«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Практические советы при обучении грамматике английского языка

Среда 29 ноября 2017

291117Произнося слова «грамматика» перед классом будьте готовы увидеть испуг или непонимание в глазах своих учеников. Но пусть это вас не обескураживает – обучение грамматике может быть позитивным или даже забавным.

Если ваши обучающиеся проявляют сопротивление при обучению грамматике, покажите им, почему это необходимо, создайте мотивационную среду.

 

 

настроение: инновационное

ключевые слова: грамматика, обучение, мотивационная среда, практические советы, дружелюбная грамматика

город: Калининградская область, г. Советск

Обучение грамматике является важной частью школьного образования, которая формирует коммуникативные свойства личности, так необходимые для функционирования популяции как системы. Не погружаясь глубоко в данный вопрос, оговоримся только, что грамматически правильно выраженная мысль позволяет повысить самооценку учащихся и преодолеть преграды в общении со сверстниками и взрослыми. При этом информацию, переданную традиционным методом, ребенок не всегда может вместить, запомнить и применить.

Не все взрослые достаточно глубоко осознают значение слова грамматика, а тем более ребенок, который должен ее применять. Как правило, практическая психология показывает, что более или менее осознанное запоминание и применение грамматических правил в любом языке, в большинстве случаев, начинается уже во второй половине жизни. А феномен, который можно назвать «личностная грамматика» формируется из двух источников: личного опыта постоянного применения в коммуникативных связях и фрагментов из законов и правил грамматики школьного курса.

Какой же выход из данной сложившейся ситуации? Он очевиден. Прежде всего, сам учитель должен сформировать  мотивационную среду на изменение уже сложившейся личностной техники передачи информации по грамматическому формату иностранного языка.

Без прочных и осознанных знаний грамматики словарный запас теряет свою значимость. Значение грамматики в изучении любого языка трудно переоценить, поэтому учителя должны с особой тщательностью обучать грамматическим правилам своих учеников.

Существует и другая серьезная проблема. Грамматический формат разных языков так же отличается друг от друга, как и человек от человека. И переход из одного грамматического формата в другой должен осуществляться либо осмысленно, что присуще уже зрелой личности, либо косвенными транзакциями, в течение всего курса изучения иностранного языка, исподволь формируя в недрах сознания обучающихся «мосты перехода», которые будут применяться уже сознательно. Обучение грамматике, как правило, складывается из школьного образования и из чтения большого количества художественных текстов. И вот тогда естественным образом происходит формат личностной грамматики языка. Аналогичный эффект строительства формата дает общение разноязычных детей в период раннего развития психики, когда еще не сформирован грамматический формат доминирующего языка личности. Как правило, в это время развития самой удачной техникой являются игры. Потому игровая форма является практически основной для подсознательного строительства будущего грамматического фундамента любого языка. Да и уже повзрослевшие весьма склонны к приему информации в игровой форме.

Учитывая, что грамматика английского языка очень сложна, эти сложности нельзя просто заучить, все правила должны быть усвоены личностью на уровне подсознания. А для того, чтобы понять грамматику, ученики должны быть вовлечены в процесс обучения, им должно быть интересно на уроках.

Произнося слово «грамматика» перед классом, будьте готовы увидеть испуг или непонимание в глазах своих учеников. Но пусть это вас не обескураживает — обучение грамматике может быть позитивным или даже забавным.

Вот некоторые идеи из моего опыта работы, которые помогут сделать уроки грамматики более «дружелюбными».

Как преодолеть отрицательную реакцию при обучении грамматике иностранного языка, и какими приемами можно формировать позитивную мотивацию к обучению иностранному языку?

Уже давно доказал свою высокую эффективность метод проблемного обучения в игровой среде. Он может применяться как в чистом виде, так и в виде фрагментов, имплантируемых в технику традиционного подхода в обучении.

