интерес к многообразным сторонам школьной жизни.

  1. Использование ИКТ:
  • ссылки на сайты: Busca más información sobre las tradiciones rusas relacionadas con el libro. Te puede ayudar la página web: www.mgdvorec.ru. (7 класс, Глава 6, Упражнение № 58 б) ;
  • ценностно-ориентированные тексты, представленные как фрагменты сайтов: Lee el blog de Paco, chico peruano de 14 años, y di si existen en tu centro los tipos de alumnos que él describe. (8 класс, рубрика “Clic-clic”, Упражнение № 35);
  • условный интернет-формат выполнения творческой письменной работы (письмо другу по электронной почте, рекламное объявление в интернете, сайт интернет-магазина школьной формы и т. д.).
  1. Иллюстративный материал не только предлагает наглядные образы изучаемых объектов, но и делает работу с учебником эстетически привлекательной.

В заключение хотелось бы отметить, что учебник дает основу и направление учебного процесса, между тем урок сохраняет за учителем творческое пространство для привлечения дополнительных ситуаций и событий, развивающих и совершенствующих предложенные инструменты духовно-нравственного и эмоционального воспитания подростка.

Литература

  1. Кондрашова Н.А. Испанский язык. VII класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2014.
  2. Кондрашова Н.А., Костылева С.В. Испанский язык. VIII класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2014.
  3. Кондрашова Н.А., Костылева С.В. Испанский язык. IX класс. Учебник для школ с углубленным изучением испанского языка. — М.: Просвещение, 2013.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..