«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» |

Интернет-издание для учителя
RSS-лента

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПИСЬМЕННОМУ РАССУЖДЕНИЮ С ЭЛЕКТРОННЫМ ТРЕНАЖЕРОМ

Пятница 3 Февраль 2017

milrud_main1Письменное рассуждение — это разновидность тестового задания открытого типа (open-ended questions/tasks), которое также известно под названием «развёрнутый письменный ответ». Именно этот формат тестирования сегодня становится доминирующим в российской системе контроля качества образования и педагогических измерений учебных достижений учащихся..

 

настроение: рабочее

ключевые слова: формат экзамена, эссе, письменная часть, ЕГЭ

город: г. Тамбов

Актуальность проблемы

Письменное рассуждение — это разновидность тестового задания открытого типа (open-ended questions/tasks), которое также известно под названием «развёрнутый письменный ответ». Именно этот формат тестирования сегодня становится доминирующим в российской системе контроля качества образования и педагогических измерений учебных достижений учащихся.

По сравнению с тестами бланкового типа, где нужно выбрать правильный ответ, установить соответствие, заполнить пропуски, восстановить логику и корректировать ошибки, задания с развёрнутым ответом позволяют оценить глубину и качество мышления. Они дают возможность выявить диапазон общего кругозора учащихся, широту их интеллектуальных возможностей и качество ценностных ориентаций личности. В дополнение к этим преимуществам, письменное рассуждение учащихся выявляет уровень развития критического мышления, логику и доказательность рассуждений.

В связи с тем, что на ответственных интеллектуальных испытаниях все большее место начинают занимать вопросы, требующие развёрнутого ответа и письменного рассуждения, возникает необходимость целенаправленно готовить учащихся к выполнению заданий открытого типа с учебными пособиями нового поколения, в том числе, с применением компьютерных технологий.

Содержание бумажной версии учебного пособия «Пишем эссе» с электронным тренажёром

В целях эффективной подготовки учащихся старших классов к развёрнутому письменному ответу с элементами рассуждения было разработано учебное пособие «Пишем эссе» с электронным тренажёром. Пособие состоит из бумажной версии и электронной программы-тренажёра.

milrud_01

(Мильруд Р. П. Пишем эссе. М., Просвещение. 2016)

В бумажной версии пособия даётся пятьдесят заданий на создание письменного рассуждения по заданным темам. Предлагаются также двадцать дополнительных экзаменационных тем. Ко всем заданиям имеются ключи в виде готовых текстов эссе для критического анализа и творческого применения.

Все пятьдесят заданий делятся на пять разделов, по десять заданий в каждом разделе.

В первом разделе учащиеся пишут эссе на основе готового текста. Они изучают тексты письменного рассуждения. Им предлагаются не только тексты, но и формулировки аргументов по абзацам и ключевые слова, которые не позволяют учащимся уйти в сторону от заданной темы. Ключевые слова выделены в тексте жирным шрифтом. Курсивом выделяются средства логической связи.

milrud_02

На основании исходного текста учащиеся разрабатывают и пишут собственный вариант письменного рассуждения на эту же тему.

Изучая материал второго раздела пособия «Пишем эссе», школьники строят свои письменные рассуждения на основе предложенных им аргументов и ключевых слов. Текст эссе в готовом виде не даётся, однако возможный вариант решения есть в ключах к пособию.

В третьем разделе учащимся предлагается фактическая информация по темам, необходимая для письменного рассуждения. Даются аргументы, но ключевые слова школьники должны отобрать для своего задания сами. Образцы выполненных заданий есть в ключах к пособию.

Задания четвёртого раздела содержат начальный и конечный абзацы письменного рассуждения, а также аргументы, которые необходимо раскрыть в своём тексте, соединяя вступительный и заключительный абзац. Аргументы для соответствующих абзацев предлагаются, но ключевые слова школьники формулируют самостоятельно.

