«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Практика проведения бинарного урока: из опыта работы

Четверг 25 Май 2017

250517_mainВ своей статье два учителя-практика делятся опытом подготовки и проведения бинарного урока. В качестве примера взят урок в 6 классе по теме «Стоит ли бояться привидений, или Урок доброты» по рассказу О.Уальда «Кентервильское привидение». На уроке отчетливо прослеживается интеграция литературы, английского языка, мировой художественной культуры, страноведения.

настроение: вдохновенное

ключевые слова:  бинарный урок, интеграция, ИКТ, групповая работа

город: г. Москва (ГБОУ Многопрофильный лицей 1799)

Авторы: Алиева Светлана,  Бахтина Мария

Каждый учитель знает: самое главное на уроке – увлечь учеников, пробудить в них творческий поиск. Сделать это порой бывает нелегко, и учителя стараются найти вид деятельности, который бы вызвал высокую мотивацию учащихся. Такой нестандартной формой обучения является бинарный урок.  Удивительно, но взаимодействие двух учителей на таких уроках перерастает в творческий процесс у детей. Ведь при изучении проблемы на стыке двух, а то и нескольких наук мир вокруг нас становится более понятным, а это всегда интересно. И хотя бинарные уроки порой трудно состыковываются с учебной программой, не укладываются в расписание, требуют больше времени для подготовки, именно такой урок дает возможность учителю увидеть результаты своего труда, получить от него радость и удовлетворение и подарить детям настоящий праздник знаний.

На наш взгляд, наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающее, закрепляющее занятие. Ведь такой урок, систематизирующий знания, формирующий убеждение в связанности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учеников, развитии их мышления.

Мы уже имеем подобный опыт совместной работы и готовы поделиться некоторыми важными моментами, которые стоит учитывать при подготовке и проведении таких уроков. Покажем это на примере урока в 6 классе «Надо ли бояться привидений, или Урок доброты». Урок был проведен по рассказу О.Уальда «Кентервильское привидение» и интегрировал литературу, английский язык, мировую художественную культуру, страноведение.

Как же проходила подготовка этого урока?

Согласовав между собой темы по литературе и английскому языку, мы поняли целесообразность интеграции, обговорили цели и задачи нашего урока, обсудили и сформулировали общие понятия, которые дети должны усвоить, наметили итоги и выводы, к которым учащихся должны прийти. Мы выбрали, на наш взгляд, наиболее рациональную форму урока, обеспечивающую длительную мотивацию и реализацию потребности в общении. Это был урок-исследование.

Являясь одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов, бинарный урок имеет целью создание условий мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дает учащимся возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость. Цели нашего будущего урока были определены сразу: познакомить учащихся с художественным миром английского писателя Оскара Уайльда, возбудить интерес к произведению О.Уайльда “Кентервильское привидение”; развивать сотрудничество педагогов; показать учащимся целостной картины мира.

Интеграция позволила решить важные обучающие задачи, среди которых было обучение детей вести диалог, обучение работе с текстом, формирование навыка исследовательской, поисковой и аналитической работы, аудирования на иностранном языке, работы с моноязычным англо-английским словарем.

Среди развивающих задач следует отметить развитие навыков выборочного чтения, выразительного чтения, анализа текста; расширение читательского кругозора детей, пополнение активного словарного запаса учащихся; развитие русской и английской речи учащихся через участие в диалоге; развитие мышления, памяти, эмоциональной сферы, коммуникативных умений и артистических способностей.

Воспитательные задачи также оказались крайне важны. Это воспитание интереса к творчеству Оскара Уайльда как представителя классической английской прозы; воспитание доброты, сопереживания, самоотверженности, культуры чтения, общения, умения работать в группе, взаимоуважения.

На уроке использовались различные педагогические технологии: коммуникативные, личностно-ориентированные, интерактивные. Особенно хочется отметить использование на уроке ИКТ: ноутбука и интерактивной доски.  Учащиеся при помощи компьютера оперативно получают массу интересной и необходимой информации, работают с алгоритмами и словарями. В качестве образовательного контента использовалась электронная почта, интернет-словарь, онлайн упражнения, видео с ресурса YouTube.

Правильное начало урока всегда обеспечивает дальнейший успех, создает атмосферу. Наш урок начинался сценкой, разыгранной двумя учителями:

— Мария Львовна, у меня в доме поселилось привидение!

—  Почему вы так думаете, Светлана Борисовна?

— Оно издает разные звуки, топает, не дает спать по ночам и даже оставило огромное пятно в гостиной.

МЛ: Не может быть!