Если ваши учащиеся проявляют сопротивление при обучении грамматике, покажите им, почему это необходимо, создайте мотивационную среду. Для этого учителя необходимо овладеть специальными техниками. Пока же возможно применение некоторых приемов, смягчающих информационное расширение в поле сознания учащегося. Сделайте аудиозапись, видеозапись (самостоятельно или попросите учеников) используя правильные лексические структуры, но «запутайте» грамматику и попросите у них понять, где была допущена ошибка. Вы также можете дать им написанные тексты или небольшие сообщения без каких-либо грамматических структур и попросить их заполнить пропуски. Обычно после выполнения таких заданий, учащимся становится понятна гармония употребления правильных грамматических структур другого языка.

Иногда учащиеся не могут понять задания, поэтому старайтесь избегать таких формулировок, как “Используйте правильную временную форму глагола to be в Present Continuous”. Им будет понятнее, если вы скажете: «Сегодня мы с вами разберем, что используется, если вы хотите описать действия, происходящие в момент речи».

Использование текстов при обучении грамматике

Представляйте новые грамматические структуры в контексте: выберите подходящий текст для чтения, фрагмент аутентичного видео или современную песню. Таким образом учащиеся смогут увидеть и понять, как использовать язык и как он работает в контексте.

Следующий ключ для мотивации — это интересная, актуальная для обучающихся тема, поэтому следует выбирать тексты, которые смогут увлечь класс.

Большой пласт грамматики может быть представлен на уроках домашнего чтения. В этом случае очень хорошо использовать книги с адаптированными текстами для чтения (Gradedreaders). Эти книги можно использовать во внеурочной деятельности. Они широко представлены издательством “ExpressPublishing” в трёх сериях: IllustratedreadersGradedreadersClassicreaders. Данные серии рассчитаны на использование во внеурочной деятельности или факультативно.

291117_1Illustratedreaders — серия представляет собой четырехуровневую серию книг, многочисленные красочные иллюстрации которых помогают ученикам следовать за сюжетной линией и мотивируют их познавательную деятельность. Каждая глава книги сопровождается разделом дополнительных заданий.

Gradedreaders — серия представляет собой мифы, легенды и классические произведения на английском языке.

Classicreaders — серия представляет собой сборник произведений классической литературы.

Также популярностью среди подростков пользуются электронные книги. Предложите ученикам читать их по дороге в школу в общественном транспорте, на переменах или прослушать их аудио исполнение.

Увлекайте учащихся

Не стоит превращать уроки обучения грамматике в лекции. Нет ничего более скучного! Используйте форму «вопрос-ответ», делайте это индивидуально, используйте работу в парах или группах. Если у учащихся возникают вопросы по пройденной грамматической теме, попросите «сильных» учеников объяснить грамматические правила более «слабым». Для этого дайте им все необходимые рекомендации. Помните высказывание: «если хочешь чему-то научиться, обучи кого-нибудь».

Как важно выделять главное

Перед началом объяснения новой грамматической темы попросите учеников делать заметки: как используется язык, что означает данное грамматическое правило.

Одна из успешных форм — это грамматический диктант, когда ученики прослушивают текст, записывая ключевые слова или структуры, а затем выполняют полную реконструкцию текста. Итак, учителю необходимо прочитать текст, повторить его, позволяя ученикам сделать необходимые записи. Попросите учеников восстановить текст в парах или группах, затем попросите их сравнить полученный результат с оригиналом. В то время, когда они проводят сравнение, им необходимо обратить внимание на элементы грамматики, которые они употребили правильно или неправильно.

Занятие грамматикой может быть интересным

Современный учитель обладает широкой возможностью использования разнообразных средств. На уроке можно использовать пособия, аудио- и видеосопровождение, грамматические онлайн-игры. Всегда хорошо иметь в запасе несколько игр для применения на уроках.

На своих уроках я часто использую игру Find someone whoДанную игру можно использовать при объяснении практически любой временной формы глагола английского языка.

Например, раздать карточки с заданием:

Find someone:

  1. who can ski.
  2. who doesn’t have an English textbook today.
  3. who has a computer at home.
  4. who plays musical instrument.

и т. д.

После получения карточек с заданием, учащиеся должны выяснить всю необходимую информацию друг о друге, опросив как можно больше человек в группе/классе. После того как они записали все полученные ответы, они представляют информацию классу. Таким образом, можно отработать Present Simple или yes/no questions.