Пятый раздел включает задания, где определяется только тема эссе. Учащиеся должны самостоятельно разработать аргументы для каждого абзаца в соответствии с установленными требованиями, предложить ключевые слова к каждому аргументу, наполняя каждое доказательство предметным содержанием, и построить своё письменное рассуждение, грамотно применяя средства логической связи.

Подчеркнём, что имеющиеся в пособии готовые тексте письменного рассуждения предлагаются учащимся не для копирования, а в целях критического анализа и творческого применения. Это означает, что учащиеся должны проанализировать имеющиеся варианты рассуждений с учётом требований ЕГЭ, переработать содержание и написать собственное эссе.

Особенности электронной программы-тренажёра к пособию «Пишем эссе»

Основное назначение электронной программы-тренажёра к бумажной версии пособия «Пишем эссе» — создать оптимальные условия для формирования у учащихся прочных умений письменного рассуждения с учётом требований, предъявляемых на ЕГЭ к этому формату экзаменационного задания.

Вначале познакомимся с интерфейсом (рабочим полем) тренажёра.

Основное окно

В центре рабочего поля находится основное окно, в котором учащиеся создают свой текст письменного рассуждения. Это окно очищается для работы нажатием кнопки «Выполнить задание» внизу рабочего поля. В основном окне пишется, проверяется, редактируется и, по мере необходимости, переписывается ученический текст.

Структура эссе

С левой стороны рабочего поля даются ориентиры для структурирования эссе в соответствии с экзаменационными требованиями. Рубрики подсказывают учащимся структуру письменного рассуждения (эссе):

  • заголовок — headline (эссе без заголовка — это «всадник без головы»);
  • введение, раскрывающее противоречие в проблеме, которую предстоит рассмотреть в ходе письменного рассуждения — introduction;
  • абзац с выражением собственной позиции — proposition paragraph, в котором автор подкрепляет аргументами свои идеи;
  • абзац с описанием позиции оппонентов — opposition paragraph, где подкрепляются аргументами взгляды оппонентов;
  • абзац с дополнительной аргументацией собственной позиции автора — further proof, в котором приводятся контраргументы по каждому из аргументов оппонента:
  • умозаключение — conclusion, где признается существование иной точки зрения, но, с учётом всех аргументов, окончательно утверждается мнение автора эссе.

Тренажёр напоминает учащимся, что каждый абзац начинается с тематического предложения — topical sentence, которое с начала абзаца показывает направление рассуждения автора в данном фрагменте.

Работа с аргументами

С левой стороны рабочего поля тренажёра имеются поля, в которых учащиеся кратко формулируют используемые для рассуждения аргументы для соответствующих абзацев эссе. Важно предупредить учащихся, что аргументы необходимо формулировать точно так же, как они будет представлены в тексте эссе. Иначе эти аргументы будут оценены программой как ошибочные суждения. В зависимости от обсуждаемой проблемы, краткие аргументы рекомендуется формулировать в одной из возможных форм: существительное + глагол, прилагательное + существительное, глагол — наречие, существительное + глагол + наречие и др. Каждый новый аргумент вводится нажатием клавиши Enter.

Работа с ключевыми словами

Ключевые слова являются основным инструментов организации, поиска и обработки информации. Они представляют собой важный инструмент, определяющий тематическое единство, смысловую целостность и лексическую связанность текста письменного рассуждения.

В нижней части рабочего поля тренажёра есть строка «Ключевые слова и фразы». Ключевые слова и фразы вводятся в эту строку для каждого аргумента, раскрывая его сущность и наполняя общую формулировку конкретным предметным содержанием. Важно предупредить школьников, что ключевые слова и фразы вводятся через запятую в точно такой же формулировке, как они будут использованы в тексте эссе. В этом случае программа сможет правильно опознать их в тексте письменного рассуждения.

Работа со средствами логической связи

Средства логической связи (connectives) придают тексту плавность размышлений (written text fluency). Они нужны для того, чтобы без излишней категоричности начать вводный абзац, последовательно соединять аргументы в пределах одного абзаца, плавно переходить от одного абзаца к другому, сигнализируя об изменении в направлении размышлений автора, обоснованно начать изложение собственного умозаключения.

