«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Аудирование: до, в процессе, после

Понедельник 26 Март 2018

260318Аудирование в начальной школе – как сделать обучение наиболее эффективным? Как научить детей вслушиваться? Как перейти от отдельных слов и фраз к текстам? Делюсь опытом?

 

 

настроение:  бодрое и энергичное

ключевые слова:  аудирование, видео, мультфильмы, задания перед прослушиванием, задания во время прослушивания, задания после прослушивания

город:   Московская обл., Химки

Понимать иностранную речь на слух – достаточно сложный навык. Я преподаю английский язык в начальной школе и мне искренне кажется, что сложнее всего учить аудированию именно в этом возрасте. С одной стороны, это уже не детский сад, где учат слышать отдельные слова и фразы типа «Здравствуйте» и «Спасибо» (в начальной школе многие дети уже владеют этими оборотами), но и не средняя-старшая школа, где дети умеют продолжать слушать текст даже после непонятного слова. В начальной школе любое затруднение (устное или письменное) способно вызвать ступор и может вывести ребенка из процесса восприятия информации.

Именно поэтому для обучения аудированию во вторых и третьих классах я активно использую видеоролики (мультфильмы и учебные фильмы). Благодаря визуальной поддержке дети продолжают слушать английскую речь даже после нескольких непонятных слов (незнакомых либо неузнанных). При подборе видео я в обязательном порядке учитываю грамматическую тему, которую дети изучают в классе. Например, если дети изучают Present Indefinite, то я даю им видеоряд, в котором активно используется именно это время. Если они знакомятся с глаголом can, то предлагаю мультфильм, в котором активно используются предложения именно с этим глаголом. Поскольку грамматические темы в УМК “Starlight”, по которому я работаю, повторяются из года в год, постепенно усложняясь, а дети, изучающие их, растут, то на каждую тему у меня заготовлено несколько видеороликов в соответствии с годом обучения. Для второго класса у меня заготовлены мультфильмы на отработку грамматики, для третьего – небольшие учебные фильмы.

Вместе с тем необходимо признать, что современный учебный процесс достаточно интенсивен и поэтому редко удается посмотреть дополнительный видеоматериал на уроке. В связи с этим просмотр мультфильмов является, как правило, домашним заданием. Для контроля понимания мультфильма я разработала специальные листы с заданиями, которые дети распечатывают либо переписывают дома и в дальнейшем сдают мне для получения дополнительной хорошей оценки.

Что же представляют собой листы с заданиями? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить основные три блока заданий при аудировании:

  • Блок 1: До прослушивания/просмотра;
  • Блок 2: Во время прослушивания/просмотра;
  • Блок 3: После прослушивания/просмотра.

В соответствии с данными блоками мои листы содержат по 3 упражнения: до прослушивания, в процессе и после.

Блок 1: До просмотра/прослушивания (pre-listening activities)

Перед тем, как направить видеоролик детям, мы выполняем традиционное задание ДО прослушивания – обсуждение. Я предпочитаю обсуждать основную тему на примере их собственного опыта, причем на русском языке – чтобы убедиться, что даже самые слабые ученики поняли, что именно их ожидает.

Как правило, видеоролик посвящен определенной грамматической структуре и объединен общей тематикой: знакомство с новыми героями, поход в ресторан, обсуждение фото, поиск напарников для игры в бейсбол, и т. п. Поэтому мы обсуждаем ситуацию как таковую: их опыт знакомства с новыми людьми, их любимые кафе и рестораны, отношение к фотографии и т. п. Также я информирую их о том, какая именно грамматика будет активно использоваться в ролике (например, глагол can, указательные местоимения, время Present Continuous и т.п.).

Первым письменным упражнением в листах с заданиями является всегда знакомство с ключевыми словами, при выделении которых я обращаю внимание на два момента: уровень их значимости для понимания содержания, а также предыдущий опыт знакомства со значимыми словами в рамках УМК “Starlight”. То есть если слово важно для понимания, но дети уже учили его на этой или предыдущей ступени, то выносить его в задание я считаю нецелесообразным.

Для знакомства с ключевыми словами я использую три вида заданий:

  • Поиск соответствий русского и английского слов
  • Перевод с английского на русский или наоборот
  • Дополнительная справочная информация

Поиск соответствий. Это самый простой вариант, когда в одной колонке идут слова на английском языке, а во второй – их перевод (врассыпную). И задача учащегося – подобрать перевод к каждому слову.

