«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Критическое мышление как содержательный компонент межкультурного подхода к иноязычному образованию на этапе средней (полной) школы

Пятница 29 Июнь 2018

290618

В статье рассматривается сущность межкультурного подхода к иноязычному образованию: детерминируется роль и место критического мышления в целеполагающем аспекте межкультурного подхода. Определяются ключевые умения и способности человека, умеющего мыслить критически.

 

 

ключевые слова:  критическое мышление, межкультурный подход, межкультурная коммуникативная компетенция, умение, способность

настроение: позитивное

город:  Москва

В последние десятилетия такой феномен как «критическое мышление» (далее КМ) привлекает все больше внимания различных ученых, исследователей, а также методистов. Это вызвано тем, что КМ неразрывно связано с социальной деятельностью: человек может не знать ничего о данном типе мышления, и, тем не менее, в его рассуждениях всегда будет присутствовать критическая установка. Вследствие этого, возникает потребность исследования данного феномена с целью более глубокого его понимания, а также развития умения мыслить критически на уроках иностранного языка.

Актуальность проблемы развития КМ обуславливается требованиями информационного общества к выпускнику школы. Становится очевидным релевантность утверждения: образование через всю жизнь, а также междисциплинарность  (следствие постнеклассической науки). Выпускник школы должен уметь учиться на протяжении всей жизни, должен быть конкурентоспособным. Одной из стратегических задач современного образования является интеграция, осмысление и обобщение новых знаний на основе развития умения учиться. Реализация технологии развития КМ позволяет проектировать интерактивный образовательный процесс, где учащиеся занимают активную позицию, анализируют, осмысляют, оценивают поступающую информацию, рефлексируют, сопоставляют различные точки зрения, отстаивают собственную позицию, делают выводы, определяют возможности решения проблемы. В связи с этим данная тема актуальна на современном этапе развития общественной системы в целом и образования в частности.

Изучением данного феномена занимаются не только российские (А.С. Байрамов, С.И. Векслер, И.И. Кожуховская, Н.И. Мирошниченко, Л.Л. Ткачева, С.А. Король, Липкина А.И., Л.А. Рыбак, Сорина, Брюшинкин, Калинников, Заир-Бек), но и зарубежные исследователи (Б. Рассел, Д. Халперн, Д. Клустер, Л. Мастерман, Э. Уоттс, Р. Эннис, С. Норрис).

Необходимо подчеркнуть, что круг проблем, связанных с развитием КМ на уроках иностранного языка весьма широк, поскольку изучение ИЯ нацелено на развитие личности, готовой к контактам с представителями иной культуры: учащиеся должны уметь воспринимать новую информацию на иностранном языке, тщательно и критически исследовать источник данного информационного потока, осмыслить валидность поступающего знания,  а также уметь уравновешивать в своем сознании различные точки зрения, уметь грамотно и четко формулировать свою позицию на иностранном языке [Н.И. Мирошниченко 2013: 53].

Именно поэтому в настоящий момент идёт речь о переориентации образовательного процесса, об инновационном подходе к обучению, о смене образовательной парадигмы: об уходе от традиционной системы образования, об отказе от «знаниевой педагогики» и принятии педагогических новшеств, о приходе антропоцентрической парадигмы на смену коммуникативно — прагматической. Необходимо принять педагогику, главной целью которой будет развитие всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, отношений к деятельности, способов умственных действий, компетенций. При этом ведущая роль отводиться не ИКК, формирование которой является главной целью обучения любому иностранному языку, а МКК как ведущей в системе поликультурного иноязычного образования 21 века.

Важно отметить, что в настоящее время технология развития КМ начинает активно внедряется в систему западного образования: как в ходе разработки специальных курсов и тренингов, так и с помощью изменения педагогического процесса. Речь идет об активном применении специальных методик для развития данного умения на занятиях по различным предметам. Как утверждает В.П. Муякина: «уже более десятка лет в крупнейших европейских университетах преподаётся дисциплина «Критическое мышление», разделы по критическому мышлению включены в различные варианты тестов для поступления в магистратуру и аспирантуру, а британские школьники могут даже выбирать подобный курс для сдачи выпускных экзаменов (A-level)».

