«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Пособие «Английский язык. Диагностические материалы. 4 класс» — средство контроля достигнутых результатов на пороге средней ступени образования

Пятница 9 февраля 2018

090218Пособие «Английский язык. Диагностические материалы. 4 класс» поможет проверить уровень сформированности лексических и грамматических навыков, а также оценить уровень развития умений аудирования, чтения и письма. При его создании были проанализированы УМК издательства Просвещение, по которым занимаются школы, учтены требования, предъявляемые ФГОС и Примерной программой начального образования, а также изучены самые распространенные ошибки, которые совершаются на экзаменах по языку в старших классах. Ведь учиться избегать их нужно с самого начала. Все это помогло отобрать типы заданий для сборника, а также лексико-грамматический материал, на котором основаны все тесты.

настроение: позитивное

ключевые слова: контрольная работа, самооценка, тест, элементарная коммуникативная компетенция, знание языкового материала

город: Коломенский район, с. Нижнее Хорошово

На протяжении всей жизни понятие «контроль» сопутствует каждому из нас. Во взрослой жизни это связано с работой, со счетами за коммунальное обслуживание, с соблюдением правил дорожного движения, в школе – проверка усвоения материала. Все данные виды контроля нацелены на то, чтобы скорректировать дальнейшие действия – научиться выключать свет, выходя из комнаты, чтобы меньше платить за электричество, к примеру, или соблюдать скоростной режим, если нет желания постоянно оплачивать штрафы. Так происходит и со школьными контрольными работами. Мы, учителя, проводим их, чтобы посмотреть, кто из детей усвоил материал, кто ошибся и где именно, а кто просто невнимателен из-за рассеянности и отсутствия мотивации. Все эти данные помогают нам строить работу с учащимися далее, обращая внимание на формы работы, подходящие тем или иным детям, выбирая виды заданий, в которых чаще всего делаются ошибки.

Итак, целью контроля в школе является  определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

Каждый учитель часто сталкивается с проблемой поиска подходящего материала для проведения контрольной, особенно в 4 классе. Ведь текст работы должен не только соответствовать изученному лексико-грамматическому материалу, иметь упражнения разного уровня сложности, проверять все необходимые аспекты, но и помогать детям побороть страх, который непременно возникает у каждого ученика.

В связи с этим родилась идея создания нового учебного пособия, предназначенного для учеников 4 классов общеобразовательных организаций, который тематически соответствовал бы Примерной программе начального образования и содержал бы набор заданий и упражнений различных форматов для проверки и диагностики знаний учащихся. Необходимо было создать такое пособие, которое бы проверяло степень формирования умений, требуемых Программой и Стандартом. Для практикующих учителей не секрет, что полки книжных магазинов в настоящее время уже заполнены подобной литературой. Однако при составлении сборника перед нами стояла задача адаптации уровня сложности и содержания заданий для учеников обычной общеобразовательной школы.

В данной статье мне хотелось бы показать на конкретных примерах, что пособие «Английский язык. Диагностические материалы. 4 класс», опубликованное издательством Просвещение в 2017 году, действительно соответствует тем планируемым результатам, которые нам предлагает программа.

090218_1Так, к примеру, Планируемые результаты по окончании начальной школы в области чтения:

090218_2Выпускник научится:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом – диагностируют данное умение в каждом модуле задания на аудирование, задача которых состоит не только в общем понимании смысла текста и проверке навыка непосредственного аудирования, но и в том, чтобы учащийся верно услышал детали.
  • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию – данное умение каждый учитель может проверить, если любой текст пособия учащиеся будут читать вслух, по примеру проведения техники чтения на русском языке;
  • 1) читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале и 2) читать про себя и находить необходимую информацию – эти умения проверяются в каждом тексте сборника в заданиях группы Reading. Детям нужно после прочтения текста либо ответить на вопросы, найдя нужную информацию, либо выбрать картинку, которая больше всего соответствует описанному, либо найти верный ответ из нескольких предложенных вариантов;

090218_3090218_4Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Уровень сформированности вышеперечисленных умений каждый учитель видит во время проведения контрольной. Очень часто учащиеся, встретив неизвестное им слово, начинают задавать вопросы о его значении. Как только «языковая догадка» начинает формироваться, этих вопросов становится все меньше и меньше.

Здесь важно отметить, что все тексты, предлагаемые учащимся, отвечают следующим требованиям:

  • соответствуют предметному содержанию речи, которое определено в примерной программе по английскому языку для начальной школы;
  • соответствуют языковому минимуму содержания по иностранному языку для начальной школы;
  • имеют воспитательную/образовательную ценность;
  • учитывают интересы младших школьников (тексты о родных, друзьях, питомцах);
  • соответствуют определённому объёму: объём текстов для чтения про себя с пониманием основного содержания – не более 250 слов.

090218_5В области аудирования программа требует сформированности у учащихся умения «воспринимать на слух в аудиозаписи основную информацию из сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале». Пособие помогает это проверить самым первым заданием. Необходимо отметить, что все тексты начитаны высококвалифицированными специалистами, которые соблюдали необходимый темп речи и четкость произношения, подходящие 4-классникам для успешного понимая звучащего текста в соответствии со средним уровнем владения языком в данном возрасте.

В области письменной речи программа ставит перед учителями задачу научить учащегося:

  • списывать текст и выписывать из него слова, словосочетания, простые предложения – данное умение проверяется в заданиях на чтение, когда ребенок, найдя ответ на вопрос, переписывает его.

