«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Педагогический мониторинг на основе модульного подхода, реализованного в УМК «Звездный английский»

Пятница 24 марта 2017

aksenov_main1Педагогический мониторинг является одним из средств, позволяющих обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода в условиях ФГОС.

Pedagogical monitoring is one of the means to ensure the implementation of a student-centered approach in FSES terms.

настроение:  позитивное

ключевые слова: ФГОС, Звездный английский, педагогический мониторинг, углубленное изучение, модульный подход

город:   г. Новосибирск

Актуальность

Мониторинг является одним из методов, обеспечивающих достижение диагностично поставленных целей обучения, с помощью которого можно отслеживать качество образования учащихся и успешность внедрения настоящего проекта. Педагогический мониторинг обеспечивает участников образовательного процесса качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия решений по пересмотру (внесению корректив) в целевые, технологические, организационные, информационные, нормативные параметры педагогической деятельности, является одним из средств, позволяющих обеспечить реализацию личностно-ориентированного подхода.

Педагогический мониторинг как форма сбора, хранения, обработки и распространения информации предполагает получение объективной и достоверной информации о состоянии обученности не только отдельных групп учащихся, но и конкретных учащихся. Поэтому проведение педагогического мониторинга начинается с осознания и формулировки целей его проведения. Эти цели объединяют все последующие этапы обследования и во многом определяют их содержание. Разработка этапов включает конструирование системы контрольных заданий и средств сбора дополнительной информации, организацию объекта контроля и проведение тестовых срезов, сбор данных о выполнении учащимися контрольных заданий, обработку полученных данных, анализ и интерпретацию результатов обработки. Все это требует наличия определенной динамической направленности, которая выражается в типах обследования или контроля. Предлагаемый педагогический мониторинг отвечает следующим критериям:

  1. Сравнительный характер, т.е. дает возможность сравнения обученности различных групп и классов.
  2. Пролонгированный характер, т.е. предусматривает многократный сбор информации в течении достаточного длительного периода с определенным контингентом учащихся.
  3. Констатирующий характер, т.е. направлен в том числе на выявление и описание состояния знаний учащихся.
  4. Диагностирующий характер, т. е. устанавливает причины выявленного состояния знаний учащихся.
  5. Прогнозирующий характер, т.е. позволяет осуществлять прогнозирование успешности обучения учащихся в будущем, исходя из возможностей на данный момент.

Целью такого системного контроля является отслеживание степени обученности учащихся по английскому языку, на основании чего делается вывод о ее соответствии требованиям образовательного стандарта.

Отслеживая эффективность образовательного процесса учащихся, а также качество обучения учащихся, предполагается ведение мониторинга, основанного на контроле сформированности основных предметных компетенций учащихся. Данный мониторинг отслеживается по степени сформированности коммуникативной компетенции в сумме её составляющих: речевой компетенции (чтение, говорение, аудирование, письмо), языковой компетенции (орфография, лексика, грамматика), социо-культурной компетенции (знание страноведения, умение представлять свою страну в условиях англоязычного культурного общения), компенсаторной компетенции, учебно-познавательной компетенции (владение приёмами самоорганизации и самостоятельной работы, умение работать со справочной литературой, использовать ИКТ). Оценка сформированности предметных компетенций ведётся по входящим в комплект УМК контрольно-измерительным материалам, учитывающих уровень сформированности всех языковых навыков (аудирования, говорения, чтения и письменной речи) и выражается в количестве полученных баллов по стобалльной шкале. Именно стобалльная шкала, в отличие от пятибалльной, позволяет с наибольшей точностью оценить успешность усвоения не только лексико-грамматического материала, но и степень овладения всеми языковыми навыками.

aksenov_00Мониторинг может отслеживаться как индивидуально, так и по группе учащихся в целом, при этом степень сформированности предметных компетенций выпускников 9, 11 классов рассматривается отдельно.

