«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Формирование техники чтения во 2-ом классе

Понедельник 18 декабря 2017

181217Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. Однако процесс овладения техникой чтения на английском языке представляет для второклассников ряд сложностей. Несмотря на то, что в каждом УМК  заложена определенная концепция обучения чтению, наиболее перспективным является интегрированный подход.  В статье представлен опыт работы по формированию техники чтения во 2-ом классе с использованием УМК «Spotlight» с параллельным обучением транскрипции. Представлен план работы, а также упражнения, направленные на закрепление изучаемого материала.

 

 

настроение: позитивное

ключевые слова: техника чтения, интегрированный подход, звуки, транскрипция, упражнения, начальная школа

город: Оренбург

Особое место в системе универсальных учебных действий младшего школьника отводится «овладению навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» [4].

Такое повышенное внимание к проблеме обучения младших школьников чтению неслучайно и определяется ролью чтения в современном обществе. Навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования. От уровня овладения чтением зависит успех усвоения детьми знаний по различным предметам начальной и средней школы. По убеждению В. А. Сухомлинского: «чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя [6; с. 267], так как именно через глубокое понимание и эмоциональное отношение к прочитанному происходит развитие личности – нравственное, эстетическое, интеллектуальное, речевое» [1; с. 5 – 6].

Однако чтение как источник интеллектуального и духовного обогащения начинается с овладения техникой чтения. Именно поэтому основной задачей во 2-ом классе является овладение учащимися буквами английского алфавита, усвоение звуко-буквенных соответствий, чтение вслух слов, фраз, текстов с правильным делением их на смысловые группы [5; с. 156].  Рассматривая специфику обучения английскому языку в начальной школе, З. Н. Никитенко отмечает, что овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся, родным языком которых является русский, и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка [3; с. 23].

В отечественной методике обучения чтению сложилось два подхода: обучение чтению методом целых слов (представлен в таких современных УМК, как  „Spotlight“ и „Starlight“) и метод звукового письма (транскрипции), предполагающий путь от звука к букве, от звуковой формы слова к его графической форме (представлен в УМК «English» И. Н. Верещагиной и Т. А. Притыкиной и «English» З. Н. Никитенко). Безусловно, каждый из представленных подходов имеет свои достоинства и недостатки и определяется условиями обучения. Однако, на наш взгляд, данные подходы не только не противоречат друг другу, но и могут быть успешно совмещены. Конечно, второклассники читают многие слова, запомнив их графическую форму (срабатывает первый подход), но овладение транскрипцией облегчает работу с незнакомыми словами. Более того, в разделе «Word List» многих УМК вся лексика сопровождается транскрипцией, а овладение умением читать изученные слова по транскрипции является элементом содержания обучения фонетической стороне речи в соответствии с Примерной основной образовательной программой начального общего образования по иностранному языку. Хотя в большинстве современных российских УМК по английскомо языку обучение транскрипции не имеет системного характера.

В данной статье мне хотелось бы поделиться опытом работы по формированию техники чтения у второклассников на основе УМК „Spotlight“ с параллельным обучением транскрипции.

Уточню, что на начало 2 класса учащиеся МОАУ «Гимназия № 1»  уже обладают определенным багажом знаний (минимальный набор лексики и речевых структур по темам «Цифры», «Цвета», «Знакомство», «Семья», «Животные», «Действия», «Игрушки»), благодаря устному курсу английского языка в школе развития и в 1-ом классе (объем каждого курса – 17 часов). Более того, уже два года учителя МОАУ «Гимназия № 1» практикуют в 1-ом классе знакомство обучающихся с алфавитом.

Обучение английскому языку во 2-ом классе (вся 1 четверть) начинается с устного вводного курса, цель которого – вспомнить ранее изученный материал, постепенно расширяя лексический запас, овладеть звуко-буквенным составом английского языка. Если в 1-ом классе объектом изучения были буквы, то во 2-ом классе в центре внимания оказываются английские звуки. Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся начальной школы, обучение звуко-буквенному составу английского языка осуществляется с применением игровой технологии. Например, презентация материала осуществляется через сказку. Более того, в качестве дополнительного материала используется пособие Е. И. Негневицкой, З. Н. Никитенко, Е. И. Ленской «Мы читаем по-английски».

