«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

«Интернет форум как инновационная форма выполнения проектов»

Пятница 2 Март 2018

020318Современное обучение не может быть осуществлено в полной мере без активного использования ИКТ. В свою работу я стараюсь внедрять различные сервисы Сети, так как это, несомненно, делает более интересными не только уроки, но и выполнение домашних заданий Данная статья представляет собой алгоритм работы детей на личном сайте педагога и результат, показываемый учениками.

 

настроение: позитивное

ключевые слова: интернет – форум, сайт педагога, проектная деятельность, Spotlight

город: Коломенский район, с. Нижнее Хорошово

Современный этап развития образования связан с широким использованием возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В связи с этим решающее значение приобретают  доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.

Реализовать подобное общение при подготовке к урокам английского языка мне помогает мой личный профессиональный сайт (pokidova.ucoz.ru), который является одной из самых интересных, актуальных форм работы с ИКТ, так как выступает и в роли визитной карточки учителя-создателя (отображает не только профессиональные достижения, но также увлечения и хобби человека), и электронного варианта портфолио.

020318_1Сайт позволяет систематизировать и обобщить все наработанные материалы, хранить их в одном месте, делиться с коллегами, обсуждать, получать отзывы и конструктивную критику, а также помогает при аттестации. Более того, он решает задачу формирования ИКТ-компетентности, поставленную перед учителями. По мнению И. А. Погодиной, ИКТ-компетентность «представляет собой совокупность взаимосвязанных качеств личности, формируемых на основе знаний, умений, навыков, способов деятельности, которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной продуктивной деятельности в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий и в целом для работы с информацией» [1, 12]. Говоря о предмете «иностранный язык», важно отметить, что навык работы с информацией проверяется в ОГЭ и ЕГЭ в заданиях на чтение. Таким образом, актуальность формирования умений искать, обрабатывать, выделять основную информацию от вспомогательной очевидна.

Проанализировав все эти достоинства личного сайта, 3 года назад я решилась на создание своего собственного, который стараюсь внедрить в учебный процесс. Наиболее распространенным видом работы на сайте стало выполнение проектов, которые очень часто даются в УМК “Spotlight”. В этом нам с учениками помогает форум, созданный для каждого класса в отдельности для удобства навигации. В каждом форуме есть темы, соответствующие тем проектам, которые мы в данный момент выполняем – Шотландия или Австралия (для проектов по страноведению), здоровое питание или просто «письменные домашние задания», где дети имеют возможность писать сочинения, избавляя себя от необходимости приносить листочки на урок (которые часто забываются дома или теряются) и меня – от хранения папок с их работами в шкафах.

Подобный формат работы интересен ученикам своей новизной, возможностью подойти к процессу творчески. Так, к примеру, не у всех детей есть цветной принтер для распечатки красочно оформленных проектных работ. Форум же делает эту проблему неактуальной.

В качестве «пробы пера», желая узнать побольше о страноведении, культуре, обычаях стран изучаемого языка, и дополнить материал, даваемый в УМК “Spotlight” 10–11, мы с учениками выбрали страну и распределили области знания, которые должен был осветить каждый ребенок (общие сведения о стране, символика, традиционная кухня и напитки, флора и фауна, достопримечательности, известные писатели, поэты, музыканты). Все сообщения учеников оценивались мною по заранее известным пяти критериям, в комментариях исправлялись ошибки.

Результатом проекта стала научно-практическая школьная конференция, на которой с помощью мультимедиа-презентаций ученики рассказывали одноклассникам о результатах своей работы, и конкурс (тест) на знание данной страны. Тест оценивался по пятибалльной шкале, а победитель был награжден грамотой. Смысл теста заключается в том, чтобы проверить, насколько ученики внимательно относились к постам своих одноклассников и той информации, которую нашли они. Более того, материал, собранный детьми может быть использован в дальнейшем как мною для подготовки мероприятий по страноведению, так и будущими поколениями школьников для выполнения различных заданий по теме.

Работы было много, но уже после первых двух недель стало ясно, что дети постепенно втягиваются: увеличилась статистика посещений сайта, сами подходили обсудить тематику следующего поста, стали задавать вопросы о возможности добавления видео-аудио материалов и картинок.

