«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

ЗОЖ через призму УМК Spotlight (изд. Просвещение)

Среда 4 июля 2018

Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни является одной из приоритетных задач современного образования. Вести работу по воспитанию здорового поколения должны не только учителя физкультуры, ведь тематика ЗОЖ активно внедряется в планирование по всем предметам. Каждый урок любого преподавателя обязательно содержит физ-минутки в середине урока, помогающие снять утомляемость, разнообразить деятельность учеников и поддержать внимательность и интерес к занятию, именно от здоровья и жизнерадостности подрастающего поколения зависит их мотивация к учебе, познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности.

 

 

настроение: позитивное

ключевые слова: Здоровый образ жизни, физ-минутки, внедрение тематики ЗОЖ в курс предмета, формирование положительного отношения к ЗОЖ на материале Spotlight

город: Коломенский район, с. Нижнее Хорошово

В.А.Сухомлинский: «Забота о здоровье –
это важнейший труд воспитателя».

Все мы хотим видеть наших детей и учеников счастливыми, улыбающимися, жизнерадостными, живущими в ладу с собой,  окружающими людьми и миром в целом. Одним словом, мы хотим, чтобы дети были здоровы.

Нам, как школьным учителям нужно осознавать, что именно от здоровья и жизнерадостности подрастающего поколения зависит их мотивация к учебе, познавательная деятельность, прочность знаний, вера в свои силы и возможности.

Более того, в Планируемых результатах НОО и ООО, официальных документах, которыми руководствуются педагоги в своей работе, одной из УУД является  «установка на здоровый образ жизни», которая позволяет «ученику получить возможность на формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках» (Планируемые результаты НОО, стр 15).

Таким образом, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни является одной из приоритетных задач современного образования. Ежегодно каждая школа уделяет внимание проведению туристических слетов, дней здоровья и спортивных сборов. Однако вести работу по воспитанию здорового поколения должны не только учителя физкультуры. Каждый урок любого преподавателя обязательно содержит физ минутки в середине занятия, в начальной школе подобные паузы могут проводиться чаще, так как малыши быстрее утомляются и теряют интерес, если долгое время находятся за партой.

Говоря именно об уроке английского языка, необходимо помнить, что, по данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» английский язык в начальной школе занимает 7 ранг трудности из 8 возможны).

Шкала трудности предметов в 1-4 классах.

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
Математика 8
Русский (национальный, иностранный язык) 7
Природоведение, информатика 6
Русская (национальная) литература 5
История (4 классов) 4
Рисование и музыка 3
Труд 2
Физическая культура 1

В среднем звене позиция английского языка немного меняется, что связано с добавлением новых предметов в учебный план.

Выдержка из шкалы трудности предметов для 5-9 классов (http://pbprog.ru/documents/documents_element.php?ELEMENT_ID=745&PAGEN_1=12)

Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности)
5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Химия 13 10 12
Геометрия 12 10 8
Физика 8 9 13
Алгебра 10 9 7
Биология 10 8 7 7 7
Математика 10 13
Иностранный язык 9 11 10 8 9
Русский язык 8 12 11 7 6
Краеведение 7 9 5 5

Итак, мы видим, что наш предмет является одним из самых сложных именно в начальной школе. Поэтому нам особенно важно делать уроки такими, чтобы дети не потеряли свой естественный интерес к познанию нового, чтобы мотивация к изучению только росла, а уроков английского они ждали с нетерпением. Иными словами, именно забота о здоровье учащихся положительно сказывается на их результатах в области языка.

Работая учителем английского языка, я стараюсь каждую физ-минутку проводить с пользой для дела. Мы не просто делаем различные упражнения, но закрепляем в игровой и подвижной форме тот лексико-грамматический материал, который необходим на данном этапе обучения. Более того, считаю, что мне повезло работать по УМК Spotlight, так как данное пособие насыщено всевозможными песенками, под которые мы учим движения, играми и другими идеями, помогающими детям подвигаться и проявить себя.