В памяти электронного тренажёра хранится более двухсот наиболее часто используемых в речи средств логической связи, и программа может подсказать учащимся соответствующие слова и фразы. Программа также способна мгновенно опознать эти структуры в тексте ученического эссе. В помощи учащимся, в правой нижней части рабочего поля имеется кнопка «Подсказка».

Кнопки управления

В нижней части тренажёра имеется кнопка «Выполнить задание», нажатием которой не только освобождается для письменного рассуждения центральное рабочее окно, но также запускается таймер, который покажет, сколько времени понадобилось ученику для выполнения задания.

После того, как кнопка «Выполнить задание» нажата, вместо неё появляется кнопка «Завершить». Эта кнопка нажимается, если работа выполнена, настало время остановить таймер и приступить к проверке текста. При нажатии кнопки «Завершить», активируются кнопки контроля полученного текста письменного рассуждения.

К средствам управления относится также кнопка «Загрузить для проверки». Она нужна для того, чтобы одним кликом загрузить в тренажёр письменное рассуждение, выполненное учеником как домашнее задание и начать над ним работу в классе.

Отдельного внимания заслуживают кнопки управления «Сохранить как документ» и «Сохранить для проверки», которые появляются после того, как нажата кнопка управления «Завершить».

milrud_03Кнопка «Сохранить как документ» нужна для того, чтобы учащиеся могли открыть созданный файл в любом текстовом редакторе, например, в «Word». В формате документа «Word» на экране компьютера будет виден текст эссе, отобранные аргументы, ключевые слова, а также полученные баллы по критериям ЕГЭ.

Кнопка «Сохранить для проверки» полезна, если пользователь хочет открыть созданный материал в программе тренажёра. В этом случае, текст эссе, аргументы, ключевые слова и полученные баллы мгновенно окажутся на своих местах в соответствующих окнах электронной программы.

Кнопки контроля

Кнопки контроля в тренажёре следующие: «Структура», «Количество слов», «Орфография и грамматика», «Содержание» и «Связанность».

При нажатии кнопки «Структура» появляется диалоговое окно, в котором указывается количество абзацев в написанном эссе. Для того, чтобы программа правильно оценила количество абзацев, нужно обязательно написать заголовок и только после этого перейти к абзацам эссе. Все правильно использованные аргументы окрашиваются в тексте эссе (основное окно) зелёным цветом. Все неверно сформулированные или пропущенные аргументы окрашиваются в поле для аргументов (слева рабочего поля) красным цветом. Ученик видит, какие аргументы необходимо отредактировать в основном окне или в окошках для аргументов.

С помощью кнопки «Количество слов» программа даёт диалоговое окно, в котором указывается общее количество слов в эссе с заголовком и без него. Количество слов в эссе без заголовка должно соответствовать нормам экзамена, то есть, содержать не менее 180 и не более 275 слов.

Кнопка «Орфография и грамматика» полезна для быстрой автоматической проверки правописания в тексте и выявления грамматических погрешностей. Ошибки в основном окне выделяются красным цветом. Программа обнаруживает все орфографические ошибки с учётом британской нормы правописания и до 75% неточностей в грамматике (примерно на этом уровне точности определяют грамотность письменной речи все современные программы для проверки текстов). Обратите внимание, что во многих случаях слово в тексте эссе может быть окрашено красным цветом не из-за орфографической, а морфологической или синтаксической ошибки. Полную и окончательную проверку грамматики текста осуществляет учитель вместе с учащимися.

Нажатием кнопки «Содержание» проверяется соответствие письменного рассуждения заявленной теме и отобранным аргументам. Это делается с помощью ключевых слов. Правильно использованные ключевые слова окрашиваются в основном окне зелёным цветом. Неверно употреблённые или пропущенные элементы окрашиваются в строке для ключевых слов и фраз красным цветом. Выявленные ошибки устраняются в ходе редактирования текста (redrafting).

