«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-�����

Современные дети. Чему и как учить поколение Z?

Понедельник 17 сентября 2018

170918

Группа компаний «Просвещение» сегодня — это многопрофильная компания, вышедшая за рамки издательской деятельности и развивающаяся как образовательный интегратор, который предлагает региональным органам управления образованием, организациям школьного и дошкольного образования комплексный образовательный продукт. Он включает в себя не только учебники и учебные пособия, но и оборудование для образовательного процесса, методическую поддержку, программы повышения квалификации педагогов и многое другое.

 

ключевые слова:  Современные дети, современные учебники, рабочие тетради, дополнительные компоненты, изучение иностранного языка, общение с родителями, социально значимые проекты, региональный компонент

настроение: рабочее

город:  Москва

  1. Современные дети – поколение «визуалов». Поколение Z. В чем специфика современных детей? Как их учить? Как изменились современные учебники по английскому языку издательства «Просвещение»?

Мы прекрасно понимаем, что современные дети, которые подрастают и совсем скоро пойдут  в школу, действительно отличаются от тех, кто, например, пошел в школу десять лет назад. Это происходит потому, что цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь. Современные дети достаточно быстро осваивают  гаджеты. И сейчас уже никого не удивить тем, что ребенок в три года знает, как найти игру на компьютере или включить мультфильм. Ребенок шести-семи лет уже не может обедать без  просмотра мультфильма на планшете. Возникает вопрос: с какими последствиями могут столкнуться его родители в будущем? Сейчас они не осознают того, что развитие ребенка, в том числе и духовное, напрямую зависит от живого общения.

Ситуация складывается таким образом,  что с современными детьми  разговаривают меньше, им не читают сказок в том объеме, в котором, например, читали сказки и стихи их родителям, меньше гуляют ввиду загруженности родителей. Этот факт в своих работах подтверждает и специалист в области нейролингвистики Татьяна Владимировна Черниговская. Она отмечает, что «объем памяти у вашего внука трех–пяти лет гораздо меньше, чем у их бабушек».

170918_1

Большое стремление убрать из школы письмо, уроки труда, прекрасно развивающие мелкую моторику ученика,  и одновременно увеличение использования гаджетов могут привести к тому, что дети станут развиваться медленнее. Последние исследования ученых показывают, что большинство детей поколения Z – это интроверты. Для них основная сложность заключается в том, что в начальной школе они не могут удерживать внимание даже в течение небольшого промежутка времени, не обладают необходимой для данного возраста усидчивостью и с трудом воспринимают текстовую информацию.

Также, к большому сожалению, можно столкнуться и с тем, что учащиеся не имеют навыка функциональной грамотности, соответствующего своему возрасту.  В дальнейшем нехватка этого навыка в старших классах, вызванная непониманием задания и текста, приводит к проблемам в учебе, может отразиться и на профессиональной деятельности.

Однако у поколения Z есть и положительные качества.  Современные дети хорошо разбираются в гаджетах, способны быстро находить информацию.  Получая образование в современной школе и обрабатывая большие объемы информации, дети вынуждены быстро прочитывать текст, выделяя основную мысль.  Поэтому в конечном счёте при переходе в основную школу они читают гораздо быстрее.

И еще одной не очень приятной тенденцией, о которой хотелось бы сказать, является то, что для современных учащихся, их собственная личность выходит на первое место. Ни мнение учителей,  не мнение родителей их не интересует. Зачастую, для решения своих проблем дети предпочитают найти ответ в Интернете, а не обращаться  к родителям.

Таким образом, заключим, дети изменились, эти перемены заметны невооруженным взглядом и учить их необходимо по-новому.

Сейчас в школе происходит столкновение двух подходов. С одной стороны, обучение проходит с опорой в большей степени на текстовую информацию, чем на визуальную. Те дети, которые являются «визуалами»,  лучше воспринимают информацию через картинку или фильм, не могут учиться в том темпе, которого от них ожидают взрослые. И в этом случае, нужно понимать, принимать и перестраивать технологии обучения для того, чтобы идти в ногу со временем.

