«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Практическая реализация основных требований ФГОС на уроке английского языка (на примере УМК English) / Practical implementation of the National Educational Standards requirements in the English lesson ( using course English)

Вторник 13 Ноябрь 2018

Иллюстрация (1)

Учебно-методический комплекс является базовым компонентом обучения, но иногда учителю нужно творчески подойти к содержанию учебника и дополнить его материалами и заданиями, исходя из требований образовательных стандартов, целей урока и индивидуальных потребностей учеников. В статье описаны примеры использования текста для чтения в качестве основы для языковых и речевых заданий, способствующих повторению материала курса и приемов, соответствующих требованиям ФГОС.

A textbook is a base of a lesson. However, sometimes teachers need to adapt it to students’ needs, lesson objectives and take into account the requirements of the National Educational Standards. The article describes examples of designed materials for revision using a reading passage as a source of language items studied by the students as well as lesson activities according to the National Educational Standards.

ключевые слова: Урок иностранного языка, ФГОС, языковые навыки, речевые умения, a foreign language lesson, the National Educational Standards, language skills.

настроение: позитивное

автор: Наталья Анатольевна Степанова

В октябре мне предстояло провести открытый урок по теме «Благотворительность» в седьмом классе (основная школа) в рамках недели иностранного языка. Я поставила себе задачу применить основные требования Федерального государственного стандарта [1, 2], а также использовать задания, направленные на различные языковые навыки и умения. За основу был взят материал учебника «English» (Просвещение, М.: 2011, авторы: В.П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Ю.Н.Кобец). Основная цель занятия − повторение пройденного (урок систематизации и обобщения знаний и умений).
По моему мнению, в данном случае для придания уроку более динамичного и интерактивного характера, а также следуя методическому принципу взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, необходимо было дополнить задания учебника языковыми и речевыми заданиями (в том числе и аутентичными для слушания). В то же время, более комплексное повторение позволило обеспечить переход к следующему уроку, посвященному проектам как практическому применению полученных языковых навыков и речевых умений. С другой стороны, при планировании были учтены требования государственных образовательных стандартов (ФГОС), а именно: активное целеполагание, самостоятельная работа учащихся, применение разнообразных форм учебной деятельности, применение рефлексии и современных технологий (интернета) [1]. Вариативность домашнего задания и индивидуализация обучения предусмотрена учебником (учащиеся сами выбирали тему проекта).
Планируемые результаты:

1

1. Для введения в тему урока необходимо было создать проблемную ситуацию. Первый фрагмент плана урока показывает пример активного целеполагания. На доске написаны слова с пропущенными первыми буквами. Учащиеся предлагалось догадаться, какие буквы пропущены и составить из них слово − тему урока (так как иногда возможны несколько вариантов, учащимся необходимо было выбрать подходящий).
Фрагмент урока 1

2

Затем учитель предложил детям объяснить значение этого слова. При помощи учителя учащиеся старались вспомнить, что они изучали в рамках данной темы, и таким образом, вывести предполагаемые цели урока (возможно при помощи учителя).

Фрагмент урока 2

3

После формулирования целей урока, я объяснила учащимся цель урока – повторение лексики и грамматики в рамках изученной темы, а также развитие умений чтения, говорения и аудирования. В конце урока учащиеся смогли самостоятельно оценить свои достижения.
• Работа над лексикой. Для активизации работы, учащимся предлагалось в парах разгадать кроссворд (приложение 1), включающий в себя лексику по теме урока.
Please, work in pairs and do the crossword.
Приложение 1 (раздаточный материал 1)

4

5

• Для проверки я подготовила ответы на кроссворд. Учащиеся самостоятельно проверили свои ответы. Для получения обратной связи от учащихся я фронтально опросила класс, выясняя насколько успешно дети выполнили это задание.
Приложение 1 a (раздаточный материал/ слайд)

