«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Методы формирования, развития и совершенствования навыков аудирования при подготовке к итоговой аттестации ОГЭ

Среда 10 Май 2017

100517_mainКлассическая методика обучения иностранному языку подходила к вопросу обучения аудированию как к одному из видов речевой деятельности, который не требует особенного подхода. Но как показала практика, именно понимание, восприятие на слух иностранной речи является одним из самых проблематичных аспектов для учеников любой возрастной группы. Аудирование, как и говорение, составляет основу изучения любого языка, что дает возможность общения на нем. Но тем не менее, аудирование вызывает сложности как у учителя в обучении учащихся, так и у учеников в его овладении. Именно поэтому преподавателю необходимо учитывать все трудности и пути их преодоления учащимися.

 

настроение:  целеустремленное

ключевые слова:  итоговая аттестация, ЕГЭ

город:  Мытищи

Хотя аудирование и является сложным видом речевой деятельности, но тем не менее усвоение языка и развитие речевых навыков главным образом происходит через него.

Подготовка к части «Прослушивание» в итоговой аттестации должна начинаться с первых уроков в начальной школе. Для адаптации к аудированию и устранения психологических сложностей вводятся песни, стихи, мини диалоги, которые озвучены носителями языка. В настоящее время современные технические условия, такие как аудио-видео записи, интернет позволят в полной мере не только формировать навыки аудирования, но развивать и усовершенствовать их. В данном вопросе основными критериями обучения являются: комплексный подход в обучении аудированию, систематическое использования различных методов, поэтапное внедрение различной степени сложности упражнений, дифференцированный подход.

Учитывая тот факт, что обучение английскому языку начинается со 2 класса, это дает нам большие возможности как можно раньше научить детей слушать, распознавать и понимать иностранную речь.

На каждой ступени обучения используются свои методы, подходы и технологии. Чем старше дети, тем интенсивнее внедряются усложненные упражнения. Но структура обучения едина для любой возрастной категории.

Работая с УМК «Английский в фокусе», куда входит огромное количество пособий: диски с аудио и видео содержанием, диск для интерактивной доски (для начальной школы), что является основным помощником для учителя, я в полной мере стараюсь использовать все компоненты данного УМК.

Приступая к работе по развитию навыков аудирования в начальной школе (2-4 классы), используется следующий план:

  1. С помощью интерактивной доски вводится новая лексика (подготовительные упражнения создают основу для прослушивания, позволяющая снять психологический барьер).
  2. Отрабатываются / закрепляются новые слова.
  3. Перед тем, как приступить к аудированию ученикам предлагается посмотреть на опорные картинки по фильму в учебнике. Ученики пытаются спрогнозировать будущий рассказ на родном языке (речевые упражнения).
  4. Учителем ставится задача до просмотра фильма. Это может быть вопрос, либо вставить пропущенное слово во фразу из текста после прослушивания. В качестве дифференцированного подхода слабым ученикам дается задание назвать действующих лиц после просмотра фильма.
  5. Ученики смотрят фильм без титров и стараются ответить на поставленную задачу, пересказывают текст на родном языке, отвечают на дополнительные вопросы учителя.
  6. Паузированное прослушивание текста, разбор сложных слов, фраз, грамматических структур, чтобы каждый ученик понял смысл всего текста.
  7. Просмотр фильма с титрами, достижение 100% понимания текста, повторение отдельных сложных, важных, новых слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали сложности у учащихся в понимании.

В 5-6 классах методика работы усложняется.

  1. Ученики получают задание на дом: прочитать и понять текст. На уроке при закрытых глазах, чтобы все внимание было сосредоточено только на прослушивании, слушают текст 2 раза.
  2. Ученики дают самооценку пониманию содержания текста, анализируют ошибки и моменты, в которых у них возникли затруднения. Чаще всего это новые слова, которые они еще не запомнили, реже это слова, которые они не смогли распознать.
  3. Дети передают общий смысл текста.
  4. Словари с новыми словами лежат в открытом виде на партах. Вся последующая работа происходит с опорой на словарь, что позволят детям быстрее запомнить новые слова.
  5. Паузированное прослушивание с повторением отдельных слов/фраз/выражений/грамматических структур, которые вызвали затруднения у учащихся в понимании. В данной работе успешно используется метод самооценивания при помощи «смайлов». Если ученик все понял и у него не возникло вопросов и затруднений, то он показывает «улыбающийся» смайл, если у ученика возникли сложности, то он показывает «сдержанный» смайл, если ученик понял меньше половины, то у него «грустный» смайл. Как правило, учащиеся не боятся показывать соответствующий смайл, т. к. за это не снижается итоговая оценка за работу на уроке, что позволяет стимулировать ученика на полноценную работу. Чаще всего объяснения по паузированному прослушиванию дает тот ученик, который показал «сдержанный» или «грустный» смайлик. Все сообща выясняют с какими проблемами столкнулся данный ученик, дают объяснения, таким образом происходит повторение грамматики, правил чтения и других моментов.
  6. Прослушивание текста еще раз, чтобы убедиться в правильном понимании текста всеми учениками.
  7. Пересказ текста, рассказ диалога по ролям, что позволяет отработать и закрепить новый материал.

После таких практических занятий, когда у учащихся сформировались навыки аудирования, из плана работы можно исключить пункт «чтение и понимание текста дома» и проводить аудирование по незнакомому тексту по той же схеме.

В дальнейшем задача усложняется следующим образом: может быть несколько вопросов-задач до начала аудирования, уровень этих вопросов может быть различным и т.д.

Любое аудирование текста завершается его пересказом, рассказом по ролям, изложением в зависимости от уровня знаний учащихся.

С 7-8 классов вводится домашнее аудирование. Детям выдается аудиозапись и упражнения к ней: вопросы, true-false, упражнения на лексику, которая встречается в тексте, список незнакомых слов к данному тексту. Ученикам дается задание прослушать дома текст столько раз, сколько им необходимо для полного его понимания. На завершающем этапе учитель рекомендует 2 разовое прослушивание текста. Я использую аудио книги издательства Express Publishing. Аудио комплект состоит из: книги для чтения, книги с упражнениями и аудио диска. Как правило, мы исключаем книги для чтения.

План урока по домашнему аудированию:

  1. Прослушивание текста.
  2. Самооценивание домашнего прослушивания.
  3. Выявление проблем, сложностей с домашним прослушиванием, разбор моментов, в которых возникли сложности при понимании (исключается паузированное прослушивание текста).
  4. Ответы на вопросы учителя.
  5. Проверки лексических упражнений.
  6. Пересказ текста (в случае, если не остается времени на данный пункт, то в качестве домашнего задания задается изложение).
  7. Подведение итогов.

В настоящее время методика преподавания аудирования включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как цели обучения и как средству овладения другими видами речевой деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию следует применять подготовительные и речевые упражнение в последовательной системе.

В качестве результата вышеуказанных способов по обучению аудированию, барьер в понимании иноязычой речи снимается уже в начальной школе. Ученики с легкостью выполняют любые задания по прослушиванию в соответствующем им уровне знаний. Данная система позволяет ученикам справиться с итоговым государственным экзаменом в части аудирование.

 

Оставить комментарий

Комментарий

..