«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ» |

Интернет-издание для учителя
RSS-лента

Формирование этнической идентичности средствами английского языка

Понедельник 13 Март 2017

egoshina_mainСтатья посвящена вопросам формирования этнической идентичности средствами учебного предмета «Иностранный язык» в начальной школе. Автор приводит в качестве примера дополнительную программу с этнокультурным наполнением на английском языке к учебнику «Английский в фокусе», а так же одно из занятий в формате педагогической мастерской в рамках реализации данной программы.

The article is devoted to the problem of formation of ethnic identity of primary school students with the help of the school subject “Foreign language”. As an example the author introduces the additional program with ethno-cultural context to the textbook “Spotlight”. Besides, the author gives the description of one of the lessons in the form of pedagogical workshop that is carried out in the frames of this program.

настроение: праздничное

ключевые слова:   этническая идентичность, этнокультурный материал, героический эпос, педагогическая мастерская

город: Марий Эл, г. Йошкар-Ола

Материалы ФГОС четко обозначают в качестве ведущей ценностную парадигму современного образования, результатом внедрения которой должно стать воспитание человека — гражданина и патриота своей страны. Становлению гражданской и национальной идентичности может и должен способствовать разнообразный культурно-исторический материал региональной тематики, приобщение школьников к традиционным духовным и нравственным ценностям народов России.

В рамках работы республиканской экспериментальной площадки на базе МБОУ Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы, в ходе которой был реализован научно-исследовательский проект «Система работы педагога по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии», нами была разработана программа дополнительных материалов региональной тематики по английскому языку “Spotlight on the Mari Republic”. Для учеников третьего класса, например, она включала следующие компоненты:

Тексты учебника

Spotlight

Тексты этнокультурного характера
Module 1

Unit 2

Schools in the UK (p. 21)

Primary schools in Russia (p.142)

1.The history of schools in Mari El

2. The last hero of the gymnasium

3.Young sportsmen from school № 1

Module 3

Unit 5

A bite to eat (p. 54)

I like to eat ice-cream! (p. 144)

1. The Mari pancakes

2. A part of national culture

3. Mari bread

Module 4

Unit 7-8

Toys for little Betsy (p. 59)

Tell me a story!

(My favourite fairy tale) (p. 65)

1. New old dolls

2. How to make a doll

3. Chotkar — the Mari warrior

Module 5

Unit 9

Animals (p. 85)

 

1. What can we do for them?

2. Free lunch for wood inhabitants

3. For the sake of our “little brothers”

Module 6

Unit 11

 Home, sweet home (p. 101) 1. Wooden Mari architecture

2. The Mari farmstead

3.Peasant’s Izba-Museum in Starozhilsk

Module 7

Unit 13

In the park! (p. 111)

Get ready, get set, go! (Sports games) (p. 117)

1. Voskresensky Park in the heart of Yoshkar-Ola

2.Games of the Finno-Ugric peoples

Module 8 Day by day! (Free time) (p. 133) 1. Free time of the Mari teenagers
Extensive reading Merry Christmas! (p. 133) 1. Ancient Mari holidays

2. Mari holiday Shorykyol

New Year (p. 145) 1. The girls’ feast
House Museums in Russia (p. 147) 1. The House Museum in Kozmodemyansk
Fun after school (p. 149) 1. An unusual school of horse riding

Работая с темой «Расскажи о любимом сказочном герое» в 5 классе по указанной дополнительной программе этнокультурного содержания, мы апробировали работу педагогической мастерской на тему «Герои финно-угорских эпосов», привлекая к рассмотрению многочисленные материалы: героические баллады, легенды, сказания, сказки, фрагменты народных эпосов. Мастерская была проведена автором в ходе межрегионального семинара в рамках работы экспериментальной площадки по этнокультурной подготовке обучающихся и педагогов на базе МБОУ Гимназия № 14 г. Йошкар-Олы.

Следует отметить, что педагогическая мастерская — это развивающая технология и один из альтернативных способов конструирования нового знания. Она формирует настрой на сам процесс познания; обеспечивает на занятиях психологический комфорт и творческую атмосферу, развивает коммуникативные способности.

Кратко остановимся на ходе данного занятия. Ввиду небольшого лексического запаса учеников некоторая часть работы велась на русском языке, а также привлекались консультанты — студенты-практиканты факультета иностранных языков для перевода материалов на английский язык.