С другой стороны, если ребенок способен быстро прочитать текст и выделить основную информацию, значит, нужно идти по пути обучения чтению с пониманием имплицитно выраженной информации.

Это относится к обучению как иностранному языку, так и русскому, ведь вчитывание в текст может стать проблемой для нынешнего поколения.

170918_2

  1. Вы говорили, что современные дети меньше, чем мы, запоминают, хуже концентрируются на одном вопросе (среднее время концентрации внимания у учеников сейчас снизилось с 15 до 7 минут) и быстро устают. Что предусмотрено в современных учебниках издательства «Просвещение»? Какие здоровьесберегающие технологии положены в их основу?

Во-первых, в наших учебниках предусмотрено введение информации не только через текст, но и через видео, картинки или игру. Во-вторых, предлагается частая смена видов деятельности, поскольку современные дети, как уже было сказано, не могут долго концентрироваться на одном упражнении. Особо хочется отметить задания на разные виды чтения. Они отмечены определенными  символами.

Много заданий на развитие лексики, потому что ситуация такова, что у современных детей небольшой словарный запас и возникают трудности с  запоминанием новых слов. Поэтому сейчас очень часто надо вместе с детьми разбирать лексику и объяснять ее значение.

170918_3

  1. Современные дети проводят много времени в виртуальном мире. Если родителям удалось оторвать ребенка от гаджетов, то как вы посоветуете провести это время совместно? Как его провести с пользой (в частности, для изучения английского языка)?

Прежде всего, ребенка необходимо занять каким-нибудь интересным видом деятельности. Сейчас стало популярным заниматься совместным творчеством, делать поделки всей семьей, выезжать в так называемый семейный лагерь. Особенно это характерно для больших городов, потому что большинство родителей хотят понять своего ребенка, лучше узнать его характер. Например, недавно Академией «Просвещение» были организованы совместные курсы для родителей и детей, когда они вместе,  либо занимались гончарным делом, либо вместе рисовали. Это так важно, когда родители и дети наконец-то вместе начинают что-то делать,  видят друг друга и слышат.

Что же касается иностранного языка, то он дает очень большие возможности для совместной деятельности. Можно начать с просмотра мультфильмов на английском: ребенок будет слушать и запоминать слова, непроизвольно запоминать интонацию. С ребенком постарше можно вместе посмотреть фильм с субтитрами. Сейчас есть большое количество фильмов, есть интересные сериалы, мультфильмы, как простые, так и более сложные. Такой досуг будет интересен и полезен.  Родители вспомнят иностранный язык, и дети выучат новые слова и выражения.

170918_4

  1. Все мы знаем, что рабочая тетрадь является учебным пособием, помогающим учащемуся в самостоятельной работе над освоением учебного материала. Это логическое продолжение учебника. Как, на Ваш взгляд, рабочие тетради влияют на качество обучения? Какие особенности современных рабочих тетрадей к учебникам английского языка способствуют этому?

Очень интересный круглый стол по этой теме был организован в агентстве новостей «Россия сегодня», в ходе которого была приведена интересная статистика. На вопрос о том, считают ли родители учащихся от 6 до 13 лет необходимым покупать рабочие тетради,  67%  родителей ответили, что понимают необходимость и важность приобретения рабочих тетрадей. Особенно  хорошо это понимают родители учащихся младших классов, потому что без прописей и рабочих тетрадей, по их мнению, обучение детей невозможно. На вопрос, по каким предметам рабочие тетради приобретаются родителями за свой счет, родители указали математику, русский, окружающий мир и иностранный язык.

Естественно, рабочие тетради по иностранным языкам стоят в одном ряду с русским и математикой, потому что в настоящее время иностранный язык без опоры на рабочую тетрадь  выучить невозможно. Нельзя забывать, что благодаря рабочей тетради ребенок имеет возможность на практике отработать навыки и умения, полученные на уроках иностранного языка.

