«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Языковой портфолио как интерактивный прием на уроках иностранного языка/ Language portfolio as an interactive technique in the classroom foreign language

Среда 21 Ноябрь 2018

211118
В этой статье рассматривается создание учителем иностранного языка своего языкового портфолио по УМК «Английский в фокусе» для учащихся начальной и средней школы.

The issue of creating language portfolio by foreign teachers is viewed. It’s used for students of primary and secondary schools. Teacher uses an English book “Spotlight”.

ключевые слова: Языковой портфолио, начальная/средняя школа, портфолио, language portfolio, primary and secondary schools, portfolio.

автор: Суренская Наталья Николаевна

Существует много понятий и определений данного приема, c которым впервые познакомились, занимаясь по УМК «Английский в фокусе». В образовательном учреждении МБОУ «Лицей № 3» учащиеся начальной и средней школы занимается по УМК «Английский в фокусе». Познакомившись с новым УМК, было решено для начальной школы будет интересным и познавательным оформление мини проектов и создание своего собственного языкового портфолио для каждого ученика.
Пришлось изучить много понятий и структуру языкового портфолио в интернет источниках. Приведем пару понятий о данном приеме:
Портфолио или дневник – «это протокол (летопись) обучения, который характеризует работу обучающегося и его собственную оценку своей учебной деятельности».
Учебный портфолио — «это форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов УПД учащихся для последующего анализа, всесторонней количественной и качественной оценки результатов обучения и дальнейшей коррекции процесса образования».
По мнению многих теоретиков «языковой портфолио» является гибким учебным средством, который может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации, различающейся по цели обучения, возрасту обучаемых, уровню овладения ИЯ, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения.
Несмотря на различные подходы к определению «портфолио», которые раскрывают разные стороны использования портфолио, конечная цель работы над портфолио сводится, прежде всего, к достижению прогресса в обучении.

Актуальность темы:
Возникают новые формы обучения ИЯ, контроля и самоконтроля учащихся. Одним из них является языковой портфель. Данная папка содержит пакет материалов, которые дают обучаемому и преподавателю возможность по продукту учебной деятельности, представленному в языковом портфеле, самостоятельно или совместно анализировать и оценивать объем учебной работы и спектр достижений в области ИЯ и иноязычной культуры.

Основная часть
1. «Языковой портфель» как одно из перспективных средств обучения иностранному языку в школе»

Дети воспринимают работу с языковым портфелем в этом возрасте как игру, постепенно и незаметно для себя приучаясь к анализу своих действий и своей языковой ситуации, что в дальнейшем будет способствовать развитию навыков рефлексии и определению целей в изучении иностранного языка и путей их достижения.
Языковой портфель рассматривается в современной концепции обучения, как важнейший инструмент формирования автономности обучаемого. В основу идеи разработки языкового портфеля заложено соотнесение российской системы требований к уровням владения иностранным языком с общеевропейскими системами, что является шагом, ведущим к созданию единого общеевропейского образовательного пространства.
Эффективность языкового портфеля объясняется, прежде всего, аутентичным характером оценки и самооценки по сравнению с другими формами контроля и оценки, используемыми в языковой области. Это обеспечивается представленными в языковом портфеле реальными учебными задачами и продуктами креативной учебной деятельности, четкими осознаваемыми обучаемыми критериями оценки, обобщением эффективного личного опыта изучения иностранного языка. Такая форма самооценки способствует актуализации у обучаемых мотивации, связанной с отражением реальных результатов учебной деятельности.
Опыт использования языкового портфеля в обучении иностранному языку на практике показывает учителю ИЯ, что в процессе работы обучаемый в известном смысле «открывает спектр своих возможностей», точнее понимая реальные цели речевого общения и планируемые достижения на ближайшее будущее.
Таким образом, языковой портфель -это и способ фиксирования, накопления и оценки своих индивидуальных достижений в определенный период обучения, и коллекция своих работ и результатов, которые демонстрируют их усилия, прогресс и достижения.

2. Языковой портфель и его структура
В досье ученики отмечают важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это- «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. При этом школьники могут руководствоваться следующими критериями, которые были определены в ходе их совместного обсуждения:
• Мне было интересно делать это задание.
• Мои одноклассники считают, что он хороший.
• Мой проект показывает, что я…
• Мой учитель посоветовал не.
• Этот проект показывает мои успехи в изучении английского языка. Я многое узнал, выполняя это задание.

Комплект документов самостоятельных работ учащегося состоит из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье. Это инструмент самооценки и собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности.
Содержание портфолио
1. About Me
2. My Language Passport
3. My Language Biography
Now I can!
My English
My Test Results
4. Dossier
5. Приложение
Мои учебные работы
Конкурсные проекты, работы