Давайте для примера разберем УМК Spotlight 2. Во втором классе дети физически нуждаются в движении, им нужна постоянная смена видов деятельности, после письменного упражнения важно провести зарядку. Рассматриваемый УМК полностью обеспечивает учителя средствами реализации данного требования. Почти каждый урок содержит в себе новую песенку, под которую учитель и дети учат движения, а затем под веселую и приятную музыку поют и танцуют. Это позволяет реализовать сразу несколько важных задач:

  1. Отработка и закрепление необходимого лексико-грамматического материала, необходимого для освоения курса.
  2. Развитие навыков аудирования.
  3. Активизация функции голосового и дыхательного аппаратов.
  4. Развитие музыкального слуха и памяти.
  5. Снижение утомляемости за счет эмоционального настроя.
  6. Разминка детей, повышающая мотивацию к изучению предмета и формирование ЗОЖ.

В данном УМК я нашла 27 подобных песен (стр 21,25,29,33,34,37,47,49, 51, 52, 55, 65, 67, 69, 70, 73, 83, 85, 87, 88, 91, 101, 105, 106, 109, 116, 118). Учитывая, что в среднем за учебный год у нас 68 уроков, это, на мой взгляд, впечатляющее количество. Ведь, выучивая песни, учащиеся запоминают лексические единицы и структуры, которые потом невольно вспоминаются и в речи, и при проведении контрольных работ.

Healthy lifestyles vector concept. Proper nutrition and sports equipment on white background

6-летний опыт работы по Spotlight показывает, что детям действительно нравятся и музыка, и движения, и сами песенки. Главное, чтобы учитель тоже включался в эту веселую деятельность, показывал личным примером, что движение и разминка необходимы всем!

Часто практикую «смену ролей» во время таких песенных пауз – прошу кого-то из детей провести разминку вместо меня, а сама встаю в конце класса и выполняю действия вместе с остальными детьми. Данное упражнение помогает дополнительно снять эмоциональное напряжение, раскрывает таланты каждого ребенка, выявляет лидера в группе.

Нельзя забывать и про различные подвижные игры с карточками из раздаточного материала (буклет Picture Flashcards и раздел Picture Cards из Книги для учителя), которые есть на сайте издательства — http://www.school-russia.prosv.ru/umk/spotlight/info.aspx?ob_no=34714 в свободном для скачивания доступе. При наличии таких карточек виды деятельности на уроке становятся в несколько раз многообразнее, а как работать с ними подробно описано авторами УМК Spotlight в их вебинарах с семинарах, ознакомиться с которыми также можно по ссылке, данной ранее.

Таким образом, наполнение УМК Spotlight помогает учителю сделать урок психологически комфортным для каждого ученика, поддержать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в себе и в своих силах, при этом не заставляя искать новый, дополнительный материал.

Однако, формирование положительного отношения учеников к здоровому образу жизни не может осуществляться только путем проведения физ минуток на уроках. Мы должны беседовать с детьми на данную тему, объяснять важность и необходимость занятий спортом. При достижении этой задачи английский язык также имеет большое преимущество, в сравнении с другими предметами. Ведь мы можем познакомить детей с лексическими единицами по теме, знаменитыми спортсменами, обсудить отношение каждого ребенка к тому или иному виду спорта.

Достигнуть эту цель мне снова помогает УМК Spotlight. В данном курсе уделяется очень большое внимание теме спорта и здорового образа жизни и правильного питания. Давайте более подробно остановимся на следующей таблице:

Класс Модуль Урок Тема Предмет обсуждения Предполагаемый результат
2 2 5ab,

6ab

Еда Вредная и полезная еда Понимание значения полезных продуктов и здорового питания
3 7ab,

8ab

Животные Подвижные игры, физические упражнения Осознание значимости физической культуры
3 3 5ab,

6ab

Всё, что мне нравится Любимая еда и любимые занятия Убеждение в пользе подвижных игр и употреблении здоровой пищи
7 13ab, 14ab Выходной Хобби Понимание необходимости физической культуры для жизни
8 15ab, 16ab День за днем Распорядок дня Знакомство с правильным распорядком труда и отдыха
4 3 5ab,

