«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Понедельник 27 Август 2018

270818

Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся.

город:  Уфа

 «Профессионально-компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании учащихся»[1,  стр.11]

В условиях модернизации образования учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса:

-коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»);

— исследовательская и  инновационная  компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций);

-компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество — статьи, выступления, участие в конкурсах);

-акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста)  и  т.д.

Как отмечает Е.Н Жукатинская, «…профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры» [2,стр.165].

Процессы, происходящие в современном образовательном пространстве, требуют специально организованной деятельности методической службы, которая организует процесс повышения профессиональной компетентности педагогических кадров. В данной статье и в сборнике сделана попытка обобщить лишь небольшую часть накопленного опыта по повышению профессиональной компетентности учителей иностранных языков города Уфы.

На сегодняшний день в школах города преподаются шесть языков: английский, немецкий, французский, китайский, испанский и турецкий. Работа по созданию условий для повышения профессиональной компетентности педагогов, в частности иностранных языков, которая ведется в МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ, позволяет каждому учителю:

-постоянно знакомиться с современными исследованиями  в области преподавания языков;

-изучать прогрессивный опыт коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;

-знакомиться с новыми программами, технологиями, концепциями обучения и воспитания.

Систему научно — методического сопровождения процесса преподавания иностранных языков в городе составляют несколько направлений:

  1. Информационно-методическая работа: издание сборников методических статей, освещение деятельности учителей в СМИ, сбор и анализ статистических данных, анализ соответствия используемых образовательных средств, предъявляемым ФГОС, современному образованию.
  2. Распространение педагогического опыта: участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства, мастер — классы, публикации авторских материалов педагогов в сети Интернет и печатных изданиях, разработка методических рекомендаций по реализации содержания учебных программ.
  3. Повышение профессионального мастерства учителей иностранных языков: организация и проведение курсов повышения квалификации, семинаров, единые методические дни, экспертиза результатов педагогической деятельности, участие в экспертной деятельности. Участие в научно-практических конференциях, конкурсах и учебных семинарах, изучение профессиональной литературы, посещение образовательных Интернет-сайтов, разработка собственных учебно-методических материалов, являются дополнительными условиями для профессионального совершенствования учителей иностранных языков.
  4. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей иностранных языков реализуется обеспечением связи Школа-ВУЗ. Важную роль в вопросах совершенствования профессиональной компетентности учителей в нашем городе играют преподаватели иностранных языков Башкирского государственного университета и Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, поскольку педагоги нуждаются в постоянной методической и консультационной поддержке. Не только учебно-тренировочные сборы, консультации при подготовке к научно-практическим конференциям с ведущими учеными и методистами нашей страны, но и семинары, вебинары, несомненно, положительно влияют на профессиональный рост учителей. Общение происходит не только с учеными, но и с педагогами других регионов Российской Федерации.
  5. Работа с молодыми специалистами: открытые уроки, наставничество, семинары для молодых специалистов позволяют в достаточно краткие сроки адаптироваться в новых условиях, активизировать их саморазвитие.

Неоспоримую помощь в повышении компетентности учителей иностранных языков оказывает сотрудничество МБОУ ДО «НИМЦ» ГО г. Уфа РБ с Центром лингвистического образования издательства «Просвещение». Результат сотрудничества — освоенные и внедрённые в учебный процесс новые передовые технологии, мотивированность учителей иностранных языков на повышение своей квалификации, высокий уровень знаний иностранных языков у учащихся, уверенный карьерный рост и плодотворная работа в будущем.

В 2016 году Уфа  вошла в список Глобальной сети обучающихся городов мира. Это международное объединение, которое содействует установлению связей и партнерских отношений между городами для обмена опытом в различных областях. В нынешнем учебном году одно из перспективных направлений — продолжение работы по установлению сотрудничества в сфере образования с городами — побратимами, некоторые из которых также вошли в Глобальную сеть обучающихся городов ЮНЕСКО. Особое внимание будет уделено программам по обмену преподавателями и студентами.

Большую роль в представлении города в данной сети играет деятельность учителей иностранных языков, работающих в школах — участницах проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО», количество которых в городе Уфа достигло 34. В течение учебного года ими реализовано более 60 проектов городского, республиканского и международного уровня, что также имеет большое значение в деле повышения компетентности педагогов в различных областях.

В данном сборнике представлен опыт учителей иностранных языков города Уфы Республики Башкортостан. Среди авторов статей — молодые учителя, учителя с большим опытом, преподаватели ВУЗов столицы. Одни из них представили опыт урочной работы, опыт  качественной подготовки к итоговой аттестации, другие затронули вопросы организации работы методического объединения в школе. Затрагивается также регионоведческий компонент — опыт организации и проведения социального, образовательно-тематического проекта Welcome to Bashkortostan.

Профессиональная компетентность лежит в основе повышения квалификации педагогов и дополняется методической, социальной и личной компетентностью. Повышение квалификации педагогов — это постоянный процесс обновления профессиональных знаний, умений и навыков, который должен стать частью целостной и долгосрочной программы развития образовательной системы.   При условии правильной организации методического сопровождения труда педагога данная работа позволит достичь высоких результатов в обучении иностранным языкам.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Казанцев С.В. Формирование инновационной компетентности преподавателя высшего учебного заведения. // Педагогика, 2011, № 6. – с.11-12.
  2. Липатова Н.О. Модель профессиональной компетентности будущего преподавателя иностранного языка // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образования: Сб. науч. статей. – Самара: Изд-во «Универс-групп», 2005. – с.160-170

 

Оставить комментарий

Комментарий

..