6

3. Чтение и говорение (Reading and Speaking). Работа с учебником в малых группах. В качестве домашнего задания учащиеся должны были прочитать разные абзацы текста на странице шестьдесят один.
• Сначала я объединила учащихся, подготовивших разные абзацы дома в группы из трех человек (по количеству абзацев). Учащиеся пересказали друг другу содержание прочитанных абзацев и вместе заполнили таблицу (предварительно подготовленную копию для удобства) согласно информации из текста. Учащиеся распределили роли внутри группы. Важно было проследить, чтобы ученики не переключались с одной роли (рассказчика) на другую (записывающего услышанную информацию).
• Для самопроверки я раздала учащимся заполненную таблицу с ответами (взяты из книги для учителя и распечатаны в целях экономии времени). После проверки появилась возможность обсудить вместе с учениками их ответы, добиваясь аргументированного ответа.
4. Работа над грамматикой (Grammar). В качестве перехода к следующему этапу урока – повторению грамматики, я выписала на доске (при наличии – слайд) предложение из таблицы, которую ученики заполняли на предыдущем этапе.
• Учащимся было предложено назвать грамматическое явление, которое было использовано в этом предложении. Ученики после нескольких попыток вспомнили грамматическую тем (с моей помощью), а именно две грамматические структуры, включенные в изучаемую тему (Сложное дополнение и Герундий).
• В качестве следующего задания я использовала таблицу на узнавание грамматических структур. Для выполнения задания учащимся необходимо было совместить две части предложений (приложение 2). Работа в парах.
Приложение 2 (раздаточный материал)

7

• После выполнения задания учащиеся получили ответы для самопроверки. Работа в парах.
Приложение 3а (раздаточный материал / слайд)

8

• Систематизация грамматических явлений. Ученики в парах заполняют следующую таблицу, совместив правила и примеры предложений из предыдущего этапа урока.
• Дети проверили свои ответы (заполненную таблицу).
Приложение 4 (раздаточный материал/ слайд)

9

• Для подведения итога на данном этапе я попросила учащихся сформулировать правила употребления двух грамматических явлений, а затем раздала ответы учащимся для самопроверки.
Приложение 4 а (раздаточный материал/ слайд).

10

5. Слушание и говорение (Listening and Speaking).
На предпросмотровом этапе я спросила детей, к какой идее благотворительности из упомянутых в тексте для чтения они бы присоединились и почему. Учащиеся высказывали свое мнение, в основном опираюсь на идеях, заимствованных из прочитанного ранее текста. Затем я предложила посмотреть короткое видео по теме урока (https://www.charitywater.org/stories/videos/watch?v=1462) и сформулировать еще одну идею для благотворительности (помощь нуждающимся странам в обеспечении их питьевой водой).
Просмотровый этап. Для более детального понимания, учащиеся несколько раз просмотрели видео и поэтапно ответили на вопросы.
1. Who is Scott? What happened in September in 2008? Why did he start the project?
2. What happened after that?
3. What are his plans for the future?
Послепросмотровый этап. Понравилась ли вам эта идея? Какую бы идею вы бы поддержали? Почему?
Рефлексивно-оценочный этап
6. Я использовала карточки с вопросами для рефлексии.

11

7. Дифференцированное домашнее задание на следующий урок − проект по выбранной теме (страница шестьдесят два). Учащиеся выбрали тему проекта. Мне понадобилось обозначить требования к проекту: you should write ten sentences using vocabulary and grammar which we revised today. You can use some pictures or photos to illustrate your ideas.
Итак, для проведения открытого занятия я постаралась учитывать требования ФГОС, а также творчески использовать материал учебника. Для этого на базе текста для чтения я разработала несколько дополнительных заданий, а также подобрала аутентичное видео для слушания и расширения кругозора учащихся. На уроке я также постаралась реализовать мои профессиональные убеждения, а именно: необходимость взаимосвязи разных видов языковой и речевой деятельности и попытка выстроить задания логично. С точки зрения планирования серии уроков, данное занятие также нашло свое место. Эта идея также была доведена до учащихся для их более осознанного подхода к собственному обучению.

Литература
1. Колесников А.А. Современный урок иностранного языка: проблемы организации и возможные решения // Иностранные языки в школе. − 2017. – № 11.− С. 22−33.
2. Колесников А.А. Урок-анализ короткометражного фильма в X-XI классах
// Иностранные языки в школе. – 2017. – № 12.− С. 24−31.
3. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416 с.
4. Harmer J. How to Teach English. Pearson Education Limited, 2010.− 289 p.

Оставить комментарий

Комментарий

..