090218_6

  • восстанавливать слово, предложение, текст в соответствии с решаемой учебной задачей – это умение проверяем чаще всего в заданиях на правила чтения и в дополнительных упражнениях.

090218_7090218_8

  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу – данное умение проверяется в серии дополнительных упражнений, которые имеются в каждом тесте. Важно отметить, что в начале года мы просим детей именно закончить представленные шаблоны предложений, тем самым приучая их к соблюдению формата англоязычного письма. Только во втором полугодии появляются задания, в которых нет четкого шаблона, имеются лишь пункты, которые нужно осветить в своей работе. Более того, все письма, представленные в пособии, отвечают требованиям экзамена – имеются обращение, выделенное запятой, благодарность за письмо, ответы на вопросы, надежда на будущие контакты и подпись.

090218_9Перейдем к следующему разделу требований Программы. Раздел «Языковые средства и навыки оперирования ими» — Графика, каллиграфия, орфография

Выпускник научится:

  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
  • применять основные правила чтения и орфографии, читать и писать изученные слова английского языка;
  • отличать буквы от знаков транскрипции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
  • группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;

090218_10

Все данные требования не предполагают какой-либо специальной проверки отдельным упражнением. Учитель оценивает их на протяжении всей контрольной работы – насколько верно учащийся пишет буквы, верно ли воспроизводит изученные слова. Однако, учитывая, что все тесты сборника предлагают письменное выполнение контрольной, то есть мы не слышим, как ученик читает слова и тексты, не можем проверить развитие именно фонетических навыков: в работе присутствуют задания на правила чтения отдельным блоком.

Далее в требованиях мы знакомимся с лексической стороной речи.

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики начальной школы – данное умение проверяется на протяжении всей работы, так как каждый тест построен по какой-либо лексической теме:
Тема Лексика
Family and Friends Описание внешности, числительные
A Working Day Профессии, места в городе, числительные, время
Tasty Treats Продукты питания, емкости и контейнеры
At the Zoo Животные в зоопарке, месяца
Where Were You Yesterday? Порядковые числительные, эмоции
Tell the Tale Повседневные дела
Days to Remember Глаголы движения
Places to Go Погода. Страны мира. Отдых

090218_11

  • оперировать активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей – это умение проверяется в заданиях на письмо, о чем уже говорилось выше:

090218_12

Перед тем, как перейти к анализу грамматической стороны речи с точки зрения Программы, хотелось бы сказать, что каждый тест имеет определенную грамматическую тему.

Тема Грамматика
Family and Friends Настоящее продолженное время, модальный глагол Can
A Working Day Настоящее простое время, модальный глагол Have to
Tasty Treats

 

Местоимения Much / many, исчисляемые и неисчисляемые существительные, модальный глагол May
At the Zoo

 

Настоящее продолженное время, настоящее простое время, сравнительная степень прилагательных, модальный глагол Must
Where Were You Yesterday? Глагол to be в простом прошедшем времени
Tell the Tale Правильные глаголы в простом прошедшем времени
Days to Remember Неправильные глаголы в простом прошедшем времени, степени сравнения прилагательных
Places to Go Будущее простое время, структура to be going to

Итак, программа говорит о том, что выпускник 4 класса должен знать:

  • глаголы в Present, Past, Future Simple;

090218_13 090218_14 090218_15

  • модальные глаголы can, may, must;

090218_16 090218_17

  • изученные прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степенях;

090218_18

  • количественные (до 100) и порядковые (до 20) числительные. Здесь важно отметить, что подобные упражнения задействуют межпредметные связи нашего предмета с математикой.

090218_19 090218_20На мой взгляд, необходимо отметить, что в пособии «Английский язык. Диагностические материалы. 4 класс» имеется по 2 варианта на каждый модуль. Все  варианты одинаковы по уровню сложности, но отличаются либо порядком предложений, либо используемой информацией. Это помогает нам минимизировать возможность нечестного выполнения контрольной.

090218_21Важным достоинством сборника является то, что использовать его могут не только учителя, преподающие в начальной школе и выпускающие 4 класс. Пособие может быть использовано в качестве вводной аттестации учащихся 5 классов в начале сентября.

Необходимость тестировать 5-классников в начале года сейчас достаточно актуальна в связи с введением бакалавриата в вузах. Учитель – бакалавр может работать лишь в начальный классах. Таким образом, в 5 класс дети приходят к новому учителю, которому необходимо узнать реальный уровень владения языком у новых учеников, а годовые оценки не всегда достоверный источник, помогающие построить работу с учащимися. Более того, в общеобразовательных школах очень часто переводятся новые ученики именно в 5 класс. Таким образом, система тестирования при поступлении в 5 класс крайне важна и актуальна.

Помочь педагогам в этом может итоговый тест, который отлично подойдет не только в качестве итоговой годовой работы в 4 классе, но и как входной тест в 5.

В заключение хотелось бы отметить, что изучение английского языка в школе способствует формированию коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. Главная цель педагогов состоит в том, чтобы помочь учащимся развить элементарную коммуникативную компетенцию, обеспечить достижение необходимых умений, требуемых программой, хотя бы на базовом уровне в общеобразовательной школе. Пособие «Английский язык. Диагностические материалы. 4 класс» нацелено на то, чтобы не только дети смогли оценить свои знания в той или иной области владения языком, но и сами учителя знали, на что ориентироваться в работе, на что обратить внимание.

 

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.