В досье учащийся собирает весь материал, свидетельствующий о его успехах в овладении языками. Это могут быть работы, выполненные на уроке, дома, на внеклассных занятиях, дипломы, сертификаты, свидетельства, подтверждающие достижения пользователя портфеля в изучении языка. Отбор может проводиться в течение одного года или одной четверти на протяжении всех лет обучения. Портфель или отдельные страницы предваряются комментарием ученика. Каждая работа также сопровождается кратким пояснением ученика.
Периодически по истечении намеченного отрезка времени, отводимого на досье, ученик проводит компьютерную презентацию в классе, в группе, на родительском собрании, где показывает свои продвижения, доказывает, что его самооценка совпадает или не совпадает с оценкой учителя, родителей, группой экспертов. Таким образом, концепция электронного языкового портфеля дает возможность расширить рамки учебного процесса за счет включения в систему оценки достижений учащихся в освоении современных компьютерных технологий.
Результат работы:
Итогом работы для учителя стало создание языкового портфолио, разработка структуры и дизайна, а для ученика возможность проявлять свои достижения в изучении ИЯ, презентовать свои мини проекты и чувствовать радость или успех своей деятельности, с учетом того, что уровень возможностей и способностей у детей различен.
Процесс создания ЯП может занять около полгода. Это был творческий процесс совместно с детьми, необходимо также прислушиваться к пожеланиям и советам своих учеников, основываясь на теоретических терминах данного приема.

Приложение 1.
Проект по английскому языку для 7 класса

Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://moluch.ru/archive/52/6837/;
2. http://pedsovet.su
3. http://englishteachers.ru
4. Spotlight Starter. Teacher’s Book. Английский в фокусе. 1 -4класс. Книга для учителя. Быкова Н.И. и др.

ПРОЕКТ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

Тема проектной задачи: Watch this cartoon.
Тип проектной задачи: предметная, одновозрастная.
Цель проектной задачи: разработка и оформление рекламы мультфильма.
Задачи:
• систематизация и закрепление изученной лексики в рамках учебной темы «Мир кино»;
• повторение и закрепление изученных времен: Present Simple, Past Simple;
• развитие действий анализа и синтеза имеющейся информации;
• развитие действий сотрудничества при работе внутри группы;
• развитие регулятивных действий.
Материалы: альбомные листы, фломастеры, маркеры и другие, необходимые для оформления канцтовары или компьютерные продукты как Word и Power Point.
Этапы решения проектной задачи (проектная задача рассчитана на два урока):
• предъявление проблемной ситуации;
• обсуждение оптимального способа достижения цели, разработка критериев качественно разработанной рекламы, выработка плана выполнения работы;
• распределение обязанностей внутри группы;
• выполнение 4 практических заданий для получения необходимых данных для создания рекламной афиши;
• оформление итогового продукта – афиши;
• представление своего продукта группами, совместное обсуждение и оценка качества полученных продуктов по имеющимся критериям;
• проведение рефлексии по решению данной проектной задачи.
Критерии оценивания афиши:
• наличие рекламного постера;
• наличие обзора мультфильма и качество используемой информации;
• наличие комментариев;
• правильность грамматического построения текста обзора мультфильма и комментариев;
• оригинальное эстетическое оформление афиши.
Рефлексия по итогам решения проектной задачи:
• Сумели ли вы заинтересовать зрителя?
• Какое задание стало самым трудным?
• Какое задание было самым интересным?
• Удалось ли вам работать быстро и дружно в своей группе?
• Хотели бы вы еще раз поработать в данной группе?
Greeting
-Good morning!
-Good morning!

Warming up
— Today we’re going to invite the film-goers to our cinema. We’ve got some cartoon, but we need to interest our guests in these cartoon. What usually makes us interested in exact movie? (делает заметки высказываний на доске)
— You’re right. Firstly, a trailer, short description, some comments and a poster.
– Today you’re advertising a cartoon.

Выдвигают собственные догадки о том, что привлекает зрителя к просмотру нового фильма.

Task 1
-Firstly, choose a card with a cartoon title for your group.
(Задание 1. Выбрать один мультфильм из предложенных.)
Выбирают карточку с названием мультфильма для рекламы, определяют сюжет и главных героев.

Task 2
— What does a cartoon review usually consist of? (делает заметки высказываний на доске)
— Write, please, a short review of your film.

(Задание 2. Определить информацию, необходимую для краткого описания мультфильма. Написать краткий обзор выбранного мультфильма.)
Обсуждают в группах, определяют пункты обзора мультфильма, определяют удобную последовательность, опираясь на собственный опыт.
Пишут краткое описание выбранного мультфильма.
Образец

123456789

Task 3
• Every advertising review has some comments as you know. What’s it usually about?
• Write one or two comments to your cartoon.

(Задание 3. Решить, какую информацию обычно пишут в комментариях к электронным афишам мультфильмов. Написать один-два комментария к выбранному мультфильму от лица другого человека.)
Решают, что обычно пишут люди в комментариях.
Пишут комментарии к фильму.
Task 4
-And last point that makes us to choose the cartoon is a poster. Think what it includes. And then make your own poster to the cartoon.
(Задание 4. Решить, какую информацию обычно представляет афиша к мультфильму. Создать собственную афишу к выбранному мультфильму, используя подготовленные описание и комментарии.)
Обсуждают, какую информацию должна иллюстрировать афиша к выбранному мультфильму.
Составляют и рисуют рекламную афишу.

Presenting
-Now, you’re ready to present your cartoons.
Представляют рекламы мультфильмов: постеры, краткий обзор, зачитывают комментарии.

Giving a mark
-Now, please, give your marks to another group according to these points.
Оценивают работу групп согласно критериям (критерии оценивания афиши выступающей пары или группы представлены на столах у обучающихся).

A feedback
-Answer these questions.
Отвечают на вопросы (что понравилось, было тяжело в данной работе).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, то можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет реализован в современном обществе.

Оставить комментарий

Комментарий

..