Необходимо отметить, что первый подобный интернет-проект было крайне сложно начинать, так как не все дети имеют дома компьютер с выходом в Интернет, учащиеся не умели форматировать текст, добавлять картинки, аудио-видео материалы. Это было связано с различием интерфейса в Microsoft Word и на сайте, созданном на платформе Ucoz. Таким образом, работа с сайтом помогла развить необходимую по ФГОС ИКТ-компетентность учащихся. [3, пункт 8]. Более того, подобные проекты  заставляют детей не просто искать материал на русском языке, но знакомят с поиском на английском. Создавая один пост, учащиеся читают много материала на языке, чаще сталкиваясь с оригинальной литературой. Говоря о работе школьников на форуме, нельзя забывать, что это подразумевает интерактивное общение «учитель-ученик». Детям важно осознавать, что написанные ими сообщения прочитаны, отредактированы, что они могут задать вопрос и в режиме реального времени получить ответ. Безусловно, это требует большой дополнительной работы педагога, но результат оправдает все ожидания!

Так что же такое общение дает нам, педагогам? Во-первых, детям приходится использовать иностранный язык для того, чтобы задать свой вопрос. Им нужно построить его грамматически правильно, кратко и понятно. С другой стороны, отвечать на мои вопросы и читать комментарии им также необходимо на языке. Иными словами, мы увеличиваем долю использования иностранного языка в речи (хоть и письменной) ученика, что благотворно сказывается на развитии иноязычной коммуникативной компетенции, формирование которой является основной задачей учителя английского языка [4], а также делаем все для выполнения программы, разработанной для УМК “Spotlight”. Во-вторых, форум позволяет избежать многократного объяснения ошибок. Перед каждым новым постом выкладывается информация о том, кто и о чем пишет далее. Более того, комментарии к посту доступны для чтения всем участникам форума. Читая о том, какие ошибки сделали одноклассники, дети стараются их избежать в своей собственной работе.

Постепенно к работе на форуме я стала подключать учеников 7 класса. В рамках изучения темы «Покупки, продукты питания» (“Spotlight” 7 Module 9) мы приступили к выполнению проекта «”Tasty” proverbs and idioms», задачей которого было нахождение, систематизация и визуализация пословиц, поговорок и устойчивых выражений с лексическими единицами семантического поля «еда».

Вдохновила нас рубрика Culture Corner (урок 9 D УМК “Spotlight”). Главным условием работы было то, что пословицы не должны повторяться. К найденным поговоркам также нужно было либо найти, либо нарисовать иллюстрацию. Сайт помог и в этом: не нужно было искать возможность распечатать изображение, нужно было всего-навсего копировать ссылку. Результатом такой работы стал сборник, в котором мы представили наработанный материал. Вы можете ознакомиться с ним на моем сайте.

Постепенно форум стал работать и как своеобразное портфолио творческих работ учащихся, так как ученики 5-9 классов стали именно там публиковать письменные домашние задания, проекты и даже письма.

Так, к примеру, нынешний 7 «Б» класс начал осваивать работу на сайте 2 года назад. Теперь же форум данного класса богат материалами по личным письмам на различные темы и проектами (“My Pet” – “Spotlight” 5, Lesson 5 C, “My Plans for the Weekends” – “Spotlight” 6,  Lesson 10 C, “Famous Sighs in Russia” – Spotlight 5 Lesson 6 D, “Holidays” – “Spotlight” 5, Lesson 8 A). Хочется также подчеркнуть важную деталь: очень часто учащиеся забывают правила оформления личного письма. Форум снова помогает в решении этой задачи: детям достаточно пролистать предыдущие записи, найти верный вариант оформления и написать свое письмо без ошибок! Чем чаще перед глазами учеников появляется хорошо оформленное личное письмо, тем быстрее эта форма запоминается.

В заключение хотелось бы отметить, что ведение личного сайта педагога – это ответ на вызов современной реальности, непосредственное выполнение требований, изложенных в нормативных документах. Детям необходимо интерактивное общение и активное (в рамках СанПиН [3]) применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Персональный сайт является отличным доказательством того, что педагог «идет в ногу со временем», осуществляя работу с учениками на уроке и во внеурочное время на современном уровне.

Литература

  1. Погодина И.А. Формирование информационно-коммуникационной компетенции учащихся в условиях общеобразовательной школы: Автореферат дисс к.п.н.: 13.00.01 [Текст] \ И.А.Погодина. —  Владикавказ, 2011
  2. Примерная программа по английскому языку ФГОС НОО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fsosnedusite.ru/p148aa1.html, дата обращения: 09.04.2015
  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902222351, дата обращения: 09.04.2015
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего образования от 17.05.2012 №413 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/70188902/, дата обращения: 09.04.2015

 

Оставить комментарий

Комментарий

..