Кроме мониторинга сформированности предметной компетенции, настоящий проект предполагает анализ качества обучения и уровень обученности классов и отдельных учащихся исходя из результатов года, четверти, модуля, определяя уровень, на котором они находятся (оптимальный, допустимый, тревожный, критический).

По всем видам мониторинга после получения данных предполагается их обработка, оформление, составление диаграмм, анализ с последующей коррекционной работой образовательного процесса.

Поскольку содержание УМК сгруппировано по модулям, это позволяет отследить, по каким темам у тех или иных учащихся имеются проблемы и наметить пути реабилитации данных проблем.

За критический уровень по результативности обучения принято количество баллов менее 40. Для этой группы характерна слабая степень сформированности УУД, отсутствие мотивации изучения английского языка, упорства, целеустремлённости в учёбе, неумение организовать свою учебную деятельность, основные языковые компетенции у данных учащихся не сформированы. Они не могут понимать предлагаемые им тексты для чтения или речь учителя, аудиозаписи, так как не обладают нужным запасом лексики, знаниями грамматических структур.

Под тревожным уровнем овладения содержанием принимается результат в 40–60 баллов по стобалльной шкале. Они обладают недостаточно сформированными УУД. У учащихся данной группы слабо развита либо развита не в достаточной степени мотивация к учёбе, им не хватает трудолюбия и дисциплинированности. Их личностные, метапредметные результаты нельзя назвать достаточными. Данные учащиеся имеют в силу разных причин проблемы во владении языковыми средствами и, как следствие, в коммуникации, чтении и понимании различных жанров текстов, аудировании аудиозаписей, письменном высказывании.

Достаточный уровень предполагает результат в диапазоне 60–80 баллов. Данные учащиеся имеют хорошую степень сформированности УУД. Их личностные и метапредметные результаты говорят о хорошей степени развития мотивации изучения английского языка, стремлении совершенствовать свою речевую культуру, наличии таких качеств как воля, целеустремлённость. Они умеют планировать своё речевое поведение: ведут диалоги различного типа, делают связные коммуникативные высказывания в устной и письменной речи, выражая своё мнение и аргументируя его, допуская грамматические и языковые ошибки, не мешающие пониманию говорящего. В достаточной мере владеют приёмами чтения, воспринимают на слух речь учителя, одноклассников, аудиозаписей.

Оптимальный уровень соответствует результату 80–100 баллов. Данные учащиеся обладают высокой степенью сформированности УУД. Они способны решать коммуникативные задачи в соответствии с предъявляемыми требованиями, владеют техниками чтения и письма, стратегиями аудирования. Эти учащиеся также имеют высокие личностные и метапредметные результаты, они умеют осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу, владеют приёмами самостоятельного изучения английского языка, планируют и осуществляют учебно-исследовательскую работу.

Пример.

В процессе выполнения контрольных тестов по каждому модулю УМК «Звездный английский» для 6 класса учащимися были получены следующие результаты (Рис.1):

aksenov_11 Рис. 1

В соответствии с данными результатами в программе Microsoft Excel мы построили следующие таблицы (Рис.2):

aksenov_22 Рис.2

aksenov_33 Рис. 3

Построенные диаграммы позволили произвести анализ и сделать следующие выводы, оформленные в виде таблицы:

План индивидуальной коррекционной работы

  ФИО Временные рамки Реализация
Клименко С.

Риферт В.

сентябрь 2016 Индивидуальные консультации

 Анализ динамики индивидуальной успеваемости

  Качественный прогресс Качественный регресс Стагнация
Артамонов

Барышников

Сластенин

Рудзис

Клименко

Николаев

Риферт

Марочкин

Новиков

Судоргин

Хоровец

Шестаков

С наименьшими временными затратами данная система мониторинга позволяет охватить 100% учащихся, что позволяет наглядно видеть их индивидуальную динамику успеваемости и своевременно принимать меры педагогического воздействия, применять индивидуальный подход на уроке, выявлять педагогические проблемы и их причины, что, в конечном счете, и было задумкой идеологов перехода на ФГОС.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.