Суть пособия в следующем: каждый урок (всего 13 уроков) ребята встречаются с Mr. Letter и Mr. Sound и их друзьями, звуками и буквами английского языка. Тогда же ребята обращают внимание, что друзья Mr. Sound имеют особенность, а именно   «живут» в квадратных скобках, которые называются транскрипцией. В среднем за урок ребятам предлагается освоить 2 буквы и 4 звука, выполнить тренировочные упражнения («Прочитай звуки», «Прочитай слоги», «Прочитай и скажи, что значат эти слова», «Прочитай буквы», «Прочитай и выполни команды», «Прочитай и выбери нужную картинку»). Первичная отработка чтения осуществляется в режиме «Учитель – Хор – Ученик», также практикуется взаимоконтроль, проводится конкурс  «Лучший чтец». Звуки вводятся постепенно, и время введения нового материала определяется уровнем усвоения предыдущего. Постепенное введение звуков позволяет обращать внимание ребят на особенности артикуляции. Артикуляционные навыки совершенствуются при помощи фонетических игр. Несмотря на большое количество звуков, усвоение звукового состава английского языка обусловлено систематической работой в рамках данного пособия и постоянной рециркуляцией изучаемого материала.

Уточним, что в контексте освоения звукового состава английского языка перед учащимися стоит следующая задача: научиться узнавать и правильно озвучивать транскрипционные значки. Данная задача может быть успешно решена посредством следующих упражнений:

  1. Обведи звуки, которые ты услышишь.
1) [ð]   [iə]   [Ѳ]   [z]

2) [au]   [əu]   [ɜ:]   [ei]

3) [ai]   [u:]   [ju:]   [α:]

Отдельно можно акцентировать внимание на различении долгих и кратких гласных. Тогда данное задание может выглядеть следующим образом:

Цель – научиться различать звуки [i:]   и  [i]. Учитель произносит слова chick, sleep, sit и т. д.    Учащиеся подчеркивают звук, который они слышат.

1) [i:]   ,  [i] 

2) [i:]   ,  [i] 

3) [i:]   ,  [i] 

  1. В названии каких животных есть эти звуки?

181217_1

Данное упражнение может иметь несколько вариантов. Например:  Какие слова начинаются со звука …? Какие слова заканчиваются на звук …? Выбор варианта зависит от лексического запаса учащихся.

Уточним, что уже с первого урока учитель привлекает внимание учащихся к соответствию между буквой и звуком (рассматривая этот вопрос, мы традиционно опираемся на родной язык, в котором слова, как знают учащиеся, состоят из звуков). Уже во 2-ом классе большинству ребят, опираясь на родной язык, несложно провести аналогии между согласными буквами и звуками, которые они передают. В качестве примеров выступают слова из раздела My Letters“ в УМК „Spotlight“. Закрепление слов и, следовательно, навык чтения отрабатываются при помощи различных приемов: работа с флэш-карточками, задания «Соедини слово и картинку», «Допиши недостающую букву и прочитай слово» и т. д., которые представлены в учебнике „Spotlight“ и рабочей тетради. Более того, учителями МОАУ «Гимназия № 1» были разработаны рабочие листы, задания в которых позволяют закрепить изучаемый материал: «Напиши недостающие буквы», «Угадай, какие буквы спрятались», «Напиши буквы по транскрипции», «Соедини слово и рисунок», «Соедини слово и его транскрипцию», «Соедини буквы и раскрась получившийся рисунок», «Напиши недостающий звук так, чтобы получилось слово» и т. д. Примеры заданий на отработку английских букв и звуков можно найти в рабочей тетради УМК „English II“  (авторов И. Н. Верещагина, Т. А. Притыкина).