Еще одной темой, затронутой в ходе дискуссии, стало использование старых рабочих тетрадей, которые предлагают ребенку переписать задание, прочитать текст и ответить на вопросы. Возникает вопрос: должны ли рабочие тетради меняться так же, как и современные учебники? Если мы вспомним, что экзамен по иностранному языку, который вскоре будет обязательным, является письменным и на экзамене учащиеся выполняют  задания на бланках, то есть они должны уметь вписывать, выбирать правильный ответ и т. д., то все согласятся, что учащихся нужно к этому готовить. Современные рабочие тетради отлично справляются с этой

задачей.

Современные рабочие тетради по иностранным языкам позволяют не только выполнить задания, ориентированные на ребенка: вставить буквы в слова, слова – в текст, разгадать кроссворды или чайнворды, но и имеют разделы для самооценки учащегося.

Поэтому верю в то, что использование учебника с поддержкой рабочей тетради будет самым эффективным методом обучения.

170918_5

  1. Наступил новый учебный год, и встал один из актуальных вопросов: «Как помочь ребенку выполнять домашние задания?» Что есть в современных комплектах по английскому языку в помощь ученику и родителям?

Учебно-методические комплекты по иностранным языкам всегда славились большим количеством компонентов.  Мы всегда напоминаем как учителям, так и родителям, что дополнительные компоненты к учебнику не предполагают их обязательного приобретения. На решение об их приобретении влияют разные факторы: местоположение школы, образовательная программа, а также сами учащиеся. Поэтому универсального совета нет – это всегда совместное решение учителя с родителями.

На мой взгляд, естественно, нужно приобретать контрольные работы, поскольку попытки копировать не являются выходом из ситуации. К тому же задания  контрольных работ  дают возможность родителям проверить, как ребенок усвоил ту или иную тему, и лучше подготовиться к проведению контрольной работы в классе.

Следующим по популярности компонентом среди родителей и детей являются наши языковые портфолио, которые предназначены для творчества и развития ребенка. Это  отличный шанс показать, как учащийся начал год и с каким результатом он его закончил. Портфолио – это тот самый компонент, который издательство может предложить  в свободном доступе, для того чтобы родители, учителя, дети могли  использовать его для дополнительной работы в классе и дома.

 170918_6 

  1. Какие вопросы волнуют современных родителей в связи с изучением английского языка? Что надо уметь им объяснить в начале учебного года?

Проработав учителем, а также руководителем методического объединения учителей иностранных языков в школе, занимаясь подготовкой студентов по методике обучения иностранным языкам в Московском городском педагогическом университете, я всегда призывала к общению с родителями, для того чтобы привлечь их на свою сторону. Необходимо приходить на родительские собрания, особенно в сентябре, знакомиться, рассказывать родителям о том, что будет в текущем учебном году, чем он важен, зачем нужны те же самые контрольные работы, рабочие тетради, чтобы родители понимали и осознанно подходили к выбору дополнительных компонентов УМК.

В начальной школе у родителей зачастую возникает вопрос о необходимости учить иностранный язык со второго класса и об отсутствии привычных для них текстов в учебнике. Зачастую они не понимают наличия большого количества иллюстративного материала в учебнике. И родителям необходимо объяснять, что ребенку свойственно непроизвольное запоминание. Современное обучение ребенка английскому языку в начальной школе очень отличается от обучения английскому языку его родителей. Ведь раньше обучение языку начиналось с 5 класса, это был другой возраст, и все происходило по-другому. Надо объяснять, как учить читать, проверять домашние задания, готовить ребенка к диктанту, рассказывать о подготовке проекта учащимся. Многие родители не понимают важности самостоятельного выполнения учащимися проекта.

Таким образом, все, что связано с иностранными языками, родителям надо объяснять.

