«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Анализ и самоанализ / Analysis and self-analysis

Четверг 17 Январь 2019

Обложка

Повышение мастерства учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою деятельность и деятельность своих коллег. Анализ и самоанализ урока должны быть направлены на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутым результатом.
Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности процесса обучения.
Improving the skills of teachers depends on the degree of knowledge of the ability to analyze their activities and the activities of their colleagues. The analysis and self-analysis of the lesson should be aimed at comparing the proposed educational and developmental goals with the achieved result.
The purpose of the analysis is to identify the methods and techniques of organizing the activities of teachers and students in the classroom. The main task is to find the reserves to improve the efficiency of the learning process.

Фото автора

ключевые слова: Анализ, результаты, умения, методы, улучшать, эффективность, analysis, results, skills, methods, improve, efficiency

настроение: Рабочее

автор: Романенко Елена Фёдоровна

Урок остается одной из главных форм процесса обучения. Современный учитель должен умело использовать все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех этих задач учитель не может проводить каждый раз установленного типа урок, с постоянно повторяющимися этапами и последовательностью их осуществления. Самоанализ отдельного урока и деятельности учителя в целом очень важны для более эффективного управления процессом обучения.
Изменения, проходящие в обществе, отражаются и на системе образования — возрастает значимость повышения квалификации педагогических кадров. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, так или иначе, они замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе.
Для того чтобы быть хорошим педагогом, мало знать и любить свой предмет, нужно еще и донести знания до учащихся, закрепить их в памяти учеников, научить применять знания на практике. Мастерство учителя во многом зависит от умения анализировать свои и чужие ошибки. Постоянное совершенствование своей работы позволит молодому учителю довольно скоро стать очень хорошим специалистом. Анализ — одна из самых продуктивных мер повышения квалификации.
Анализ урока – дело сложное. Но анализ проведенного урока – начало подготовки к следующему уроку. Поскольку совершенствованию каждого урока нет предела, хорошему учителю никогда не хватает времени на подготовку. Его качество зависит от многих факторов, и, прежде всего, от привычки учителя к вдумчивому разбору своих действий, от его способностей и желания стать хорошим специалистом.
Очень полезно посещение уроков и изучение опыта других учителей. Мы все начинали свою деятельность в школе с практики, когда ходили на уроки к опытным учителям, смотрели, впитывали, перенимали лучшее и обращали внимание на недочеты. Промахи и недочеты всегда виднее со стороны, изучение их должно послужить тому, чтобы не допускать подобного в своей работе.
Педагогический анализ играет в совершенствовании нашего мастерства очень важную роль. Анализ собственного и чужого опыта, изучение необходимой литературы могут привести учителя к высокому профессиональному уровню мастерства.
Постепенно учитель обретает уверенность в своих силах – в своей возможности научить, объяснить, направить, показать, внимательно выслушать, помочь, посоветовать. Но уверенность в себе должна сочетаться с необходимой самокритичностью, готовностью правильно реагировать на критические замечания коллег, чтобы постоянно повышать квалификацию, самосовершенствоваться.
Самоанализ урока — инструмент самосовершенствования учителя, формирования и развития его профессиональных качеств. Анализируя свой урок или урок коллеги, мы делаем выводы о том, что надо закрепить, на что обратить особое внимание, что изменить. Иногда мы проводим такой самоанализ не задумываясь, порой, не замечая самого мыслительного процесса, по ходу урока. Это происходит, что называется, «на автомате».
Самоанализ даёт возможность учителю:
− формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности учеников;
− развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;
− формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
− сформировать педагогическое самосознание учителя, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.
От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие в ходе урока, во многом зависит умение учителя отрегулировать свою педагогическую деятельность.
Не каждый учитель в полной мере владеет методикой системного самоанализа урока. Этому надо учиться настойчиво и систематически.
Методика системного самоанализа урока в своей основе имеет свою определенную специфику, связанную с субъектом анализа – учителем.
При самоанализе урока преподаватель дает:
• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
• информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
• характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
• оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений).
Вариант алгоритма самоанализа урока
1. Характеристика класса.
2. Анализируются внешние связи урока: устанавливаются место и роль данного урока в изучаемой теме; характер связи урока с предыдущими и последующими уроками.
3. Характеристика триединой цели урока (ТЦУ) с опорой на характеристику класса: чего надо добиться в знаниях, умениях и навыках, исходя из специфики ученического коллектива; какое воспитательное воздействие оказать на учащихся; какие качества начать, продолжать, закончить развивать.

Таблица варианта самоанализа урока
Класс:________________________
Тема урока:___________________
Тип урока и его структура:____________________

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…)
Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?
8. Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и учащихся.
9. Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
Педагогический анализ уроков
 эффективный способ индивидуальной методической работы
 действенным средством развития у учителя способности рефлексировать свой труд
 сильнейший инструмент мотивации учителя
К хорошим урокам в мыслях возвращаешься не единожды. Даже если учитель считает, что он много знает и хорошо преподает, все же анализ своей и чужой работы, несомненно, только поднимет уровень его знаний и умений еще выше.
Используемая литература:
1. С.В.Кульневич и П Лакоценин «Воспитательная работа в современной школе», Кватро -Принт 2001
2. С.Г Манвелов «Правила успешности учителя», М.Просвещение 1998
3. Н.Ю Ерофеев «Основы гендерной педагогики» Ком.Книга, 1997
4. Б.М.Кедров «День одного великого открытия», «О повторяемости в процессе развития Удмурдский университет 2012

Оставить комментарий

Комментарий

..