«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Изучение иностранного языка с помощью flashcards. Создание учебных модулей с помощью компьютерного сервиса. Примеры игр с применением flashcards

Среда 30 Май 2018

300518С целью совершенствования навыков употребления лексических единиц по теме «Relationships» в 11 классе мною была создана база данных flashcards. Мы подробно рассмотрим процесс их создания. Я покажу, как можно применять на уроке карточки с лексикой. Flashcards определённо стоит давать в качестве домашнего задания для самопроверки, подготовки к тесту, в форме игры. За основу в качестве образца я взяла лексику из УМК Spotlight 11 модуля 1a. В данном УМК одним из главных достоинств является модульное обучение.

ключевые слова:  компьютеризация, модульное обучение, карточки, лексика, игры

настроение: креативное мышление

город:   Новосибирск

Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. Современный преподаватель иностранного языка должен обладать навыками использования информационных технологий в профессиональном контексте. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, давая возможность обучающимся запросить определённую форму помощи, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками и т.д. Компьютер обладает рядом преимуществ: в нём сочетаются видео- и аудиоинформация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. На данный момент существует огромный выбор мультимедийных продуктов, интернет-страниц, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.[1]

Основными целями компьютерного обучения являются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • формирование исследовательских умений;
  • формирование умений принимать оптимальные решения;
  • преподносить столько информации, сколько ученик в состоянии усвоить[2].

Концептуальными особенностями применения компьютерного обучения являются:

  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям каждого ученика;
  • управляемость: в любой момент возможны коррекция учителем процесса обучения;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения могут быть как угодно велики;
  • поддержание у ученика психологического комфорта при общении с компьютером;
  • взаимодействие ученика с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект – субъект, субъект – объект, объект – субъект.

С целью совершенствования навыков употребления лексических единиц по теме «Relationships» в 11 классе мною была создана база данных flashcards. Мы подробно рассмотрим процесс их создания. Я покажу, как можно применять на уроке карточки с лексикой. Flashcards определённо стоит давать в качестве домашнего задания для самопроверки, подготовки к тесту, в форме игры. За основу в качестве образца я взяла лексику из УМК Spotlight 11 модуля 1a. В данном УМК одним из главных достоинств является модульное обучение.

Во-первых, здесь меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Отношения становятся паритетными, равными между учителем и учеником.

Во-вторых, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.[3] Программа курса аналогична модулям, приведённым в учебнике. Таким образом сохраняется целостность предметного содержания. В программе существует реализованная обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом есть промежуточный, взаимный контроль с другими учащимися, финальный тест.

При построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний. В.А. Онищук указывает на следующие их особенности: восприятие, осмысление знаний, запоминание, применение, обобщение и систематизация знаний[4].

Как это всё выглядит на практике?

Учителем создаётся курс, являющийся дополнением к его УМК. Курс состоит из модулей. В моём случае из УМК Spotlight 11 я взяла список слов в конце учебника из модуля 1a и добавила их в программу https://quizlet.com

Данные карточки я могу распечатать в двустороннем варианте (это могут сделать и сами родители учеников, получив соответствующую ссылку от учителя) для заучивания, либо в одностороннем варианте (дать задание на уроке чтобы ученик вышел к доске и нашёл определение к слову).

Если интернет стабильный, то можно учить слова в онлайн-режиме на сайте.

На сайте https://quizlet.com  есть несколько режимов:

  1. Заучивание – это эффективный, регулируемый и самонастраивающийся режим обучения. Теперь ученики смогут запоминать материал очень быстро. Достаточно скопировать пригласительную ссылку и выслать на почту или разместить ссылку в соцсетях. Перед учеником будут представлены термины и несколько вариантов его определения. Задача ученика выбрать наиболее подходящий ответ.

300518_1В нижнем левом углу сайта есть шкала прогресса, которая вырастает по мере ответов на вопросы. После каждого правильного ответа ученик видит радостный смайлик, сигнализирующий, что он на правильном пути.

