«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

О проблеме преемственности в обучении иностранным языкам в системе СПО и ВПО

Среда 12 Октябрь 2016

yaroslavova_main

В современных условиях иноязычная образованность будущего работника — это фактор его личностного и профессионального развития. Учитывая тенденции интеграции систем СПО и ВПО, результативность иноязычной подготовки неразрывно связана с реализацией принципа преемственности. Это требует  использования качественных  учебных материалов,  которые позволили бы создать основу непрерывной иноязычной подготовки и достичь требуемого уровня профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Nowadays  foreign language competence is regarded as a key factor  in the professional and personal development of a future employee. Taking into account  integration of  the systems of vocational secondary education  and  higher  vocational  education it becomes evident that  the effectiveness of foreign language training  is dependent how well the principle  of continuity is realized. It requires  high quality teaching materials  that could provide  the basis   for  continuous  foreign language training and  reach the required level of professionally oriented communicative competence  in foreign language.

настроение: инновационное

ключевые слова: непрерывная иноязычная подготовка, принцип преемственности, профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция, учебные стратегии

город: г. Челябинск

В современных условиях иноязычная образованность будущего работника — это фактор его личностного и профессионального развития, средство содействия свободному движению личности в поликультурном социуме. В силу этого качество иноязычной подготовки неразрывно связано с реализацией принципа преемственности, что предполагает изучение иностранного языка как процесса развития, раскрытия новых сторон личности.

Интерес к данной проблеме возник у нас не случайно. Он обусловлен тенденциями интеграции систем СПО и ВПО в рамках Южно-Уральского государственного университета, где наряду с программами высшего профессионального образования реализуются программы среднего профессионального образования. Одно из основных преимуществ обучения в ЮУрГУ — это наличие непрерывной системы профессионального образования: СПО — бакалавриат — магистратура, где преемственность является базовым механизмом, обеспечивающим его качество.

Стоит отметить, что, попадая в университет после завершения основного общего образования, обучающиеся сталкиваются с определёнными трудностями в освоении иностранного языка, как объективными, так и субъективными. Во-первых, изменяется сам подход к обучению, обусловленный целями и задачами иноязычной подготовки в соответствии с будущей профессиональной деятельностью. Во-вторых, значительно расширяется зона самостоятельной работы обучающихся, ставится задача развития стратегий учебной автономии, включая как общеучебные стратегии (метакогнитивные, учебно-информационные, учебного сотрудничества), так и специальные (компенсаторные, лингводидактические, конкретно-практические)[1]. Основой для формирования данных стратегий является умение учиться, которое выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций[2].

Сравнение ФГОС ООО, СПО и ВПО показывает, что несмотря на различие, обусловленное типом образовательных учреждений, наблюдается преемственность на уровне личностных и метапредметных результатов, включая развитие УУД, которые могут успешно реализоваться в процессе непрерывной иноязычной подготовки.

Разработанный преподавателями кафедры иностранных языков курс иностранного языка для специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» предполагает после освоения программы СПО включение обучающихся в образовательную программу ВПО направления «Экономика». Интеграция программ СПО и ВПО в рамках дисциплины «Иностранный язык» потребовала: 1) конкретизации целей и задач на каждом уровне подготовки; 2) отбора учебного содержания и технологий обучения, обеспечивающих преемственность иноязычной подготовки, достижение обучающимися владения иноязычной коммуникативной компетенцией на пороговом уровне (термин Совета Европы).

Принципиальным моментом явился выбор учебников, а точнее, серии учебно-методических комплексов, которые позволили бы создать основу непрерывной иноязычной подготовки и достичь требуемого уровня профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции.

Отметим, что на протяжении нескольких лет преподаватели иностранных языков ЮУрГУ активно сотрудничают с Центром лингвистического образования издательства «Просвещение». Участие в методических семинарах, вебинарах, возможность ознакомиться с новейшими разработками в области обучения иностранным языкам на сайте издательства, изучить видеолекции ведущих лингводидактов стимулируют педагогов комплексно подходить к отбору учебных материалов, останавливая свой выбор на образцах, которые максимально отвечают потребностям конкретного учебного заведения с учётом особенностей реализуемой программы.

При проектировании учебного содержания мы остановились на многоуровневом комплексе “Upload”[3] для базовой подготовки и курсе “Accounting”[4] из серии “Career Paths” для профессионально-ориентированного курса, поскольку они построены в едином методическом ключе и позволяют плавно перейти от базового курса к профессионально-ориентированному.

%d1%8f%d1%80%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%be%d0%b2%d0%b0-%d0%ba%d0%b0%d1%80%d1%82%d0%b8%d0%bd%d0%ba%d0%b0

Целевая аудитория данного курса — обучающиеся, получившие основное общее образование в школе. Согласно требованиям ФГОС ООО к предметным результатам освоения дисциплины «Иностранный язык», обучающиеся должны владеть коммуникативной компетенцией на допороговом уровне (А2). По окончании вузовского курса обучения выпускники со степенью бакалавра должны владеть профессионально-ориентированной коммуникативной компетенцией на уровне В1, что соответствует пороговому продвинутому уровню. Однако, как показывает практика, уровень иноязычной подготовки поступающих на программы СПО остаётся на элементарном уровне в пределах уровня выживания (А1), что требует обязательного вводно-коррективного курса, а также ставит задачу интенсификации обучения, увеличения доли самостоятельной работы студентов с целью достижения требуемых результатов.

Отметим основные преимущества данного УМК для реализации поставленных нами целей. В первую очередь, это интегративный подход к формированию умений в основных видах речевой деятельности. Учебник содержит разнообразные по жанру и стилю текстовые материалы, представленные также в аудиоформатах, объём и сложность которых зависит от решаемых на каждом уровне задач. Материалы для чтения/аудирования и задания к ним организованы таким образом, чтобы формировать действия и умения, связанные с осмыслением цели чтения, выделением основной идеи, извлечением необходимой информации. Рубрика “Think” заставляет обучающихся критически подойти к усвоенной информации, найти проблему, сформулировать задачу, найти алгоритм её решения.

Отдельно хотелось бы остановиться на рубрике “Study Skills”, которая в виде инструкций содействует формированию основных общеучебных навыков, задавая алгоритм деятельности обучающихся. Данный раздел включает действия со знаково-символическими средствами, работу со словарями, действия по самостоятельному совершенствованию умений в различных видах речевой деятельности, приёмы структурирования и запоминания информации, методы информационного поиска.

Таким образом, использование данного УМК может оказать существенную помощь в дальнейшем развитии системы УУД у учащихся, осваивающих СПО, что создаст основания для развития стратегий автономной учебной деятельности как необходимого условия для непрерывного иноязычного образования будущего профессионала.

Links & resources

  1. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии. — М.: Изд. центр «Академия», 2010. — 192 с.
  2. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243
  3. Virginia Evans, Jenny Dooley. Upload. Student Book & Workbook. — Express Publishing, 2011.
  4. John Taylor, Stephen Peltier. Accounting. Career Paths Student’s Book. — Express Publishing, 2012.
Оставить комментарий

Комментарий

..