Также очень хорошо учащиеся откликаются на игру Broken Sentences. Ее можно применять как для составления отдельных предложений из нескольких разрозненных частей, так и для составления целого рассказа, сказки, рецепта или шутки. Для старших классов этот вид деятельности можно усложнить, дав задание использовать слова-связки because, so, also и т. д. для связи воедино предложений или текста.

Правильно подбирайте задания

Очень часто ученикам становится скучно, если задания слишком легкие, или, наоборот, они стараются переключиться на что-то другое, если задания трудные. Поэтому, важным является подбор заданий. Если в классе есть учащиеся с разным уровнем владения языка, приготовьте задания разного уровня сложности. Безусловно, на это уйдет больше времени, но это себя оправдывает. Также, следует обращать внимание на уровень лексики, используемый в текстах при объяснении грамматического материала, он должен быть знаком вашим ученикам. И еще, не следует вводить новые лексические единицы вместе с грамматикой.

Правильно относитесь к ошибкам своих учеников

Обратите особое внимание на то, как вы относитесь к ошибкам своих учеников во время грамматических игр или при выполнении грамматических заданий.

Чтобы ученики выучили правила и смогли применять их в разговорной и письменной речи, они должны использовать эти правила на уроках, в живом общении. А ошибок в данном случае избежать будет очень сложно. Те учащиеся, которые не допускают ошибки – это те, кто боятся их допустить, то есть, это, как правило, слабые ученики. Необходимо объяснить всем ученикам, что конечной целью обучения грамматики и ее применения в повседневном общении является грамотность, но ошибки также являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Грамматика и фонетика

Во время представления нового грамматического материала может возникнуть необходимость обратить внимание на некоторые фонетические правила, например, на то, как произносить окончание -ed у правильных глаголов в прошедшем времени, или звук /l/ при объяснении формы будущего времени Ill, Hell. Если на это не обратить внимание учащихся, есть опасность того, что эти фонетические ошибки будут их преследовать долго и переучить в дальнейшем будет сложно.

Используйте различные способы презентации нового материала

Почему бы не поинтересоваться у учащихся, как они хотят, чтобы вы презентовали им новый материал? Можно подготовить анкету с вопросами. Хотят ли они изучать материал самостоятельно или работать в группах? Нравится ли им сидячая работа, или они предпочитают передвижения по классу? Нравятся ли им задания «слушай и повторяй»? Постарайтесь определить, какой стиль им больше подходит. Также, выясните у учеников, как они предпочитают заниматься вне класса.


Необходимость повторения пройденного материала

Расскажите учащимся о необходимости повторения пройденного грамматического материала, о том, как лучше распределять материал, например, одно упражнение в тот же день, когда был урок, следующее через два дня, потом через неделю. Повторение является очень важной частью обучения, большинство учеников без возврата к пройденному материалу не могут восстановить его через определенный период времени. Для этого, учитель должен включать в свое планирование повторение. Также, ученики должны делать это самостоятельно.

Эффективна и интересна «персонализация» изученного материала. Например, вы можете дать задание придумать историю о чем-то увлекательном для ваших учеников. Можно написать историю о друге, о домашнем питомце, любимом актере или певце с использованием пройденного грамматического материала. Также можно придумать необычный способ оформления: историю можно написать на электронном носителе, или представить ее в виде записанного аудио. Я часто прошу учеников присылать свои работы по электронной почте, они делают это с большим удовольствием.

Ответственность за свои знания

Необходимо убедить учащихся, что они несут ответственность за свои знания, поэтому они должны найти способ регулярно их тестировать. Объясните, что изучение любого иностранного языка — это не всегда прямой путь вверх. Иногда прогресс в знаниях может быть незаметен, но это бывает у всех. Количество полученных знаний всегда перерастает в качество! И это ваши ученики должны запомнить.

Необходимо помнить, чем больше вы даете возможность свои ученикам использовать язык, тем лучше. Коммуникация важна точно так же, как и грамматика любого изучаемого языка. Удачным будет то обучение, когда учитель сможет найти баланс между ними так, чтобы ученики смогли наслаждаться, учиться, не боялись совершать ошибки и видеть свои достижения в обучении.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.