Как это применить на уроке? Можно дать всем детям письменное задание и в это время вызывать некоторых учеников к себе на проверку домашнего задания. 7 ответов вполне могут нарисовать общую картину готовности к уроку. Если тема новая и у учителя есть проектор или интерактивная доска в классе, то можно вывести данный режим заучивания на экран и потренироваться отдельным ученикам. Другие будут следить за прогрессом и запоминать новые слова.

  1. Карточки.

В режиме «карточки» у учеников есть возможность прослушать карточки, назвать определение, перевернуть карточку и проверить свою гипотезу. Карточки можно перемешивать, чтобы их порядок не повторялся.

  1. Письмо.

300518_2В режиме «письмо» ученик печатает правильный ответ на вопрос. Компьютер тут же его проверит и выдаст результат. Ученик в левом углу сразу видит количество верных и неверных ответов. И вопросы «Откуда у меня такая оценка?» сразу отпадают.

  1. Правописание.

В режиме «правописание» ученик занимается аудированием и вводит всё, что он услышал.

  1. Тест.

В режиме «Теста» ученики отвечают на 5 вопросов для письменного ответа, столько же вопросов на подбор, с выбором ответа, вопросы «верно-неверно». Компьютер мгновенно проверяет ответы и выдаёт результат. Тесты можно распечатать и раздать классу.

  1. Подбор.

В режиме «подбор» ученики перетаскивают соответствующие терминам определения, которые будут исчезать с экрана. При выполнении задания слева автоматически запускается таймер. Можно сказать ученикам: «Кто быстрее всех справится, то получит приз/ оценку» и т.п. То есть, это лучше делать при учителе, чтобы ученик не смог ничего списывать (ученик садится за ПК, учитель находится рядом и контролирует). В этот момент можно дать распечатанный тест другим ученикам на выполнение.

300518_3

  1. Гравитация.

Режим «гравитация» — это простая игра, в которой нужно защитить планету от астероидов. В программе перед запуском игры есть возможность выбрать уровень сложности. Согласно правилам если ученик ошибётся в термине 2 раза, то красные астероиды разрушат планету.

По определению М.Ф. Стронина, «игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».[5]

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельного метода для освоения определённой темы;
  • как элемент (иногда весьма существенный) какого-то другого метода;
  • в качестве целого урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля или упражнения);
  • при организации внеклассного мероприятия.
  1. Quizlet Live

Более подробная информация о том, как добавить учеников на курс, как использовать прогресс класса и данные о действиях учеников можно найти в справочном центре https://quizlet.com/ru/help

В процессе выполнения первых четырёх заданий на сайте ученики лучше усваивают учебный материал и происходит запоминание.  Запоминание – процесс запечатления знаний в памяти.

На этапе выполнения в режиме «подбор» происходит осмысление знаний. Суть в том, что ученик, решая данное задание, учится находить главное с целью установления сущностных признаков изучаемого объекта и установления связей между ними.

Когда ученики играют в «гравитацию», то таким образом происходит применение знаний с включением учащихся в деятельность по объяснению разных явлений действительности.

Режим «тест» — это этап систематизации знаний, где знания упорядочиваются в единую систему уже изученного и усвоенного.

О.Е. Крачак отмечает, что модульное обучение также помогает решать ряд задач обучения и воспитания[6]. В частности:

  • развитие индивидуальных познавательных способностей учащихся;
  • создание условий для включения каждого ученика в деятельность, которая соответствует зоне его ближайшего развития;
  • определение индивидуальной программы обучения;
  • дифференциация процесса обучения;
  • сотрудничество учителя и ученика;
  • обеспечение положительных результатов в обучении и воспитании;
  • формирование адекватной самооценки учащегося (своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений);
  • формирование умения ориентироваться в заданиях.

Как использовать печатные карточки для обучения?

