«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Курсы для дошкольников с LETTERFUN

Понедельник 25 июня 2018

250618Сейчас многие увлекаются ранним обучением английскому языку. Родители хотят, чтобы к началу школьного этапа изучения английского, ребенок подошел максимально подготовленным, был успешным и не испытывал стресс. Для решения этой задачи многие отдают детей на курсы и факультативы для дошкольников. УМК Letterfun издательства Express Publishing является очень востребованным в данном направлении. Транслируя свой опыт работы, я бы хотела акцентировать внимание на тех звеньях, которые свяжут обучение по курсу Letterfun со школьным обучением английскому, рассказать о своих наработках и, возможно, добавить ложку дегтя к восторженным отзывам педагогов. Эта статья позволит учителю взвесить все за и против, выбирая данный учебно — методический комплекс для занятий с «подготовишками» .

 

ключевые слова:  Курсы для шестилеток, из опыта работы, достоинства и недостатки, примеры заданий, конкретные рекомендации

настроение: продуктивное

город:  Архангельск

Итак, УМК “Letterfun” издательства “Express Publishing” состоит из учебника, книги для учителя, плаката с английским алфавитом, аудио и видеодисков.

Учебник изобилует многими достоинствами. Первые страницы демонстрируют элементы букв. Каждое задание (даже такое, где надо прописать траекторию полета комара) озвучивается. Далее следует изучение слов (по одному слову на каждую букву алфавита). При этом аудио воспроизводит не название буквы, а звук, с которого это слово начинается. Например, [m] – mouse, [k] – cat. Следующие разделы также содержат прописи, задания со словами, стихи – песни с пропусками и местами для наклеек. Пара разворотов посвящена цветам и цифрам от одного до десяти. Во второй половине учебника предлагается изучение сочетаний букв (sh, ch, th, ph) и слов с ними. После нескольких страниц с рифмовками учебник знакомит с алфавитом, заглавными и строчными буквами. Курс довольно хорошо готовит к чтению, делая упор на звуки, сочетания букв, работа с рифмующимися словами в этом плане также продуктивна. Авторы учебника постарались облечь базовые компоненты изучения английского языка в красочную мозаику из стикеров, песен, игр и мультиков.

Несомненным плюсом учебника является аудио и видеоряд. На видеодиске проигрываются все песенки в виде мультфильмов, демонстрируется способ написания той или иной буквы. В конце учебника есть карточки со всеми словами, а также цветами, цифрами и даже грамота счастливому ученику, закончившему курс обучения.

250618_1К учебнику прилагается изумительная книга для учителя на английском языке со страницами из учебника, пошаговыми инструкциями и дополнительными заданиями на все случаи жизни.

Теперь перейдем к практике.

Мое первое впечатление от учебника – темы даются очень бегло. Если ваша задача – организовать первое знакомство со звуками, буквами, запомнить десяток слов и получить общее представление об английском языке, то можете просто идти этим курсом. Если вы планируете после прохождения этого учебника брать дополнительный курс Starter с подробным изучением букв и повторением предложенной лексики, то можете спокойно работать по книге для учителя. Если же вы хотите скрупулезно, как говорится, с чувством, толком и расстановкой добиться серьезных результатов (и продемонстрировать их родителям учеников, которые записали детей к вам на курсы), пользуясь только этим УМК, то количество часов можно смело умножить на два и быть готовым к детальной переработке материала.

Следовательно, учебник рассчитан на 24 часа, которых достаточно, чтобы занять ребенка летом, но катастрофически мало, чтобы получить качественный продукт. А желаемый результат предполагает  ни много ни мало знание алфавита, чтение элементарных слов, умение манипулировать числительными от одного до десяти, знание базовых цветов. На некоторых аспектах я бы хотела остановиться подробней.

Аспект 1 – алфавит. В случае с курсом “Letterfun” авторы учебника сделали уклон в сторону фонетики, знакомя учеников со звуками, сочетаниями букв, а алфавит проходят вскользь. Однако ребенок в 6 – 7 лет вполне способен осознать тот факт, что буква и звук в некоторых случаях могут различаться. На изучение самого алфавита, соответствие заглавной и строчной букв, особенностей написания заглавных букв отводится очень мало времени в конце учебника. То есть после финального исполнения песни про алфавит, он так и останется невыученным. В этом случае мы брали букву и звук параллельно и, следовательно, возвращались из начала в конец учебника и обратно. Песню об алфавите мы начали петь со второго занятия, чтобы свободно владеть им к окончанию курса. Исходя из новых тенденций обучения чтению, можно найти логическое объяснения построению учебника, однако в начальной школе уроки английского языка начнутся со стремительного изучения алфавита и страшного вопроса: «How do you spell it?», поэтому вполне закономерно желание разобраться в буквах и звуках заранее. Для этого необходима дополнительная работа с карточками из учебника, а также с карточками с буквами (их мы делали самостоятельно), полезными будут дополнительные задания: соедини большую и маленькую букву, вставь пропущенную букву, раскрась определенные буквы указанными цветами. Многие из этих упражнений есть в учебнике, но, к сожалению, в единичном экземпляре.

Аспект 2 – письмо. Книга для ученика представляет собой сразу учебник и рабочую тетрадь. На каждом развороте есть несколько строчек для письма, но этого бывает недостаточно, так как в начальной школе учеников ждет объемная работа в тетрадях в клетку. Поэтому, потренировавшись сначала писать буквы и слова в учебнике, можно постепенно перейти к тетради, отрабатывая при этом высоту букв, обращая внимание на «хвостики». Кроме того, в тетрадь можно вклеивать дополнительно распечатанные задания, осуществляя тем самым индивидуальный подход. Пользуясь примерами из учебника, можно начать с элементов букв, потом перейти к буквам и словам. Также тетрадь нужна, чтобы рисовать и раскрашивать по цветам,  выполнять творческие задания.