260318_1Перевод. Этот вариант требует навыков работы со словарем, но уже во втором классе дети справляются с данной задачей.

260318_2Дополнительная информация. Некоторые явления совершенно непривычны и незнакомы жителям России, например, laundromat. В этом случае я даю детям пояснения. Также в связи с тем, что язык – это динамично изменяющаяся структура, порой в роликах попадаются устаревшие фразы и обороты (например, refrigerator, photograph, eat breakfast, etc.), о чем я также предупреждаю своих учеников.

260318_3Блок 2: Во время просмотра/прослушивания (while-listening activities)

Большинство учебных роликов содержат много мелкой информации, например, 5 коротких диалогов о том, что любят или не любят есть друзья лося Марти. 5 героев, 5 вопросов, 5 ответов и больше никакой информации. Но запомнить такую информацию очень и очень сложно! Именно поэтому в процессе слушания мои ученики выполняют задание номер 2 – услышать конкретную информацию из видео.

Я использую 3 типа заданий для выполнения в процессе прослушивания:

  • соответствие;
  • правда или нет;
  • заполнение пропусков.

Соответствие. В процессе выполнения задания на соответствие ученики подбирают действия (продукты, одежду и т. п.) к героям в соответствии с информацией из видео. Например, в ролике про тыковку Сэмми ученикам необходимо соотнести друзей Сэмми и действия, которые они выполняют.

260318_4Правда или нет. Выполняя задание по типу «правда – не правда» детям нужно отметить, что из предложений является верным, а что – нет. Здесь важно отметить, что задания такого типа я даю преимущественно на мультфильмы по сказкам, хорошо известным нашим детям («Красная шапочка», «Кот в сапогах», «Три медведя» и т.п.), но предупреждаю их, что мультфильм отличается от известной нам версии, и, что я сразу увижу, кто выполнил задание по русской версии сказки, а кто по мультфильму. Как правило, детям нравится искать отличия и они с радостью потом рассказывают, что в корзине у Красной Шапочки лежали бананы, что медведи проводили Машеньку домой и т.п.

260318_5Заполнение пропусков. При заполнении пропусков ученики смотрят видео и вставляют пропущенные слова. Например, в ролике “How are you?” («Как дела?») их задача услышать и записать, что каждый из героев говорит о своем состоянии – кому грустно, кому страшно, кто счастлив.

Вся информация, которую учащиеся извлекают из видео для выполнения упражнения 2, потребуется им в дальнейшем для выполнения третьего упражнения – блок «после просмотра/прослушивания» (after listening activities).

260318_6Блок 3: После просмотра/прослушивания (after listening activities)

После того, как видео (мультфильм или учебный фильм) просмотрено, учащиеся приступают к последнему, третьему заданию. Поскольку видео используется преимущественно в качестве домашнего задания, то организовать дискуссию не представляется возможным. В связи с этим в качестве заданий «после» я чаще всего предлагаю ученикам ответить на ряд вопросов. При составлении задания 3 я учитываю не только информацию, полученную учащимися в процессе просмотра мультфильма (у кого из животных какое настроение, кто из друзей тыковки чем занимается и т.п.), но и грамматическую тему, изучаемую в классе.

Вся необходимая для ответов информация содержится, как правило, в упражнении 2. То есть, если в упражнении 2 была задача заполнить пропуски состоянием героев (angry, scared, happy, etc.), то в упражнении 3 нужно будет ответить на вопросы именно про эти пропуски (Who is angry? Who is scared? etc). Такой подход снимает с учащихся тревожность относительно правильности ответов – они уже знают и ЧТО говорить (см. упр. 2), и КАК говорить (грамматическая тема последних уроков).

Мультфильмы с дополнительным заданием вот уже который год вызывают энтузиазм у большинства моих учеников, ведь такие видео, как правило, достаточно просты для понимания, задания легко выполнимы, а, значит, хорошая оценка может быть получена при минимальных усилиях!

 

1 Comment »

Ольга:

Очень полезная статья! спасибо автору!

15 Апрель 2018 | 16:09
Оставить комментарий

Комментарий

..