6ab

Вкусные угощения Вредная и полезная для здоровья еда Понимание важности овощей, фруктов
8 15ab, 16ab «Места для посещения» Активный отдых летом Осознание необходимости активного отдыха для здоровья
5 6 С утра до вечера Распорядок дня Умение планировать свое время, чередовать труд и отдых, составлять распорядок дня
7 7 b Одевайся правильно Одежда и погода Понимание важности тепло одеваться зимой
8 8b Праздники Здоровое питание за праздничным столом Стремление к приготовлению и употреблению полезных праздничных блюд
10 10bc Каникулы Летние виды спорта, проблемы  здоровья Профилактика летних заболеваний: солнечных ожогов, кишечных расстройств
6 3 3a Безопасность дорожного движения Правила поведения на дороге Осознание необходимости знания и соблюдения ПДД
4 4a Будни и выходные Распорядок дня Умение планировать свое время, чередовать труд и отдых
6 6 ac Досуг Хобби, активные отдых, подвижные игры Стремление заниматься спортом, осознание важности активного отдыха для здоровья
9 9 abc Еда Полезная и вредная еда и напитки Стремление питаться правильно
10 10 bc Каникулы Одежда, погода, планы на каникулы Осознание важности физической активности и правильного выбора одежды
7 1 1 ac Образ жизни Жизнь в городе и деревне Понимание важности свежего воздуха, отсутствия шума и стресса для здоровья
8 8 ab

cd

Проблемы экологии Загрязнение окружающей среды, способы помощи в ее защите Осознание необходимости охраны окружающей среды с целью улучшения собственного здоровья
9 9 ab Время покупок Еда и напитки Выбор в магазине здоровой пищи
10 10 ab

cd

В здоровом теле – здоровый дух Медицина, несчастные случаи Необходимость ведения здорового образа жизни, знание основных правил первой медицинской помощи
8 2 2 a Еда Здоровое питание Воспитание стремления правильно питаться
8 8 abd Свободное время Активный отдых, подвижные игры Важность физической нагрузки для организма
9 7 7 ad В безопасности Страхи, еда, здоровье Необходимость всегда оставаться спокойным, правильно питаться и вести здоровый образ жизни
10 1 1ab Прочные узы Свободное время подростка Предпочтение активного времяпрепровождения
2 2b Свободное время Хобби Мотивация активного образа жизни
2 2g Чистый воздух Загрязнение воздуха Профилактика гигиены воздуха в помещениях
4 4 ab

cd

efg

Земля в  опасности Экология Воспитание активной позиции по сохранению Земли и здоровья людей
6 6ab Еда и здоровье Привычки питания Понимание влияния питания на здоровье
7 7a Развлечения Зависимость от современных устройств Разумное пользование мобильными телефонами, компьютерами, телевизором и т.п.
8 8abe Техника За и против современных устройств Осознание баланса пользы и вреда от современных технических устройств для здоровья человека
11 2 2a Было бы желание Стресс, стрессоустойчивость Необходимость держать себя в руках, беречь нервную систему
4 4ab Опасность! Здоровье и болезни Необходимость ведения здорового образа жизни

В старших классах, при изучении данных тем ученики работают с текстами, обсуждают их в диалогах, группах, проводят конференции, готовят проекты, рефераты, доклады, презентации, видео ролики, находя и перерабатывая информацию по интересующим вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей, развитию коммуникативных навыков, толерантности, учит работать в группе.

Подводя итог, хочется отметить, что УМК Spotlight действительно разработан с учетом всех нужд современной школы, отвечает требованиям Стандарта, соблюдает базовые дидактические принципы доступности изложения предлагаемого материала, систематичности и последовательности подачи нового материала. УМК обеспечивает учителя всеми необходимыми средствами достижения планируемых результатов, дает подробную инструкцию по работе с каждым из них. Более того, Spotlight составлен с учетом всех возрастных и психологических особенностей восприятия, памяти, мышления учеников, помогает формировать положительное отношение к здоровому образу жизни и мотивирует детей к изучению английского языка.

Комментарии закрыты.