СБ: Может! И у меня появилось доказательство! Я получаю от него письма! Они на английском языке, там какие-то непонятные ссылки, мне понять это сложно. Помогите, пожалуйста! Стоит мне бояться привидений?

МЛ: Конечно! Давайте разбираться! А ребята нам помогут, верно? Ведь мы читаем с ними сейчас рассказ О.Уальда «Кентервильское привидение». Там происходит то же самое. Покажите нам письмо от привидения.

 Дети с первых минут оказываются вовлеченными в интригующий сюжет, что является мощной мотивацией к работе. А когда учитель на глазах у детей открывает свою электронную почту со ссылками на сайт с упражнениями и звуковое письмо, работа начинает кипеть, идет активный «мозговой штурм». Отсюда логично вытекает первая часть темы урока: «Надо ли бояться привидений?»

Учитель английского языка предлагает учащимся самостоятельно открыть ссылку [1], набрав ее в адресной строке своего ноутбука. При переходе учащимся предлагается онлайн-задание на сопоставление слова и его дефиниции. В ходе парной работы учащиеся могут пользоваться онлайн-словарем [5], что, с одной стороны, облегчает и ускоряет процесс работы, с другой – развивает навык словарной работы с использованием современных компьютерных технологий.

Далее, согласно сюжету урока, учитель возвращается к электронной почте, ко второму письму. В этом письме также есть ссылка [2], которую учитель открывает. Все действия транслируются на экране интерактивной доски. В итоге учащимся предлагается выполнить еще одно онлайн-упражнение. Целью данного упражнения является развитие навыка аудирования на иностранном языке. Учащимся необходимо определить, соответствуют или нет предложенные им утверждения прослушанному тексту. Текст аудиозаписи представлял собой фрагмент рассказа О.Уальда «Кентервильское привидение» и был адаптирован с учетом языковых возможностей учащихся.

Следует заметить, что учителя литературы и английского языка на уроке тесно взаимодействуют. Так, во время общения учителя с ребятами на английском языке учитель литературы спрашивает ребят, что за слово они произнесли, о чем они говорят. Это способствует развитию навыков спонтанной английской речи, пополняет словарный запас, раскрепощает детей. При этом учащиеся легко переходят с английского языка на русский.

Анализируя текст рассказа, учитель литературы также использует разные приемы и методы. Важное место занимает при этом словарная работа: учитель обсуждает с детьми значение слова «привидение» с привлечением толковых словарей; вызывает интерес и значение прилагательного «кентервильское». Делаем вывод о том, что слово “привидение” напоминает о чём-то сверхъестественном, мистическом, полуживом, пугающем, злом и встреча с ним нежелательна.

Выясняем, что герои рассказа относятся к привидениям по-разному. Это зависит от их воспитания, взглядов на жизнь. Обращаем внимание на подзаголовок рассказа: «Материально – идеалистическая история». В этом парадоксальном сочетании отражены два совершенно противоположных взгляда на привидение и на жизнь.

Такой вывод логически подводит класс к центральному этапу урока – групповой работе. «Англичане», «американцы», «русские читатели» и сам «автор», опираясь на текст, выполняют задания и готовятся ответить на вопросы: как вести себя с привидением, стоит ли его бояться?

Приведем пример задания «американцам» и «англичанам»:

  1. Найдите эпизоды, в которых говорится о том, как относились к привидению американцы/англичане.
  2. Как это их характеризует? Выберите полоски бумаги, на которых написаны свойственные американцам/англичанам черты характера, и сделайте вывод об их характере.
  3. Стоит ли, по мнению американцев/англичан, бояться привидений?

«Российские читатели» получают задание в виде теста, что позволяет проанализировать ответы и сделать вывод.

  1. Почему современному российскому читателю интересно читать рассказ «КП»:

а) в рассказе встречаются знакомые герои;

б) рассказ страшный, и это иногда бывает забавно;

в) рассказ веселый, можно отвлечься от серьезных мыслей и посмеяться;

г) рассказ заставляет задуматься о важных проблемах, создает настроение.

  1. Какие проблемы поднимает рассказ:

а) безопасная покупка недвижимости;

б) добро и зло, ценность человеческой жизни;

в) как строить отношения в семье;

г) воспитание детей.

  1. Чей взгляд на привидение вам, как россиянину, ближе?

а) англичан;

б) американцев;

в) свой собственный.

  1. Найдите сказочный элемент в рассказе:

а) привидение;

б) расцвело миндальное дерево;

в) жизнь в замке.

 Вывод: Стоит ли, по мнению российского читателя, бояться привидений?

 Задание группе, выясняющей позицию автора, несколько иное. Ребятам предлагается вставить в текст подходящие по смыслу слова и словосочетания, используя слова для справок:

Автор относится к привидению … .