Аспект 3 – слова. Курс “Letterfun” предлагает довольно много слов для изучения, но связаны они, как правило, фонетически. Представлены задания на нахождение рифмы (например, goat – boat), требующие звукобуквенного  анализа (например, на сравнение слов elephant и fox со звуком [f]), но слова почти не разделены на смысловые группы. К ним можно отнести базовые цвета и цифры от одного до десяти. Однако и по этой тематике учебник предлагает очень мало упражнений. Задания на цвета встречаются лишь трижды, числа тоже отрабатываются недостаточно. Чтобы усилить смысловую нагрузку, во-первых, стоит обратиться к книге для учителя, которая предлагает различные игры со словами, а во-вторых, можно выделить группы слов для лучшего их запоминания. В учебнике, например, много названий животных (cat, dog, rabbit, snake, kangaroo, mouse). Задания типа «найди лишнее слово», «нарисуй картинку по словам» могут быть основой парной работы, ученики могут составить такие задания самостоятельно. Остальные этапы коммуникации на уроке приходится придумывать педагогу, так как обучение разговорным фразам (элементарные способы поздороваться и попрощаться) не содержатся в курсе “Letterfun”.

Аспект 4 – песни и стихи. Учебник содержит большое количество песен, каждая из которых есть на диске. Выделение знакомых слов в тексте на иностранном языке крайне важно для развития фонематического слуха, здесь же закладывается развитие языковой догадки. Песенки, представленные в учебнике, содержат в себе задания типа «вставь пропущенное слово» и «подбери наклейку». Но в ряде случаев недостаток этих заданий состоит в том, что ученики, легко разобравшись, какое слово пропущено, из песни больше ничего не в состоянии понять. Тогда выполнение задания сводится к просмотру мультфильма, не исчерпывая весь свой потенциал. А ведь у детей в этом возрасте потрясающая память, есть целые методики обучения английскому через песни и стихи, и, будь песенки в учебнике “Letterfun” чуть проще, их можно было бы использовать гораздо продуктивней. Тем не менее, если смысл песни понятен, строчки короткие, а слова повторяющиеся, ее вполне можно выучить. Среди них: «Higglety, Pigglety, my red hen», «Ring the bell». Как уже было сказано, учебник, к сожалению, не содержит коммуникативной лексики. Единственная песня «Hello, how are you?» состоит из разговорных выражений, на которые стоит обратить внимание. К некоторым стихотворениям (например, «Baa, baa, black sheep», «Jack and Jill») можно найти литературный перевод С. Маршака, что позволит расширить кругозор учащихся. Еще две композиции «Thumbs up» и «Pat – a – cake» можно использовать в качестве физкультминуток.

Обобщая все вышесказанное, можно дать следующие рекомендации:

  • Оставьте время на изучение алфавита и введения названий букв. Соотнести звук и букву ученикам совсем несложно. Создание карточек с буквами может стать творческим заданием, а в дальнейшем частью многочисленных игр с алфавитом.
  • Готовьте руку к письму, это точно пригодиться на уроках. Используйте прописи в учебнике с дальнейшей или одновременной работой в тетрадях.
  • Используйте игры на занятиях: бинго, лото, светофор, соединить картинку с буквой, кто быстрее разложит буквы в алфавитном порядке, произнеси слово по буквам, составь самое длинное слово из букв и так далее.
  • Разнообразьте работу с песнями: простые песни можно выучить, другие хороши для разминки, можно подобрать литературные переводы или проиллюстрировать.
  • Активно используйте потенциал учебника. Включайте аудио и видео файлы, они действительно очень качественно и интересно сделаны. Приучая детей к кропотливому труду (например, прописывая буквы в тетради), не забывайте отдыхать, играть, проводить разминки. Поощряйте детей с помощью наклеек. В учебнике есть не только стикеры для заданий, но и стимулирующие (Excellent! Super!). Берите идеи из книги для учителя. Творите!
  • Сотрудничайте с родителями. Объясняйте им новые методики, подсказывайте приемы. Многие ждут, что на второй неделе обучения ребенок бегло заговорит, а на четвертой начнет писать письма на английском. Некоторые родители требуют, чтобы дети переводили и учили каждое слово. Проводите открытые мероприятия, акцентируя внимание на том, что умение открыть учебник на нужной странице или найти клетки в тетради значительно важнее в этом возрасте, чем знать наизусть все песни.
  • Задавайте домашние задания. Пусть они будут простыми и необременительными. Настаивайте на обязательном прослушивании аудиофайлов. Если ученику нравится выполнять задания по английскому, и он целыми днями слушает песни из учебника – вы на правильном пути!

На мой взгляд, курс “Letterfun” издательства “Express Publishing” действительно предполагает веселое изучение алфавита. В УМК представлено все, что любят дети: яркий учебник с наклейками и интересными заданиями, мультфильмы и песни, карточки и грамоты. Но учитель, который хочет использовать учебник на курсах и ставит перед собой вполне конкретные обучающие задачи, должен осознавать, что программа потребует доработки и дополнительных ресурсов со стороны педагога.

Литература:

  1. Letterfun. Virginia Evans, Elizabeth Gray. Pupil’s Book. Express Publishing, 2001
  2. Letterfun. Virginia Evans, Elizabeth Gray. Teacher’s Book. Express Publishing, 2001

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.