Особый акцент в рабочих листах сделан именно на закреплении звуко-буквенных соответствий:

181217_2Такие задания проверяются всегда устно: ребятам необходимо четко сформулировать фразу «Буква B b передает звук [b].

Несмотря на то, что работе со звуко-буквенным составом английского языка во 2-ом классе уделяется достаточно большое внимание, это не значит, что весь урок отводится на решение этой задачи. Как правило, работе со звуками и буквами отводится 15 минут в начале урока. Таким образом, данный этап урока является своеобразной фонетической разминкой. Оставшаяся часть урока посвящена  работе с тематическими материалами учебника. Заканчивается 1 четверть 2-ого класса традиционной викториной «Я знаю английские буквы и звуки».

Главная задача 2-ой четверти  – овладеть правилами чтения английских гласных.  Именно во 2-ой четверти вводится правило открытых и закрытых слогов. Введение правила вновь осуществляется в форме сказки, используются различные рифмовки, которые позволяют закрепить правила чтения гласных в открытых и закрытых слогах. Примеры таких рифмовок можно найти в пособии Р. П. Мильруда «Дидактические материалы для обучения раннему чтению» [2].

Эффективным приемом обучения чтению гласных является работа с сигнальными флэш-карточками, которые учитель может изготовить самостоятельно. На карточках написаны слова на правило чтения гласных. При этом гласные в открытом слоге выделены красным, а в закрытом слоге – синим, немая e на конце слов – зеленым, синим также можно выделить буквосочетания «гласная + . Например, набор для чтения буквы A a может быть следующим:

181217_3Карточки предъявляются ребятам, их задача – правильно прочитать написанное слово. Данный прием – хороший способ не только отработать чтение знакомых слов, но и научиться читать незнакомые слова с опорой на правило.

Совершенствование навыка чтения в течение всего года осуществляется также посредством тренировочных упражнений, в том числе из раздела First Steps to Reading“.  Ребята всегда с большим интересом и удовольствием работают с заданиями из УМК „Spotlight“ на отработку чтения:

181217_4

В качестве дополнительного материала используются упражнения из «Сборника  упражнений» к учебнику „Spotlight 2“ (авторов Н. И. Быкова, М. Д. Поспелова):

181217_5

Последним этапом (3, 4 четверти) является работа с буквосочетаниями, которая осуществляется в соответствии с учебником „Spotlight“ (разделы Letter Blends“).  Совершенствование техники чтения осуществляется посредством работы с текстовым материалом учебника, с привлечением аудиоприложения.

Более того, большое количество примеров интересных и разнообразных упражнений на отработку чтения гласных и буквосочетаний можно найти также в УМК „Starlight 2“ (part 1). Главная особенность многих заданий – это интеграция нескольких видов деятельности, в том числе рисования, что, несомненно, повышает интерес и мотивацию учащихся. Однако данный УМК предназначен в первую очередь для школ с углубленным изучением английского языка, поэтому, сохраняя идею задания, целесообразно заменять лексический материал оригинала на лексику УМК „Spotlight“ (в случае большого расхождения).

Таким образом, систематическая непрерывная работа по обучению второклассников звуко-буквенному составу английского языка, основанная на движении от простого к сложному с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся,  позволяет достичь следующих результатов: на конец 2-ого класса учащиеся умеют читать не только транскрипцию, но и  небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Браже Т.Г. О литературе в школе. Книга для учителя. — СПб.: Издательский дом «МИРС», 2008. 394 с.
  2. Мильруд Р.П. «Дидактические материалы для обучения раннему чтению». [Электронный ресурс]: http://old.prosv.ru/umk/starlight/info.aspx?ob_no=37218
  3. Никитенко З.Н. Материалы курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»:лекции 5 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 72 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. – М: Просвещение, 2011. – 204 с.
  5. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку. 1-4 классы: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, Н.В. Языкова. – М.: Просвещение, 2008. – 223 с.
  6. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев: Изд-во «Радянська школа», 1977. — 384 с.

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.