«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Опыт работы учителей иностранных языков Липецкой области в использовании коммуникативной технологии иноязычного образования

Среда 21 Март 2018

210318Опыт каждого человека уникален, он приобретается в течение всей жизни в рамках  своей индивидуальной  образовательной траектории. И педагогический опыт также соответствует этой аксиоме. Но есть особая ответственность в педагогике в том, какой это опыт, на какой научной платформе было его становление, как он воплощается и развивается в процессе педагогической деятельности, ведь образовательный процесс предполагает передачу своего опыта, своего умения другим.

 

настроение: бодрое

ключевые слова:   Опыт регионов, обучение английскому языку, современные технологии обучения

город: Липецк

Образование – это и есть процесс передачи опыта одного поколения другому. Вот здесь и возникает большое многоголосье нередко взаимоисключающих научных подходов, методов, технологий, осложняющих не только презентацию или диссимиляцию своего опыта, но даже его научное осмысление.

Современное российское образование имеет достаточно четкую методологическую основу на базе системно-деятельностного подхода и личностно ориентированного образовательного процесса. Образовательные цели и основные содержательные ориентиры прописаны в  «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», авторы А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Москва, «Просвещение», 2009 г., а также в Федеральных государственных образовательных стандартах и Примерных основных образовательных программах общего образования. Эти документы должны быть положены в основу всего педагогического процесса и, конечно же, одного из главных образовательных средств – предметного учебно-методического комплекса.

В рамках иноязычного образования в Липецкой области используются различные УМК по выбору образовательной организации (входящие в федеральный перечень учебников), основанные на разных научных концепциях. Они и отражаются в опыте учителей иностранных языков. Но всегда ли этот опыт, как и сами УМК и их концептуальные основы, соответствуют методологии современных Стандартов, целям  и содержанию образовательных программ, и, порой, насколько далеки бывают технологии УМК от возможности достижения на их основе востребованных образовательных результатов.

Основная задача Института развития образования Липецкой области в работе с учителями иностранных языков состоит в том, чтобы дать анализ соответствия используемых образовательных средств, особенно используемых УМК, требованиям, предъявляемым ФГОС к современному образованию, в частности, иноязычному образованию. Система работы включает анализ концептуальных основ УМК и технологии учебного процесса, заложенного в УМК,  проектировании иноязычного образовательного процесса в соответствии с ФГОС и  методического тренинга по реализации технологии.  И здесь очень ярко высвечивается научная методическая школа (если такая есть) как  источник концептуальных основ и технологии УМК. Большая трудность заключается в рассогласовании целей, заявленных в современных Стандартах и предметной концепции «Иностранный язык», а также в интегративных образовательных целях отдельных УМК по иностранным языкам, что проецируется и на цели уроков/учебных занятий. Представленный учителями иностранных языков опыт на основе таких УМК, иллюстрирующий порой интересные находки на уровне отдельных приемов работы, творческого подхода к предметному содержанию, новый взгляд на проблему на метапредметном уровне,  не дает желаемых результатов. Такой опыт является только ярким эпизодом в отдельном уроке, так как не встроен в концептуальную систему УМК, не является звеном технологической цепочки (технология просто отсутствует или осталась на уровне знаниевой парадигмы лексико-грамматической системы усвоения учебного материала).

Осознание опыта может прийти только на научной основе, а актуальность педагогического опыта и его востребованность имееют непосредственную связь с современной образовательной парадигмой на основе системно-деятельностного подхода. В рамках иноязычного образования – это коммуникативная технология, понимаемая не на уровне использования речевых функций языка, а на уровне речемыслительной деятельности, включение речевой деятельности в предметно-преобразовательную, творческую, научную, широкую социальную деятельность, которую она обслуживает. И здесь учитель вправе рассчитывать на такой учебно-методический комплекс, который основан на новейших педагогических исследованиях, и в котором заложена современная технология иноязычного образования. Только в этом случае есть основа для приобретения учителем опыта, претендующего на свое существование, развитие и диссимиляцию.

Залог успеха этой работы в Липецкой области основан на тесном сотрудничестве с учеными Липецкой методической школы профессора Е. И. Пассова и его соратниками и последователями коммуникативной технологии иноязычного образования. Концепция «Развитие индивидуальности в диалоге культур» реализована авторским коллективом в линии УМК «Английский язык 2-11», авторы В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудова и др. издательства «Просвещение», по которым работает подавляющее большинство учителей иностранных языков Липецкой области. В программе курсов повышения квалификации Института развития образования Липецкой области предусмотрены модули, знакомящие с теоретическими основами коммуникативной технологии иноязычного образования Липецкой методической школы, ее развитием и практическим применением. Неоценимую помощь учитель получает при использовании этой технологии, заложенной в УМК по английскому языку (2-11 классы),  где теория не расходится с практикой, а является ее воплощением, где заложена технология реализация цели – становление Человека, воспитание Человека духовного, развитие индивидуальности и включение ее в диалог культур. Этот УМК отвечает всем требованиям современных образовательных Стандартов.  Однако очень важно отметить, что технологически разработанный учебник,  дающий в каждом уроке средства достижения новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) и даже предлагающий сценарии учебных занятий – это не догма для репродуктивного его воспроизведения, а именно научная модель системы иноязычного образования как основа приобретения  своего личного опыта,  модель,  открытая для творческого осмысления и использования в формате урочной и внеурочной иноязычной деятельности.

В сборнике представлен опыт учителей английского языка Липецкой области, работающих по УМК «Английский язык 2-11» авторов В. П. Кузовлева, Н. М. Лапа, Э. Ш. Перегудовой и др. издательства «Просвещение». Среди авторов статей – молодые учителя и учителя с большим опытом работы.  Одни из них остановились на описании своего опыта урочной деятельности, причем это может быть как работа на уровне языковых средств обучения, так и на уровне различных видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письмо), опыт работы по достижению качества иноязычного образования при подготовке к итоговой аттестации, в том числе к ОГЭ/ЕГЭ, либо достижение новых образовательных результатов в соответствии с требованиями Стандартов (личностные, метапредметные результаты), среди которых  особое место занимают статьи, отражающие работу по достижению личностных результатов – становление гражданина России, патриота своей Родины. Затрагивается регионоведческий компонент иноязычного образования с использованием раздела УМК «В твоей культуре», презентации средствами иностранного языка своей малой Родины. Некоторые статьи отражают опыт работы с электронными приложениями в начальной школе, а также отмечают возможность УМК предоставления выхода в Интернет-среду и использования Интернет-ресурсов в средней и старшей школе. Особо хочется отметить опыт внеурочной деятельности, который основан на концепции «Развитие индивидуальности в диалоге культур» — это проекты различных видов и типов, соединяющие урочную и внеурочную деятельность, межпредметные научно-исследовательские и творческие проекты на уровне школы, на уровне межшкольных объединений, на муниципальном уровне. Их особая ценность в том, что они дают возможность участия и развития детей с разными интересами и способностями, одаренных детей и детей с ОВЗ.

В заключение хочется отметить, что такая богатая палитра педагогического опыта, представленная в сборнике, стала возможной только на основе истинно научной теории, отражающей современные тенденции развития образования (педагогики, психологии, методики), теории, воплощенной в учебно-методическом комплексе, который дал импульс, научную основу и практические ориентиры для становления опыта учителей иностранных языков Липецкой области и который способствует его постоянному развитию и достойной диссимиляции в образовательном пространстве Российской Федерации.

Ознакомиться с материалами сборника вы можете по ссылке: http://iyazyki.prosv.ru/sbornik-2/

 

Оставить комментарий

Комментарий

..