Проанализировав различные определения понятия данного феномена, мы выявили свое рабочее определение: КМ– это мышление социальное и самостоятельное, это способность и стремление оценивать поступающую информацию объективно, а также подвергать сомнению неизвестные факты действительности, умение аргументированно доказывать свою точку зрения, при этом способность слышать мнения других людей и готовность исправлять свои ошибки и заблуждения. Недаром исследователи выделяли гибкость как ключевой компонент концепта «КМ». Критически мыслящий человек не придерживается догм, он открыт к новой информации, готов принять и понять инновационные идеи, а также способен изменить свой ментальный склад под влиянием положительных внешних обстоятельств.

Одним из видных исследователей, занимающимся изучением КМ является Д. Крустел. Так исследователь выделяет пять аспектов, отличающих данный тип мышления от других его типов:

  • КМ является мышлением самостоятельным;
  • информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом КМ. Знание мотивирует, без чего человек не способен мыслить критически;
  • КМ начинается с постановки вопросов и понимания сущности проблем, которые нужно решить;
  • КМ стремится к убедительной аргументации любого мнения и позиции;
  • КМ является мышлением социальным

[Д. Крустел 2005: 5-13].

Д. Халперн выделяет следующие интеллектуальные умения КМ: [Д. Халперн 2000: 372].

  • способность анализировать, делать выводы;
  • выдвигать, формулировать, разрабатывать гипотезы;
  • устанавливать и создавать, искать аналогии, метафоры;
  • активизация ранее приобретенных знаний, использование информации;
  • активизация причинно-следственных связей и отношений;
  • анализ значимости конкретного концепта, утверждения;
  • умение сравнивать — сопоставлять— противопоставлять;
  • применение полученных знаний в реальных условиях, прагматизм;
  • контраргументация, умение аргументированно доказывать свою точку зрения;
  • оценка поступающей информации, ее валидность;
  • обобщение всей совокупности идей;
  • изучение других, отличных от своих точек зрения, а также умение принять чужую позицию и готовность исправлять свои ошибки.

Целесообразно подчеркнуть, что именно владение совокупностью всех показателей является неотъемлемым признаком развитого КМ личности, так как только в системе, где каждый компонент играет важную роль, данные признаки и составляют весь необходимый базис для дальнейшего совершенствования умения мыслить критически.

Помимо этого, в ФГОС CO прописаны следующие прилагательные, характеризующие портрет будущего выпускника: креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества. Прежде всего это человек, владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно- познавательную деятельность, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать [ФГОС СО 2012: № 413].

Для указания места КМ в межкультурном подходе к иноязычному образованию, представим принципы обучения в межкультурном подходходе  (проследим корреляцию между принципами обучения в межкультурном подходе и главными признаками КМ):

Схема 2.

290618_1

Все это подтверждает, что активный процесс глобализации, информатизации и расширение международного пространства способствовал изменению образовательной парадигмы: на первый план выходит потребность в формировании межкультурной коммуникативной компетенции у учащихся, что позволит им стать успешными участниками диалога культур, а также позволит сопоставлять родную культуру с культурой иностранной.

Формирование МКК предполагает умение учащихся мыслить критически, что позволит им избавиться от такого негативного явления как этноцентризм, а также даст возможность не мыслить стереотипно: критический подход к любой информации межкультурного характера позволит учащемуся не принимать непроверенные данные на веру, что в последствии сподвигнет его на поиск истинной информации путем анализа многочисленных источников. Такой студент готов к участию в межкультурной коммуникации, он не придерживается стереотипов, открыт к новой информации, способен принять и признать культурный плюрализм, самоконтроль и самоуправление, в процессе межкультурной коммуникации проявляет активную гражданскую и социальную позицию (главные принципы обучения МКК), внимателен и толерантен к представителю иноязычной культуры, готов принимать социокультурные знания от представителя иноязычной культуры, а также активно обменивается собственными знаниями, опытом, мыслями.

Именно подобная коммуникация способствует успешному диалогу культур, пониманию, доброжелательности, эмпатии и толерантности, что является главной и конечной целью развитие КМ а межкультурном подходе к иноязычному образованию.

Список использованной литературы:

  1. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testolog.narod.ru/Other15.html
  2. Мирошниченко, Н.И. Развитие критического мышления учащихся на уроках иностранного языка (немецкого) / Н.И. Мирошниченко // Вестник Таганского Института имени А. П. Чехова. – 2013. — № 1. – С. 52-56.
  3. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

 

 

Оставить комментарий

Комментарий

..