«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Пространство профессионального роста педагога ‒ методическое объединение

Пятница 6 Апрель 2018

060418С введением ФГОС требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов; педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение. По словам Главы Минобрнауки РФ Ольги Васильевой, утверждена дорожная карта по формированию и введению национальной системы учительского роста (НСУР) в России и обсуждается вопрос выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса. В связи с этим, на мой взгляд, возрастает роль методических объединений учителей как органа, куда педагогу можно обратиться за помощью; который обеспечивает повышение квалификации и формирование педагогического опыта деятельности в условиях ФГОС на рабочем месте.

 

настроение: оптимистичное

город:  Ростовская область

Методическое объединение учителей немецкого языка Цимлянского района выступает ведущим звеном по формированию и распространению нового ценного педагогического опыта, по выявлению и внедрению педагогических инноваций. МО обеспечивает повышение статуса учителя немецкого языка, применяя современные подходы к организации методической работы на основе технологий сотрудничества.

Работа в МО начинается, безусловно, над единой методической темой, которая является одним из связующих звеньев творческих интересов учителей, позволяет наиболее активно влиять на развитие различных форм самообразования. Тема работы нашего МО за последние 3 года: «Реализация инновационных подходов учителями МО в преподавании немецкого языка как первого и второго иностранного в системе образования России» была обусловлена введением ФГОС.

Главными задачами МО являются:

  • пропаганда и продвижение конкурсного и олимпиадного движения; повышение профессионального и методического мастерства педагогов через участие в работе семинаров, практикумов, в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах; •совершенствование знаний в нормативно-правовых, мотивационно-ценностных, теоретико-методологических, содержательных и методических вопросах обучения ИЯ в контексте реализации новых подходов государства к вопросам организации образовательного процесса;
    •активизация работы по обобщению педагогического опыта (публикации, выступления на научно-практических конференциях);
    •создание и внедрение в учебный процесс инновационных методов обучения, современных пособий, компьютерных программ для интенсивного изучения иностранных языков.

Цели работы Цимлянского МО учителей немецкого языка вытекают из следующих задач:

  1. Повышение педагогического мастерства учителя иностранного языка в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов образования в «Нашей новой школе» в рамках стратегических ориентиров инновационного развития иноязычного образования в России;
  2. Повышение эффективности учебной и внеклассной работы по иностранному языку.

Работая руководителем данного творческого коллектива мне самой необходимо всегда быть в поиске и грамотно выстраивать работу,  которая давала бы плоды как для учителя, так и для учеников. Освоив приёмы коучинг-технологии, выстраиваю свою работу с педагогами на основе этой инновационной технологии актуализации внутренних ресурсов учителя в достижении планируемого результата. Основным инструментом в планировании работы МО является «Лестница вопросов», которую мы преодолеваем на августовских семинарах. Педагоги отвечают на вопросы: «Чему я хочу научиться, сотрудничая с педагогами МО? Какие чувства у меня появляются от работы в МО? Какие новшества я принесу в свою работу в этом году как учитель иностранного языка? С чем я встречусь на пути к совершенствованию? и др».

060418_1Используя такие модернизированные приёмы как «Колесо достижений», оценивание по десятибалльной шкале, «Линию времени» и др., совместно с коллегами я определяю направления деятельности МО. Это ярко отражает «колесо педагогического баланса учителя немецкого языка нашего района» при ответе учителей на следующие вопросы: Как вы думаете, что будет способствовать развитию сотрудничества в нашем МО? (возможные ответы: совместная деятельность: например, создание совместных методических рекомендаций по различным вопросам дидактики, привлечение к совместной деятельности учащихся, участие в конкурсах, обмен опытом, взаимопосещение уроков…). А какие лучшие варианты вы видите, чтобы достичь личных значимых результатов? (повышение квалификации, умение использовать новые педтехнологии, самосовершенствование). Как вы поймете, что вы достигли результата? (используем шкалу ясности). Колесо коучинга помогает нам иметь полную картину и видеть области, на которые нужно в первую очередь обратить внимание.

Через систему представленных методических мероприятий  в деятельности МО обеспечивается возможность определить приоритетные направления в организации работы нашего методического объединения, а именно повышение квалификации учителя; профессиональное общение и обмен опытом (через участие в профессиональных конкурсах); обеспечение лингводидактического, методического и иного консультирования (через систему семинаров и дистанционных консультаций); распространение информации, имеющей отношение к обучению и изучению немецкого языка (через партнерские отношения и творческие проекты сообщества «София» ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, Межрегиональной Ассоциациии учителей и преподавателей немецкого языка, сотрудничество с ЮГРУЭС, Гёте институтом, институтом филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Литературным институтом им Горького г. Москва, коллегами из Германии и др); проведение конференций, круглых столов, и т.п., организация коллегиального обсуждения актуальных вопросов профессиональных компетенций учителя ИЯ; издательская деятельность (через личное участие каждого члена МО в творческом проекте «Методическая копилка») и др.