  1. Введение новой лексики.

Слова на этих карточках должны быть написаны простым шрифтом, достаточно большим для учеников в самой дальней части класса. Как правило, обратная сторона карточки будет иметь изображение или перевод. При введении нового словаря держите карточки достаточно высоко, чтобы все могли видеть и делать хоровые повторения с учениками по одному слову за раз, показывая обратную сторону, прежде чем перейти к следующему слову.

  1. Закрепление новой лексики.

После введения новой лексики имеет смысл её закрепить. Сначала произносится каждое слово, далее вы просите учеников повторить каждое слово и попросить их перевести. Сперва это будет происходить медленно, но по мере закрепления можно бросить вызов учащимся, листая слова в более быстром темпе. Переводы больше не нужны.

  1. Практика.

Небольшие наборы карточек могут быть использованы в различных интересных мероприятиях. Вот несколько простых игр.

Игра Go fish: карточки печатаются только с одной стороны и должны быть непрозрачными. Колода должна иметь две или четыре каждой карты в зависимости от того, сколько словарных слов вы хотели бы использовать. Около 50 карт в колоде было бы прекрасно. Учащиеся играют в группах от трех до пяти человек. Сначала попросите учеников перетасовать колоду и раздать по пять карточек (лицом вниз) на каждого ученика. Положите оставшиеся карты в кучу (лицом вниз) в середине стола. Ученики по очереди просят у других членов группы карточки, пытаясь собрать необходимые две или четыре карточки определенного слова. Учитель может предварительно составить диалог вопросов и ответов по уровню сложности в зависимости от ваших учеников. Самый простой метод состоит в том, чтобы ученик, чья очередь смотреть прямо на другого учащегося и просто назвать слово, которое он ищет. Ученик, у которого просят карточку может либо ответить, сказав слово и передав карту, либо сказать “Go Fish”, и в этом случае ученик, чья очередь подошла, должен взять карту из центральной колоды.

Игра Memory: Карточки печатаются только с одной стороны и должны быть непрозрачными. Колода должна иметь по две копии каждой карты или, возможно, содержать в себе изображение и слово для каждой лексической единицы. Ученики играют в небольших группах, состоящих, как правило, из не более четырёх человек. Учащиеся должны начать с перетасовки карт и выкладки их (лицевой стороной вниз) в квадратную или прямоугольную сетку. Студенты по очереди открывают любые две карты, пытаясь найти подходящую пару. Если совпадающая пара найдена, тот ученик, набравший наибольшее количество карточек в конце выигрывает игру.

Список литературы:

  1. Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков/ сост. В.П. Сафонова, И.Г. Мамо. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. -7с.
  2. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – Москва, 1987. -с.201
  3. Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2011. -193-194с.
  4. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – Москва. 1991. -198с.
  5. Сервис для создания учебных модулей https://quizlet.com Пример создания учебных модулей https://quizlet.com/join/Qr5tTQG4J
  6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – Москва, 1994. -231с.
  7. Крачак О.Е. Личностно-ориентированные технологии в общей классификации технологий обучения и воспитания // Народная асвета. -2002. -№9. -с.11-16
  8. Английский язык. 11 класс. Учебник. Spotlight (Английский в фокусе). Афанасьева О.В., Дули Дж., Михеева И.В. и др.

[1] Современный урок иностранного языка: рекомендации, разработки уроков/ сост. В.П. Сафонова, И.Г. Мамо. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель. -7с.

[2] Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. – Москва, 1987. -с.201

[3] Современные методы обучения английскому языку / А.В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2011. -193-194с.

[4] Урок в современной школе / В.А. Онищук. – Москва. 1991. -198с.

[5] Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. – Москва, 1994. -231с.

[6] Крачак О.Е. Личностно-ориентированные технологии в общей классификации технологий обучения и воспитания // Народная асвета. -2002. -№9. -с.11-16

Оставить комментарий

Комментарий

..