«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Развитие творческого мышления через ТРИЗ-технологию/Developing creative thinking through TRIZ- technology

Пятница 3 Август 2018

Пользоваться различными педагогическими методиками
без учета индивидуальных особенностей учащихся-
значит, уподобиться врачу,
который различает лекарство по цвету и форме,
не зная о силе и характере их воздействия на больных.
Ш.А. Амонашвили.
1111802196

 

ключевые слова:  Метод обучения, психологические особенности, ТРИЗ-технология, открытые задачи, teaching method, psychological characteristics, TRIZ — technology, opening tasks

настроение: оптимистическое

«Хороший учитель-это хороший психолог», — утверждает В.В. Давыдов. Хочется добавить: и врач, и актер, и режиссер, и архитектор. Мы — архитекторы здания, в котором учатся наши дети. Каждому из нас очень важно знать, что всякое педагогическое воздействие может быть полезно для одного, неполезно для другого и вредно для третьего. Как на обучение влияют личностные, психологические и возрастные особенности? Какие методы мы должны использовать в своей работе? Как на своих уроках развивать интерес и поддерживать его неугасаемым на протяжении многих лет? Известно, что слово «надо» уже не работает: зачем изучать грамматику, если есть ответы к упражнениям. «Экранная зависимость» изменяет у детей восприятие, внимание, память и волю. Последние исследования показывают: в среднем во время каникул ребенок проводит около 8 часов перед разными устройствами. Учителю приходится искать архиаргументы и совершать трюки, чтобы удерживать внимание учеников.
Практика показывает, что неправильное применение методики преподавания английского языка и незнание психологических, возрастных особенностей приводит к потере у детей желания учиться. Для меня очень важно, чтобы ученики получали удовольствие от изучения иностранного языка, радовались достигнутым результатам, занимались обучением непрерывно. Научить английскому языку можно любого человека, но предел возможностей будет у всех разным. К тому же время, которое мы затратим вместе с ним, тоже будет отличаться. На начальном этапе обучения иностранному языку я использую схему учета индивидуальных особенностей. Она помогает мне правильно выстраивать процесс обучения.

1.Свойства нервной системы.
2.Пол ребенка.
3.Задатки.
4.Левша/правша (у них бывают трудности в усвоении материла).
5.Возраст.
6.Биопсихические свойства (с ними ребенок приходит в мир).
7. Психические процессы (восприятие, память, мышление, речь).
8. Опыт: знания, умения, навыки, привычки, стереотипы.
9. Направленность: мотивы, интересы, ценности.
М.М. Безруких утверждает, что 50% детей приходят в школу с ослабленным типом нервной системы. Это влияет на обучение: ребенок быстро утомляется, снижается работоспособность, скорость разговорной речи. К сожалению, изменить нервную систему нельзя, но повлиять на нее можно: правильный режим, спорт, смена видов деятельности и т.д. Благородная задача педагога заключается в умении помочь ребенку в развитии важных психических процессов.
Сегодня понятие « метод обучения» заменяется термином «подход к обучению»: метод всегда связан с определёнными научными знаниями, которые устаревают, а подход отличается большей подвижностью в плане обоснований. Так, например, коммуникативный подход может быть использован при разных методах. Метод обучения в педагогике — это действия педагога и учащегося, посредством которых передается, перерабатывается, затем воспроизводится содержание образования. Хороший учитель стремится не просто передать определенный объем информации, обучает не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, необходимым и достаточным навыкам самостоятельной учебной работе.
«Активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности….
Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество. Как совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем» (А.Н.Кондаков).
Эта цитата взята из материалов ФГОС, на мой взгляд, отражает сущность целеполагания новой парадигмы образования. Чтобы реализовать эту цель, учителю необходимо найти адекватные средства и подходы.
Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая широко применяется на уроках математики и географии, но также может использоваться и при обучении английского языка. Автором теории решения изобретательских задач ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер.
Основные цели, которые ставит перед собой ТРИЗ-педагогика:
научить видеть вокруг себя, формулировать и разрешать противоречия — потому что по-настоящему творческие задачи возникают тогда, когда в условии есть противоречие;
развить системное мышление — потому что решение творческих задач подразумевает понимание не только самой системы, но и ее окружения, ее частей;
обучить методам креативного мышления, методам нахождения нового результата;
научить детей решать открытые задачи (задачи, которые имеют несколько решений).
Например открытое задание: Imagine a picture, describing the presence of a cat but we can’t see it. (Представить себе, как будет выглядеть картина, изображающая присутствие кошки, а самой кошки на картине нет (дать словесное описание изображения).
Варианты ответов:
1. A frightened mouse is running in a hole. (Испуганная мышка стремительно убегает в норку).
2. The dog is under the tree. It is barking and looking at the top of the tree. (Собака под деревом исступлённо лает в сторону кроны дерева).
3. A broken jar of cream is on the floor and you can see the cat’s footsteps nearby. (На полу лежит опрокинутая банка с вытекшей из неё сметаной, а рядом кошачьи следы).
4. The smiling girl is giving food Wiscas for her favourite cat. (Улыбающаяся девочка насыпает в кошачью мисочку корм «Вискас»).
Чтобы можно было начать работу по внедрению ТРИЗ в образовательное пространство школы, необходимо следующее:
1)внимательно изучить литературу по данному вопросу;
2)разработать программу, на основе которой реализуется ТРИЗ;
3)продумать формы работы с детьми и организацию данной работы;
4)создать обширный банк задач, предлагаемых для решения;
5)найти место в структуре образовательного процесса.
Наш опыт показывает, что логично эту технологию можно использовать в учебном процессе, а также встроить в систему дополнительного образования и внеурочную деятельность.
Правила организации ТРИЗ на практике: равенство ученика и учителя на уроке; уважение педагога к личности ребенка; право на ошибку, которое имеет каждый человек; учитель и ученик рука об руку идут по дороге знания и творчеств; пример учителя – главный воспитатель для ребенка.
В своей работе я использую следующие типовые упражнения для развития творческого мышления.
1.«Найди отличия в рисунках».
2.Назови все цифры, которые использованы в рисунке.
1111111111
3. «Перечисли как можно больше предметов, обладающих заданным свойством».
— White (snow, sugar, dress, bear…)
— Yellow (duck, sun, sunflower, pear, banana…)
4.Перечисли как можно больше предметов, одновременно обладающих несколькими заданными свойствами.
— White and cold (snow, ice-cream …)
— Hot and round (bread, pancake…)
5. «Хорошо, но … плохо!» (в любом предмете, явлении и т.д. найти положительные и отрицательные стороны).
— Явление: Идет дождь. It is raining.
— It’s good because the rain will water the plants. (Польёт растения).
— The crop will be better. (Будет лучше урожай).
— It’s bad because your Mum will not let you go out. (Мама не пустит гулять).
— There will be mud. (Будет грязь).
При организации целенаправленного обучения с элементами ТРИЗ можно сформировать свой индивидуальный стиль деятельности, так как одна и та же задача может выполняться различными способами, путями, средствами. Хочется согласиться с мнением В.Г. Белинского: «Даже самое старое (известное) может выглядеть и быть новым, если вы человек со своим мышлением, подходом. Ваш способ выражения самому старому должен придать характер новости».

Оставить комментарий

Комментарий

..