«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Рабочие тетради к УМК для VIII и IX классов линии «Французский в перспективе»

Понедельник 16 апреля 2018

160418Учебные пособия «Французский язык. Рабочая тетрадь. VIII класс» и «Французский язык. Рабочая тетрадь. IX класс» входят неотъемлемой частью в соответствующие учебно-методические комплекты линии «Французский в перспективе». Они адресованы школьникам, углублённо изучающим французский в основной школе, и призваны расширить и углубить языковые знания и умения учащихся во всех видах речевой деятельности.

Е.В.Згонник

 

ключевые слова: комплексное развитие всех составляющих коммуникативной компетенции, активная учебно-познавательная деятельность учащихся, расширение кругозора, овладение универсальными и специальными учебными умениями

город: Москва

Учебные пособия «Французский язык. Рабочая тетрадь. VIII класс» и «Французский язык. Рабочая тетрадь. IX класс» входят неотъемлемой частью в соответствующие учебно-методические комплекты линии «Французский в перспективе». Они адресованы учащимся, углублённо изучающим французский в основной школе.

Данные пособия авторов Е. Я. Григорьевой и Е. Ю. Горбачевой, в принципе, хорошо знакомы учителям, школьникам и их родителям. Они существуют на рынке учебной литературы не первый год, но ранее выходили под названием «сборники упражнений». Изменение статуса пособий дало возможность учащимся выполнять письменные работы непосредственно в тетрадях.

160418_1В комплекте с учебниками, обе рабочие тетради призваны помочь достижению основной цели обучения предмету «Иностранный язык», а именно: научить ребят языку как средству межкультурного общения и способу познания достижений отечественной и мировой культуры и науки, способствовать формированию образованной, духовно богатой личности, уважающей традиции своего народа и народов других стран, а также расширить и углубить языковые знания и умения учащихся во всех видах речевой деятельности.

Содержание учебных материалов этих пособий отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, т. к. оно основывается на содержании учебных материалов учебников для VIII и IX классов, успешно прошедших Государственную экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО.

Создавая данные УМК, авторы использовали коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий комплексное развитие всех составляющих коммуникативной компетенции и обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность учащихся. В связи с этим к основным особенностям данного курса можно отнести освоение французского языка не просто как предмета школьной программы, а в качестве средства межкультурной коммуникации. Сюда также относятся обширная историческая и страноведческая информация о Франции; задания, рассчитанные на выполнение в парах и группах, в том числе ролевые игры. Тренировочные и творческие задания и упражнения, включённые в рабочие тетради для VIII и IX классов, помогут учащимся овладеть необходимыми универсальными и специальными учебными умениями, а также научиться строить собственные высказывания в различных ситуациях общения, на практике применяя полученные знания.

Давайте поближе рассмотрим работу с отдельными разделами учебных пособий, чтобы убедиться в справедливости всего вышесказанного. Сделаем это рассмотрение параллельным, т. к. в этом случае нам будет легче обозначить авторскую концепцию.

Итак, раздел, который открывает рабочую тетрадь для VIII класса, это раздел, посвящённый работе с лексикой «Connaissez-vous le lexique?».

160418_2Он содержит достаточно большое количество упражнений, предназначенных как для закрепление лексики, изученной в блоках учебника, так и для расширения словарного запаса учащихся, особенно тех, кто осознанно изучает французский язык на углубленном уровне. Обилие новых слов не означает, что каждое из них должно быть усвоено для применения в активном словаре. Но такой подход позволит учащимся школ с углубленным изучением предмета, во-первых, значительно расширить пассивный запас слов; во-вторых, научиться не бояться при встрече с незнакомыми словами как в письменных текстах, так и при устном общении; в третьих, со школьной скамьи приучит работе со словарем. Продолжением данного раздела в тетради VIII класса являются разделы «Enrichissez votre vocabulaire» и «Pour en savoir plus» (причем последний предполагает работу с иллюстрацией на тему блока).

Похожая схема работы присутствует и в рабочей тетради для IX класса. Эта тетрадь также открывается заданиями раздела «Lexique», состоящего из двух рубрик «Pour enrichir le vocabulaire» и «Pour en savoir plus sur…», позволяющими с одной стороны раздвинуть лексические горизонты по той или иной тематике, а с другой стороны (точно так же, как аналогичный раздел в тетради для VIII класса), расширяют общий кругозор учащихся в каждой из изучаемых областей.