Чтобы проверить использование в тексте средств логической связи, нажимается кнопка «Связанность». Все правильно употреблённые слова и фразы окрашиваются в основном окне зелёным цветом. Повторы одного и того же элемента выделяются красным цветом, и ученику предлагается подумать об их замене. Для поиска вариативного решения, можно нажать кнопку управления «Подсказка».

Оценивание эссе

С правой стороны рабочего поля тренажёра имеются поля, где учащиеся вместе с учителем оценивают своё эссе по утверждённым критериям ЕГЭ. Программа автоматически подсчитывает общее количество баллов.

milrud_04Проверка текста с помощью электронного тренажёра

Кнопки контроля в электронном тренажёре позволяют быстро выявить недостатки в тексте письменного рассуждения ученика, над которыми следует работать. Приводим фотокопии фрагментов рабочего поля тренажёра в процессе проверки ученического текста, в котором встречаются отдельные ошибки:

milrud_05Дополнительно подчеркнём, что окончательную проверку эссе в соответствии с критериями ЕГЭ осуществляет учитель вместе с учащимися.

Некоторые методические приёмы работы с тренажёром

Одним из эффективных приёмов работы с тренажёром является задание редактировать текст эссе (redrafting). Для этого, учитель сохраняет эссе ученика в режиме «Сохранить для проверки» и предлагает учащимся открыть этот файл в тренажёре на своём компьютере в классе или дома и отредактировать его с учётом замеченных погрешностей. С помощью кнопки «Загрузить для проверки» учащиеся открывают предложенную им заготовку на компьютере и работают над текстом, сохраняя его по окончании работы кнопкой «Сохранить для проверки». Далее, учитель, с помощью кнопки «Загрузить для проверки» открывает выполненное школьниками самостоятельное задание на своём компьютере или на интерактивной доске.

Более сложным для учащихся является задание, в котором учащимся предлагается написать эссе на основе темы, заданных аргументов и ключевых слов. Учитель предлагает учащимся файл с готовыми аргументами и ключевыми словами в соответствующих полях электронного тренажёра. Основное окно тренажёра остаётся пустым. Учащиеся открывают файл-заготовку с помощью кнопки «Загрузить для проверки». Они самостоятельно пишут текст эссе с использованием предложенных им аргументов и ключевых слов (drafting). Разработанный школьниками вариант эссе проверяется и дорабатывается в классе под руководством учителя в индивидуальной или коллективной работе на электронном тренажёре. Для коллективного (фронтального) обучения лучше всего подходит интерактивная доска.

Практика показала продуктивность методического приёма разработки аргументов и подкрепляющих их ключевых слов. Сущность этого приёма состоит в том, что учащиеся на уроке самостоятельно предлагают аргументы для соответствующих абзацев эссе в выбранной ими форме (существительное + глагол, прилагательное + существительное, глагол + наречие, существительное + глагол + наречие и др.). Далее, к каждому аргументу они дают хотя бы по одному ключевому слову или фразе. Необходимо объяснить учащимся, что ключевые слова должны обязательно конкретизировать содержание аргумента, делая аргументирующее утверждение точным и понятным. То есть, аргументирующая фраза может быть более общей, а раскрывающие ее суть ключевые слова должны быть материальными, конкретными и наглядными. Результаты этой работы сохраняются с помощью кнопки «Сохранить для проверки». Сохранённый файл используется для дальнейшей домашней или классной работы с помощью программы электронного тренажёра.

Отметим, что практика полностью подтвердила эффективность обучения школьников письменному рассуждению по абзацам, а не целым текстом. Вначале учащиеся получают задание разработать аргументы с ключевыми словами и написать введение (первый абзац) и второй абзац текста. На уроке результаты этой работы корректируются, и учащиеся приступают к разработке аргументов с ключевыми словами и написанию третьего и четвёртого абзаца эссе. После того, как эта работа сделана, и текст отредактирован, школьники пишут заключительный абзац. Наконец, вся работа повторно корректируется с помощью тренажёра, дополнительно редактируется и оценивается в целом.