Работа мастерской «Герои финно-угорских эпосов» начинается с прослушивания фрагмента финской народной песни “Oi, äiti” (исполнитель Pia Rask, альбом “Finish folk song through the ages”).

Далее учитель задает проблемный вопрос «Как вы можете охарактеризовать прослушанную музыку, какие эпитеты подобрать к данному произведению?», который в технологии мастерской называется индуктором или индукцией.

Учитель замечает, что данный музыкальный фрагмент можно охарактеризовать еще одним определением — эпическая музыка Эпическая музыка связана с народным эпосом. Возникает вопрос «Что такое эпос?».

Здесь начинается этап самоконструкции (этап индивидуального создания чего-либо), когда ученики пытаются дать собственные определения — дефиниции эпоса.

Учитель: делает заключение, что эпос — это поэтическая концепция национальной истории. Далее возникает вопрос о сходстве и различии эпосов разных народов.

На данном этапе мастерской наступает стадия разрыва, когда ученики осознают недостаточность собственных имеющихся знаний, что подталкивает их к информационному поиску, анализу и систематизации новой информации.

Учитель предоставляет фрагменты эпосов, описания героев, исторических событий, отрывки из баллад, сказок, легенд, народных песен для последующего анализа учащимися. Этот вид работы означает начало следующего этапа педагогической мастерской — социоконструкциии. Каждый член микро-группы включается в сотрудничество с другими учащимися. Они должны совместно решить предложенную учителем задачу — найти ответы на поставленные вопросы. Обсуждение, коллективная дискуссия, создание общего результата в виде нового текста или ответов на вопросы есть неотъемлемые элементы этапа социоконструкции.

Группа № 1 получает для анализа материалы о карело-финском эпосе «Калевала».

Группа № 2 анализирует материалы эстонского героического эпоса «Калевипоэг».

Группа № 3 работает с материалами мордовского исторического предания «Сияжар»

Группа № 4 читает фрагменты удмуртского национального эпоса «Тангыра».

Группа № 5 с фрагментами эпоса народа коми «Время героев».

Группа № 6 анализирует сказания хантов и мансов об их героических предках.

Группа № 7 знакомится с марийским героическим эпосом «Югорно».

В ходе коллективной работы ученики вырабатывают новый продукт — краткое сообщение об одном из эпических преданий на английском языке.

На следующем этапе мастерской — социализации — происходит обмен полученным опытом и новым результатом между группами в ходе выступления членов каждой микро-группы. В процессе этих сообщений остальные ученики продолжают заполнение таблицы по форме, представленной ниже с тем, чтобы ответить на поставленные ранее вопросы учителя.

После заполнения таблицы с целью систематизации нового материала на этапе социализации можно провести коллективное обсуждение отрывков, сравнение разных эпосов, преданий, баллад. Здесь этап социализации тесно переплетается с этапом творчества, который является необходимым элементом мастерской.

В качестве рефлексии — заключительного этапа работы мастерской ученикам можно предложить написать сочинение-рассуждение по одной из ситуаций:

  1. Один марийский эпический герой восклицает: «Лишь только тот на свете жить достоин, кто защищает свой родимый край, в ком пробудился настоящий воин». Согласны ли вы с его мнением?

В заключение следует отметить, что работа по этнокультурному наполнению процесса иноязычного образования способствует обновлению воспитательного компонента базового образования. Дополнительная программа материалов этнокультурной направленности сохраняет системность предметного материала учебной дисциплины «Иностранный язык», исходит из интересов данного учебного предмета, т. е. способствует развитию языковой и речевой компетентности учащихся, соответствует возрастным и дидактическим требованиям, что создает благоприятные условия для развития личности, в частности для формирования гражданской и этнической идентичности. Кроме того, она в определенной степени помогает решать задачи усиления воспитательной направленности образовательного процесса на вариативной основе с учетом принципа культуросообразности. В процессуальной части программа предусматривает использование интерактивных и развивающих технологий, в том числе технологию педагогической мастерской. Она способствует не только развитию личности ребенка, делая его сензитивным к самообразованию и самосовершенствованию, но и стимулирует профессиональный рост педагога, создает условия для совершенствования его педагогического мастерства на основе рефлексии и самопознания.

Оставить комментарий

Комментарий

..