В МО учителей немецкого языка нашего района сложилась определенная модель повышения квалификации в до и послекурсовой период. В её основе лежит следующий принцип ‒ выбор каждым учителем своей индивидуальной линии развития. В результате, планирование индивидуального развития становится внутренней потребностью учителя. В совокупности с системой наставничества модель принесла свои плоды. А именно, ежегодно учителя немецкого языка становятся призерами и победителями профессионального конкурса «Учитель года г. Цимлянска». Это Донецкая В. В. , учитель немецкого языка МБОУ СОШ №2; Коробова Г. Н, Ильина Ю. Ю, учителя немецкого языка МБОУ лицей №1; Рябышева Т. В. , учитель немецкого языка МБОУ СОШ №3; Акользина Е. В, учитель немецкого языка МБОУ Саркеловской СО; Полубедова Ю. П, учитель немецкого языка МБОУ Хорошевской ОШ; Запорожченко Е. Г, учитель немецкого языка МБОУ Дубравненской ОШ. А  работа в командном режиме, где вместе работают опытные, и молодые педагоги, позволяет видеть проблемы с различных точек зрения и на основе диалога приходить  к оригинальным, эффективным решениям проблемы. Одним из главных и результативных командных проектов нашего МО является проект «Методическая копилка учителя немецкого языка», который состоит из подготовительного этапа ‒ поиска актуальных и проблемных моментов; организационного этапа ‒ организации микро групп в  начале учебного года (по желанию педагогов), выбор руководителя группы (руководителем группы бывают педагоги по очереди, таким образом, каждый имеет возможность быть руководителем команды и креативно представить заявленный опыт); технологического этапа: ‒ разработки и наполнения содержания самой брошюры. В течение учебного года  участники группы работают дистанционно и на семинарах, обмениваясь мнениями и наработками по вопросам педагогической копилки. Заключительный этап: творческое представление опыта, обмен мнениями на августовской конференции с коллегами, преподающими другие предметы.

060418_2В результате все педагоги методического объединения привлечены к творческой деятельности, организована открытая креативная среда выявления и диссеминации актуальных продуктов творческой, проектно-исследовательской, инновационной, деятельности педагогов, поддержки и сопровождения процессов профессионального развития творчески одаренных учителей иностранного языка и обучающихся. Интересные подходы в освещении методических вопросов были реализованы в брошюрах «Вопросы обучения по ФГОС» (руководитель Рябышева Т. В); «Разработка инновационных программ во внеурочной деятельности по ФГОС» (руководитель Полубедова Ю. П); «Подготовка учащихся к олимпиадам» (руководитель Донецкая В. В), и др. Формы и этапы распространения нашего педагогического опыта представлены на различных уровнях: региональном, муниципальном, всероссийском. Благодаря работе в команде МО учителей немецкого языка нашего района является победителем Всероссийского марафона МО учителей и преподавателей немецкого языка «Немецкий язык в надежных руках‒2016», который был организован Межрегиональной Ассоциацией учителей и преподавателей России. Участвуя в марафоне, нашим творческим коллективом были представлены материалы во всех номинациях: «Наша визитка» – видеофильм о нашем профессиональном объединении; «Проект-брендинг» – видеоролик о самом удачном проекте объединении ‒ «Университет ‒ школе» ( информацию о нем можно найти в дорожной карте на сайте сообщества « София» ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО, традиционные проекты, инновационные проекты) ; «Наши лауреаты» ‒ фото-галерея призеров / дипломантов / победителей российских и международных мероприятий. Благодаря этой победе команда творческих учителей нашего МО была приглашена для участия во Всероссийском образовательном Форуме 2016 «Многоязычие в образовании: немецкий ‒ первый второй иностранный», что позволило понятнее реализовывать работу над темой нашего МО. В нашем районе во многих школах введен второй язык в урочной и во внеурочной деятельности.

060418_3Вся творческая команда МО учителей немецкого языка была поощрена грамотами победителей Всероссийского марафона «Немецкий язык в надежных руках ‒ профессиональные объединения учителей и преподавателей – гарант успеха!».

 Сотрудничество с МАУПН, участие в проектах этой общественной организации  позволило учителям нашего МО повышать свою квалификацию в Германии, где педагоги получают возможность не только языковой практики, но и общения с зарубежными коллегами, изучения опыта преподавания в школьной системе других стран. В прошлом году учителя немецкого языка МБОУ лицей №1 Коробова Г. Н и Ильина Ю. Ю. стали победителями Всероссийского марафона « С немецким легко и весело», представив сценарий урока немецкого языка. Педагоги стали призерами конкурса и были приглашены в г. Любек для участия в курсах повышения квалификации. Летом этого года, став победителем творческого проекта «Футбол объединяет миллионы», Зуйченко В. А приняла участие в международном семинаре «Подготовка к чемпионату мира по футболу в России», организованном «Дойче Аусландсгезельшафт» г. Любек при участии академии «Балтика» и организации спортивных школ в Дании(«Легумклостер»). В работе семинара также принимали участие наши коллеги из Польши и Дании. В 2018 г. любителей футбола РФ и всей планеты ждет большое событие: чемпионат мира по футболу, который пройдет на спортивных аренах России, в том числе и в столице донского края в городе Ростове на Дону. У учителей немецкого языка появилась возможность внести свой вклад в создание праздничной футбольной атмосферы накануне этих событий. Такие курсы позволяют рождению множества идей по сотрудничеству, созданию дистанционных учебных проектов и программ.