160418_3160418_4Вслед за лексическими разделами, в обеих рабочих тетрадях учащимся предлагается поработать с грамматикой французского языка, предусмотренной для изучения в VIII (раздел «Apprenez la grammaire») и IX (раздел «Grammaire») классах. Остановимся на грамматическом разделе в тетради IX класса. Здесь надо отметить два момента. Во-первых, в «Grammaire» первого блока включена тема, которая не вошла в учебник. Это тема о простом и сложном предложении («La phrase simple et la phrase complexe»), с которой собственно и должно начаться изучение грамматического материала, включённого авторами в УМК IX класса. Во-вторых, кроме основных заданий, в рабочей тетради IX класса данный раздел содержит задания повышенной сложности – рубрики «Création» и «Casse-tête».

Работе с литературным текстом в рабочей тетради VIII класса посвящён раздел «Lisez et étudiez le texte», а в тетради IX класса – раздел «Lecture suivie». Причем в VIII классе это традиционные фрагменты из произведений французских авторов, сопровождающиеся заданиями к прочитанному тексту. В IX же классе вниманию учащихся предлагаются страницы романа Жюля Верна «Michel Strogoff» («Михаил Строгов»), т. е. название раздела полностью себя оправдывает. Обращаем ваше внимание на то, что в книге для учителя помещен страноведческий комментарий к данному роману, с которым девятиклассники должны обязательно ознакомиться, прежде чем они приступят к чтению отрывков из произведения Жюля Верна. Интересно было бы в процессе чтения обращать внимание учащихся на исторические неточности и даже ошибки, допущенные знаменитым писателем. В этом случае можно говорить о межпредметных связях французского языка с историей или страноведением. Также можно обратить внимание на стилистику романа, на особый взгляд популярного до сих пор французского писателя на события в Росси тех лет. Работа с данным разделом построена по принципу обучения смысловому чтению, что безусловно полезно для изучающих французский язык на углублённом уровне. Кроме того, в рабочую тетрадь IX класса включён раздел, предназначенный для работы с поэтическими формами французской литературы. По мнению авторов, прослушивание (все стихотворения записаны носителями языка и являются частью аудиоприложения к учебнику и тетради), повторение за диктором и затем заучивание стихов наизусть помогает лучше понять мелодику французской речи, а следовательно, улучшить свое произношение, усовершенствовать интонационные навыки.

В рабочую тетрадь VIII класса включен раздел, представляющий особый интерес – это раздел для работы с фотографией. Такой учебный материал заранее познакомит восьмиклассников с форматом заданий, включенных в ЕГЭ, в конкурс устной речи Всероссийской олимпиады школьников по французскому языку, в различные международные экзамены. Выполняя задания данного раздела, ребята учатся строить собственные высказывания на заданную тему, соблюдая логику построения своего высказывания и отбирая необходимую лексику и изученный грамматический материал.

И в одной, и в другой рабочей тетради блоки заканчиваются шуточным тестом. В VIII классе это раздел с говорящим названием «Testez votre personnalité», предлагающий каждому подростку проанализировать самого себя, ответив на вопросы «открытый ты человек или замкнутый?», «как ты предпочитаешь проводить свободное время?», «любишь ли ты путешествовать?», «умеешь ли ты договариваться?» и др. Вполне возможно, что такие задания, несмотря на свою юмористическую направленность, позволят ребятам начать размышлять на французском языке. В IX классе раздел «Quiz» в ненавязчивой манере проверяет некоторые социокультурные знания, полученные в процессе изучения цивилизационных разделов учебника-IX, посвященных истории («Il y a 100 ans») и современности («Et aujourd’hui»).

Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что действительно – весь учебный материал рабочих тетрадей призван помочь учащимся овладеть необходимыми универсальными и специальными учебными умениями, а также научиться строить собственные высказывания в различных ситуациях общения, на практике применяя полученные знания.

В заключение обращаем ваше внимание, что в конце рабочей тетради для IX класса помещён краткий грамматический справочник, объясняющий все основные термины и понятия, вошедшие в раздел «Grammaire» учебника IX класса и в одноименный раздел первого блока рабочей тетради.

Необходимо также отметить, что рабочая тетрадь для VIII класса вышла в новом внутреннем оформлении, а тетрадь для IX класса будет теперь печататься в однокрасочном варианте, что нисколько не умаляет достоинств функциональных иллюстраций.

Авторы и редакция выражают надежду, что данные пособия станут хорошими помощниками в учебном процессе как для учащихся, так и для учителей, преподающих свой предмет по линии учебников «Французский в перспективе» издательства «Просвещение».

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.