«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Парная и групповая работа на уроках испанского языка

Среда 8 Ноябрь 2017

081117Современное развитие общества требует новых подходов к образованию, а новое содержание обучения школьников требует новых форм работы.  Учащиеся должны не только приобретать конкретные знания, но и уметь самостоятельно получать необходимую информацию, учиться  работать с ней, решать проблемы как самостоятельно, так и в коллективе. ФГОС предполагает развитие коммуникативной компетенции как одной из основных, которую можно сформировать только в групповой работе.

настроение: рабочее

ключевые слова: групповая работа, парная работа, развитие коммуникативной компетенции, самостоятельно получать информацию

город: г. Москва

 

В своей статье известный ученый-методист С.С. Куклина отмечает: «Предмет «Иностранный язык» благодаря своей специфике способен создать условия не только для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс (Н.Ф. Коряковцева, А.Н. Шамов, А.В. Щепилова и др.), но и для его включения в продуктивное сотрудничество, в общение со сверстниками для совместного достижения поставленной цели (Л.К. Гейхман, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов, Е.С. Полат и др.). Реализация названной способности может осуществляться с помощью специально организованной учебной деятельности школьников, в которой моделируются условия, необходимые как для иноязычного общения, так и для сотрудничества учащихся. Такой организационной формой, по нашему мнению, является коллективная учебная деятельность в группе».

Е.И. Пассов  указывает на то, что «групповая работа дает очень многое и может быть весьма полезной на уроке иностранного языка:

  1. Она развивает способность к общению, особой его форме: групповое общение – одна их самых адекватных форм работы.
  2. Укрепляет межличностные отношения, учит лучше понимать друг друга,т. е. способствует процессу коллективообразования.
  1. Учит объективно оценивать не только других, но и самого себя.
  2. Обеспечивает обмен знаниями, лучшие условия для развития речевых умений и более быструю помощь, чем при коллективной работе.
  3. Способствует росту мотивации к учению.
  4. Повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе.
  1. Разнообразит урок».

Учебно-методические комплекты серии «Завтра» (“Mañana”)  были разработаны издательством  «Просвещение» совместно с испанским издательством «Анайя» для изучения испанского в качестве второго иностранного языка.

081117_1Оригинальные испанские учебники  “Mañana”  переработаны российскими авторами в соответствии с  требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют общеевропейским компетенциям владения иностранным языком на основе актуальной методической концепции коммуникативно-деятельностного подхода к обучению иностранному языку.

К основным характеристикам данного курса можно отнести аутентичность используемых материалов,  включение учащихся в диалог культур,  возможность подготовки к ЕГЭ для продвинутых учеников, дальнейшее развитие умений самостоятельной работы, современное оформление УМК.

На всех четырех уровнях большое внимание уделяется коллективному обучению как одному из новых средств обучения, позволяющих повысить эффективность работы каждого ученика.  С первых уроков УМК вводится как парная, так и коллективная работа. Например, в учебнике для 5–6 классов уже в Уроке 3 появляются упражнения типа: “Mira el dibujo, haz preguntas a tu compañero y contéstale a sus preguntas” (упр. 4),  “Habla con tu amigo, hazle preguntas sobre su día y dile qué haces por la mañana, por la tarde, por la noche” (урок  4, упр. 4), “Elegid una de estas situaciones y contad a vuestros compañeros qué soléis hacer Ellos tienen que adivinar de qué situación se trata” (урок 4, упр. 29).  Надо заметить, что если в начале курса преобладает индивидуальная и парная работа, то к концу появляются упражнения для групповой работы.

081117_2В УМК для 7–8 классов появляются более сложные задания для парной и групповой работы  не просто описательного характера, но и для отработки грамматических явлений: “En grupos elegid a uno de estos personajes e imaginad qué hicisteis ayer” (урок  4, упр. 34),  “Tú y tu compañero vais a planificar las próximas vacaciones” (урок  6, упр. 16), “Contad a la clase una jugada de un partido de fútbol” (урок 7, упр. 22), “Debate sobre cine. Haced una puesta en común y preparad los resultados” (урок  9, упр. 26), при этом учащиеся учатся обсуждать проблемы в группе и представлять коллективную точку зрения перед классом.

Особый вид коллективной деятельности – проектная работа,  которой обычно завершается работа над темой урока. Немаловажное значение имеет состав групп, в них могут быть как  сильные  так  и слабые ученики.  При работе над проектом особенно важно взаимодействие всех членов коллектива, вклад каждого учащегося в решение общей проблемы. Так, в УМК для 9 класса урок 4 заканчивается проектной работой: “Vamos a hacer un sondeo sobre el uso del móvil y del ordenador en la clase. Preparad una encuesta con diez preguntas. Discutid entre todos estos aspectos relacionados con los ordenadores y los móviles. Intentad llegar a un acuerdo”.

В старших классах при обсуждении тем урока формируется умение рассуждать, анализировать, сравнивать, оценивать социальные, культурные и языковые явления. При этом требуется овладение  следующими умениями: слушать собеседников, вырабатывать общую точку зрения,  отстаивать свою точку зрения,  избегая конфликтных ситуаций и т.д.

В УМК для 10–11 классов также представлена как парная, так и групповая работа. Например,  “En parejas,  decidid cuál es el candidato ideal para ese puesto” (урок 1, упр. 30), “Imagina que puedes hacer un viaje a estas regiones y discute con tu amigo qué maravillas naturales  es necesario ver durante el viaje” (урок 2, упр. 19), “Eligid una de estas afirmaciones con respecto al hecho de viajar.  Comentadla entre vosotros y después  exponed a la clase qué significa y si estáis o no de acuerdo con ella” (урок 4, упр. 19), “Leed la información acerca de estas cuestiones polémicas y organizad un debate en vuestro grupo” (урок 5,

упр. 28), “¿A favor o en contra? Formad grupos para defender o no las siguientes ideas” (урок 6, упр. 25),  “Escoged uno de los medios de comunicación de masas: prensa, radio y televisión, y explicad a la clase cómo es cada uno, así  como loa pros y los contras que tienen en vuestra opinión” (урок 8, упр. 29).

Роль учителя состоит в правильной организации работы учащихся. Существуют разные виды коллективной работы,  и учитель должен выбрать те из них, которые более всего соответствуют целям и задачам урока. При этом надо учитывать как сложность поставленной проблемы, так и уровень знаний учащихся. У всех разные возможности,  поэтому так важно правильно распределить учащихся  на группы, чтобы все приняли посильное участие в работе  и раскрыли свои способности. Важно также воспитывать чувство ответственности за других членов коллектива.  На уроках иностранного языка довольно высокая интенсивность работы, поэтому  использование таких деятельностных подходов, как парная и групповая работа, позволяет повысить мотивацию, интерес и эффективность работы в целом.

Оставить комментарий

Комментарий

..