Это становится понятно из … .

О.Уальд изображает привидение  … .

Древнее, измученное привидение не может, по мнению писателя, принести … людям.

Единственное его желание – … .

Отношение автора к привидению выражает … .

Она искренне хочет помочь ему, потому что испытывает … к нему.

Верджиния прошла испытание на человечность и поняла, что…

Автор не хотел, чтобы читать рассказ было… .

Цель автора – не напугать, а поднять важные нравственные проблемы: … .

В финале рассказа расцвело миндальное дерево, потому что… .

 Для справок: описания привидения, жалким и страдающим, зло, вечный покой, Верджиния; добро победило; сострадание; любовь и милосердие сильнее страха смерти; с большой теплотой и сочувствием; добра и зла, милосердия, любви, подлинной красоты, выбора, жертвенности; страшно.

 Вывод. Почему О.Уальд советует не бояться привидений?

Группы приходят к выводу о том, что не стоит бояться привидения. Оно не принесет зла тому, кто относится по-доброму к нему и к окружающим. Получается, что после кропотливой работы с текстом читателю открывается новое видение рассказа. Становится ясно, что человек проявляет себя в любви, доброте, милосердии, сострадании. Ведь предназначение человеческой жизни – помочь другому, иначе нет жизни впереди. А рассказ Уальда «Кентервильское привидение» преподал нам урок доброты.

Использование ИКТ позволило сделать проверку группового задания зрелищной и яркой. Для каждой группы на электронной доске был готов слайд с головным убором: ковбойка, кепка, ушанка. Перед каждым слайдом учитель английского языка спросил на английском: What country does it refer to? Ребятам предлагается рассортировать названия качеств характера в соответствующие головные уборы с помощью возможностей интерактивной доски:

спокойствие, cruelty, бессердечие, практичность, грубость, impoliteness, вульгарность, человечность, сострадание, великодушие, мужество, доверчивость, наивность, foolishness, цинизм, щепетильность, аккуратность, верность традициям, беспечность, faith in miracles, суеверие, вера в победу добра, чопорность, courage, sympathy, сострадание, пунктуальность, доброта и др.

 Не смогли мы обойти вниманием и обсуждение коротких фрагментов мультфильма по рассказу О.Уальда «Кентервильское привидение» на русском и английском языках [3], [4]. В ходе просмотра ребята поняли, что проблема рассказа неоднозначна.  Озвученные близко к тексту, фрагменты стали яркой иллюстрацией прочитанного рассказа и способом вновь вернуться к разговору об идее художественного произведения.

Благодаря интересному материалу, продуманной до мелочей структуре урока, слаженной работе учителей урок очень понравился ребятам. Поэтому в конце занятия учащиеся с интересом делились своими впечатлениями, заканчивая фразы:

Today Ive understood that

—  Я уверен, что основные ценности человеческой жизни – это …

— The story helps me to understand that ….

— Я думаю, самое главное в человеческих взаимоотношениях – это …

 Выполнить домашнее задание учащиеся могли на английском или русском языке:

На русском или английском языке напишите письмо-совет «Надо ли бояться привидений?» Объем – 80-120 слов. Письмо отправьте на электронную почту Светлане Борисовне (на русском языке) или Марии Львовне (на английском языке).

 Стоит отметить, что домашние работы пришли на учительскую почту примерно поровну.

Урок по рассказу О.Уальда «Кентервильское привидение» стал интегрированным по содержанию и бинарным по форме. Это позволило усилить интеграционный эффект и создать модель учебного диалога не только между учащимися, но и учителями, продемонстрировав таким образом широкий спектр средств и способов коммуникации.  Мы с уверенностью готовы сказать: два учителя, два предмета на уроке – это современно, актуально, перспективно.

Библиография

  1. http://www.englishexercises.org/makeagame/viewgame.asp?id=14740
  2. http://www.englishexercises.org/makeagame/viewgame.asp?id=14744&ads=no
  3. https://youtu.be/1TQYjxXP140
  4. https://youtu.be/vlRfoJ6wGLc
  5. https://en.oxforddictionaries.com

2 Comments »

Надежда Быкова:

Какие вы молодцы! Ваш пример вдохновляет, хочется тоже творить и видеть горящие глаза детей! Приведений не нужно бояться, нужно бояться скуки и рутины!

26 Май 2017 | 18:07
Радислав:

Очень интересная статья. Был на аналогичном уроке по литературе на русском языке и по английскому языку. Границы одного предмета в современном мире становятся прозрачными. Появляются новые возможности.

26 Май 2017 | 20:03
Оставить комментарий

Комментарий

..