Наши учителя активны и готовы к сотрудничеству с другими коллегами. Оптимальными условиями профессионального роста членов нашего коллектива является участие в составе «педагогического поезда» лучших учителей Дона. Наши педагоги представляют свой опыт на межзональных научно-методических семинарах в  районах Ростовской области и за ее пределами, представляя свои уроки, мастер-классы и опыт работы по предмету. Это Коробова Г. Н., учитель немецкого языка МБОУ лицей №1, «Заслуженный учитель РФ», представляла свой опыт по теме «Иноязычная среда в лицее с химикоинформационным уклоном»; Ильина Ю. Ю., учитель немецкого языка МБОУ лицей №1, «Почетный работник общего образования РФ», представляла свой опыт по теме «Смешанное обучение». Наших учителей приглашают для выступления перед слушателями курсов повышения квалификации. Донецкая В. В., «Заслуженный учитель РФ», учитель немецкого языка МБОУ СОШ №2 ежегодно делится опытом работы над УМК «Вундеркинды» О. А. Радченко перед слушателями Волгодонского филиала ростовского института повышения квалификации и переподготовки учителей, на сайтах и блогах. В итоге, все школы нашего района работают по УМК « Вундеркинды», который является, по мнению педагогов, прекрасной средой для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Ежегодно выпускники нашего района сдают ГИА по немецкому языку, имея хорошие результаты.

Одним их направлений деятельности нашего МО является организация работы с одаренными детьми. В районе создана Школа для одаренных детей по немецкому языку. Это позволяет нашим учащимся занимать призовые места во Всероссийской  олимпиаде, лингвострановедческой конференции и олимпиаде Южного Федерального Университета, участвовать во Всероссийских конкурсах института имени Гёте, международных марафонах и становиться победителями. Проект «Международные сертификаты по немецкому языку для школьников», в котором принимают ежегодно учащиеся нашего района, является шагом к международной карьере для наших учащихся, а для учителей это, прежде всего независимая оценка качества знаний учащихся, показатель успешности его деятельности. Для многих учащихся из лицея №1, МБОУ СОШ №2 немецкий язык является вторым иностранным языком и успешная сдача этого экзамена для них двойная победа. А МБОУ лицей №1, МБОУ СОШ №2, МБОУ Саркеловская СОШ получили памятные таблички, отражающие партнерство школ с Международным институтом имени Гёте

Итак, благодаря творческому союзу учителей немецкого языка Цимлянского района Ростовской области траекторию успеха каждого педагога можно представить следующим образом: из 16 педагогов, 9 педагогов имеют высшую квалификационную категорию; 3 педагога имеют звание «Заслуженный учитель РФ»; 2 педагога ‒ лауреаты областного конкурса “Учитель Дона»; 4 педагога – победители муниципального конкурса « Учитель года г. Цимлянска»; 1 педагог ‒ победитель областного конкурса «Учитель Дона-2012», 1 педагог ‒ победитель Всероссийского конкурса «Премия лучшему учителю немецкого языка России » в номинации «Сельский учитель»; 4 победителя ПНПО и 4 имеют звание « Почётный работник общего образования»; 3 победителя Всероссийских проектов Межрегиональной Ассоциации учителей и преподавателей немецкого языка. МО учителей немецкого языка нашего района является победителем Всероссийского конкурса МО «Немецкий язык в надежных руках ‒ 2016».

Вся деятельность МО обеспечивает организацию эффективной среды для развития учителей немецкого языка, собственного непрерывного профессионального роста и роста профессиональных компетенций педагогов.

Этих результатов мы смогли добиться благодаря сотрудничеству педагогов с учащимися и их родителями. Методическое объединение учителей немецкого языка Цимлянского района ‒ это пространство профессионального роста педагога.

060418_4

3 Comments »

буланкина:

уважаемая коллега!какая вы и ваши подопечные молодцы!!! приглашаю всю вашу команду принять участие во всероссийском совещании — вебинаре, посвященным этим проблемам! у нас сейчас идет регистрация, а 26 апреля в 9.00 -11.00 будет проходить работа секции №2 ,ждем вас! Новосибирский ИПК работников образования посмотрите нащ сайт, объявление и регистрация идет каждый день, будем рады обменяться информацией, жаль не знаю ваш электронный адрес. Надежда Буланкина до связи

9 Апрель 2018 | 15:14
буланкина:

время указано московское!!! буланкина

9 Апрель 2018 | 15:15
Вера:

Спасибо большое, Надежда!Очень приятно было узнать Вашу оценку нашей скромной . но нужной работе. С удовольствием примем участие в вебинаре. Напишите ссылку. Мой адрес:Vera-Zuychenko@yandex.ru

10 Апрель 2018 | 20:58
Оставить комментарий

Комментарий

..