  1. Вы говорили, что социально ориентированный подход — часть исторического наследия издательства «Просвещение». Издательство всегда брало на себя ответственность и решало самые сложные проблемы. Какие социально значимые проекты по английскому языку реализует издательство?

Очень рады, что есть возможность принимать участие в создании учебных пособий или учебников под заказы конкретных регионов. Рады осознавать, что помогаем ученикам знакомиться с историческим прошлым того региона, где они родились и живут. Тем самым помогаем регионам решать вопросы самоопределения учащихся. Ведь только зная историю той земли, где родился, того края, где живешь, можно сопоставить ее с историей, зарубежных стран и понять, насколько огромна и интересна наша земля.

Что касается английского языка, сейчас очень многие регионы начинают активно изучать английский язык. Несомненно, что без знания языка международного общения у наших детей нет будущего. Потому что, как в свое время сказал Д. А. Медведев, достаточно перестать учить детей языку, и не придется опускать никакой железный занавес. Потому что иностранный язык – это  язык культуры, техники, общения. Поэтому ученые должны печататься в журналах, инженеры должны уметь читать литературу и соответственно  уметь рассказывать о своей земле, о специфике своей страны.

Начиная работу над новым проектом,  прикасаешься к  новым фактам и становится понятно, как это интересно не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения иностранного языка, новых слов, реалий.

Кроме того, многие регионы сейчас обращаются к нам с предложениями сделать такого рода пособие, потому что в них начинает развиваться туризм, особенно в тех регионах, которые ранее были не особо привлекательными для туристов. Поэтому знание английского языка в этой ситуации позволяет говорить правильно и красиво о своей местности. Стоит добавить, что социальные проекты по иностранному языку позволяют развивать учащихся с точки зрения их профессиональной подготовки. У нас есть достаточно большое количество пособий для представителей различных профессий. Этим мы тоже вносим определенный вклад в то, что наши дети становятся конкурентоспособными.

  1. Вы говорили, что во многих российских семьях нарушены связи между поколениями. Не происходит передачи социального опыта, семейных ценностей и знаний от родителей детям. В «Просвещении» планируется открытие онлайн-университета для родителей, целью которого станет возрождение социальной целостности семей. Какие вопросы издательство собирается осветить?  Какие проблемы, связанные с иностранными языками, на Ваш взгляд, будет полезно обсудить с родителями?

В сентябре мы открываем родительский университет. Сначала хотели сделать этот проект в форме текстов, ответов на вопросы. Затем совместными усилиями мы поняли, что современные родители тоже в большей степени «визуалы». Так появилась новая форма родительского университета с возможностью показывать родителям небольшие видеорепортажи,  зарисовки, привлекать экспертов,  блогеров для обсуждения той или иной темы.

Темы совершенно разные и многогранные:

  • «Как не растеряться и помочь ребенку адаптироваться к школе: мы научим, как не мучить детей и наконец понять, что учеба – это сплошное удовольствие»;
  • «Дети и психология. Психологические особенности поколения Z. Как отвечать на детские вопросы»;
  • «Компьютер – второй учитель моего ребенка? Как нам не бояться цифрового мира и правильно развивать цифровые навыки у детей? Ребенок и гаджеты. Как не навредить? Дети в социальных сетях: как обеспечить безопасность?»
  • «Стоит ли переживать из-за низких оценок? Как мотивировать ребенка к хорошей успеваемости? Помощь при выполнении домашней работы: нужна ли она со стороны родителей?»
  • «Экзамены. Что делать маме / папе, чтобы помочь своему ребенку снять стресс перед экзаменом?»
  • «Когда можно начинать учить иностранный язык? Какие пособия подобрать для занятий с дошкольником по иностранному языку? Какой язык выбрать для изучения (как первый, так и второй)? Зачем моему ребенку два иностранных языка? «Страшилки» пугливых родителей».

Это далеко не полный список тем. Он дополнится  многими другими  интересными вопросами для обсуждения.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.