Результаты опытного обучения

Апробация методического пособия «Пишем эссе» (бумажная версия) и электронного тренажёра проводилась в течение учебного года. За этот период были получены следующие результаты:

  • время выполнения задания написать эссе на заданную тему сократилось в среднем на 25%–30%;
  • на 50% снизились затраты времени учителя для проверки текста ученического эссе и повысилось качество контроля результата;
  • количество орфографических ошибок в письменном рассуждении школьников уменьшилось на 40%, улучшилась пунктуация и синтаксическое оформление предложений;
  • письменные рассуждения учащихся стали более структурированными, приобрели необходимую логичность и целостность, стали более полно соответствовать заданной теме благодаря умению устанавливать соответствие между темой и аргументами;
  • содержание письменных рассуждений учащихся стали предметными и доказательными благодаря умению устанавливать связи между аргументами и ключевыми словами/фразами;
  • тексты письменных рассуждений учащихся более полно соответствовали экзаменационным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию письменного рассуждения;
  • с помощью тренажёра школьники научились самостоятельно оценивать свой текст письменного рассуждения в соответствии с критериями ЕГЭ.

Заключение

В условиях растущего внимания к развёрнутым письменным ответам учащихся в обучении и на экзаменах становится очевидной роль формирований у школьников умений письменного рассуждения. В решении этой задачи свою положительную роль играет новое пособие «Пишем эссе» с электронным тренажёром. Эффективность этого обучающего инструмента доказана опытной проверкой. Автор приглашает учителей к методическому сотрудничеству и продолжению диалога в целях развития у учащихся умений критического, логического и доказательного мышления, а также других интеллектуальных действий высшего уровня.

Приложение

Ученическое эссе “If I were a millionaire…”, написанное с помощью электронного тренажёра и сохранённое как текстовый документ в редакторе Word в формате doc.rtf Одновременно файл был сохранен в формате json, чтобы его можно было автоматически загрузить в тренажёр для проверки и дальнейшего редактирования.

If I were a millionaire
There are many variants of what a person might do if s’he all of a sudden became a millionaire. Some say they would enjoy life. Others are less egoistic and promise to use their money for better purposes. Here is what I think on all this.
To start with, I believe that being useful to others makes a person really happy. That is why if I became one day a millionaire I would help the needy, give my hand to the poor and the sick. Besides, I would invest in social projects and build schools and hospitals. In addition, I wouldl pay for somebody’s education and help talented students.
However, my opinion can be different and perhaps I would want to spend all the money on myself. First of all, I might want to spoil myself and live a luxurious life. Also, I would travel around the world and visit exotic places. To continue, I would live in a palace that would be better than a royal residence.
By looking back at the above ideas I must say that I do not fully agree with them. Talking of spoiling myself, I might eventually get bored with luxury and would prefer some down-­to-earth joys. As for the desire to travel around the world, I could get tired of trips and want to enjoy my home place. Regarding life in a palace, I might prefer to live modestly and be satisfied with the little.
In other words, if I became a millionaire, I might want to live in style but it is more probable that I would rather choose to make some people happier than they are now.

Arguments:
Paragraph 2:
help the needy
invest in social projects
pay for somebody’s education

Paragraph 3:
spoil myself
travel around the world
live in a palace

Paragraph 4:
get bored with luxury
get tired of trips
live modestly

Keywords:
the poor, the sick, build schools and hospitals, help talented students, live a luxurious life, visit exotic places, better than a royal residence, down­to­earth joys, enjoy my home place, be satisfied with the little

Mark:
Fulfilment of the communicative task: 2
Text organization: 3
Vocabulary: 3
Grammar: 2
Spelling and punctuation: 2
Total: 12

Интернет-семинар Р. П. Мильруда об эффективных технологиях обучения школьников письменному рассуждению в формате эссе (ЕГЭ) можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=i1ry21-I-vo.

1 Comment »

Радислав Мильруд:

Буду рад познакомиться с мнениями учителей. Заранее спасибо!

9 Февраль 2017 | 12:00
Оставить комментарий

Комментарий

..