«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Словарный диктант: варианты и альтернативы / Spelling quiz – options and alternatives

Вторник 12 февраля 2019

Обложка

Выражение «словарный диктант» в последнее время приобрело негативную окраску. На форумах и конференциях коллеги почти единодушно заявляют, что эта форма работы устарела, она неэффективна и некоммуникативна.
Доля истины в этих утверждениях есть, особенно, если словарным диктантом считать только список слов по определенной теме, которые дети должны уметь написать. Однако, преподавая язык, в котором «пишется Манчестер, а читается Ливерпуль», мы понимаем, что без хорошо сформированных орфографических навыков не обойтись.

Collocation ‘spelling quiz’ has acquired a negative connotation. Colleagues almost unanimously declare that this form of work is outdated, ineffective and non-communicative. There is a grain of truth in this statement especially if we equate spelling quiz to the list of words on the topic that a student must write correctly. However, teaching a language with a very complicated orthography and a lot of homophones we understand that we can’t do without well-formed spelling skills.

Фото

ключевые слова: Словарный диктант, формирование орфографических навыков, spelling quiz, spelling skills formation.

настроение: позитивное

автор: Миляева Виктория Владимировна

“Writing in English is the most ingenious torture ever devised for sins
committed in previous lives”.
James Joyce, private letter, 1916

Выражение «словарный диктант» в последнее время приобрело негативную окраску. На форумах и конференциях коллеги почти единодушно заявляют, что эта форма работы устарела, она неэффективна и некоммуникативна.
Доля истины в этих утверждениях есть, особенно, если словарным диктантом считать только список слов по определенной теме, которые дети должны уметь написать. Однако, преподавая язык, в котором «пишется Манчестер, а читается Ливерпуль», мы понимаем, что без хорошо сформированных орфографических навыков не обойтись. Кроме исторически сложившейся сложной орфографии, в английском языке существует большое количество омофонов (no — know, meet – meat, tale — tail) и умение грамотно писать становится жизненно необходимым, иначе коммуникация будет затруднена. Орфографические навыки также тесно связаны с произношением и чтением – написанное слово нужно правильно произнести, особенно если в нем есть определенные буквосочетания, и правильно его идентифицировать в тексте, не перепутав с похожим по звучанию.
Задача перед учителем стоит непростая. Для того чтобы слово отложилось в долговременной памяти ребенок должен его увидеть, услышать, произнести и написать. Если первые 3 действия мы с успехом можем выполнить на уроке, то с письмом, как правило, ребенок остается один на один, получив домашнее задание «выучить слова». Что это значит — ему редко объясняют, в лучшем случае говорят, что нужно прописать слово несколько раз. А вот это уже действительно скучно и неинтересно.
Я хочу предложить несколько приемов и ресурсов, которые сделают подготовку к диктанту, да и сам диктант намного интересней.
Чтобы не прописывать 3 строчки слов дома, можно предложить ребятам заполнить контур предмета, который слово обозначает. При этом можно подзадорить их, спросив: «У кого больше лимонов поместится в контур?». Или: «Чья баночка с вареньем будет самой полной?». Это прием особенно хорошо работает в начальной школе, когда изучается предметная лексика. В итоге могут получиться настоящие шедевры.

1

Для более старшего возраста вариантом этого задания может стать упражнение Scribble Spelling, в котором слова пишутся в абстрактных формах.

2

Необычные задания неизменно вызывают интерес учеников. Например, можно попросить ребят записать необходимые слова в спиралях, пирамидах, радуге — в этом случае писать можно цветными карандашами.
На начальном этапе обучения, когда дети только знакомятся с английскими буквами, хорошо зарекомендовало себя упражнение «заполни форму слова».

Screenshot_1

увеличивать. Сайт quickworksheets.net позволяет сделать следующие варианты рабочих листов:




— в искомых словах дается 25% букв – подсказок:
1. sptrapos _ _ s _ p _ _ _
2. uggealg _ _ _ _ _ g e
3. trpiaor a _ _ _ o _ _
4. teravl _ _ _ v _ l
5. itpr t _ _ _
6. conmpya _ _ _ p _ _ y
7. echgar c h _ _ _ _
8. robdaa _ b _ o _ _
9. tghifl f _ i _ _ _
10. scadtpro _ _ s _ _ _ r _

— в искомых словах даются только первые буквы – подсказки:
1. satsporp p _ _ _ _ _ _ _
2. gelgagu l _ _ _ _ _ _
3. potirra a _ _ _ _ _ _
4. elratv t _ _ _ _ _
5. trpi t _ _ _
6. yomanpc c _ _ _ _ _ _
7. chegra c _ _ _ _ _
8. adbaor a _ _ _ _ _
9. htlfig f _ _ _ _ _
10. oasprtcd p _ _ _ _ _ _ _

— для самых сильных ребят можно дать рабочий лист без подсказок, обозначив только количество букв в слове:
1. pastprso _ _ _ _ _ _ _ _
2. laeuggg _ _ _ _ _ _ _
3. arioprt _ _ _ _ _ _ _
4. vatlre _ _ _ _ _ _
5. iptr _ _ _ _
6. ynpmoac _ _ _ _ _ _ _
7. hecrga _ _ _ _ _ _
8. arabdo _ _ _ _ _ _
9. igftlh _ _ _ _ _ _
10. ctpdsoar _ _ _ _ _ _ _ _

— а для более слабых учеников есть вариант со списком слов, которые нужно разгадать
Airport flight abroad travel trip charge luggage postcard passport company

1. psapsrot p _ _ _ _ _ _ _
2. glugaeg l _ _ _ _ _ _
3. raptori a _ _ _ _ _ _
4. aeltvr t _ _ _ _ _
5. pirt t _ _ _
6. oamcnpy c _ _ _ _ _ _
7. aergch c _ _ _ _ _
8. radaob a _ _ _ _ _
9. hgilft f _ _ _ _ _
10. prdotsca p _ _ _ _ _ _ _

Слова могут быть написаны как прописными буквами, так и строчными.

Еще одно упражнение, которое ребята выполняют с энтузиазмом – «змейка». Нужно быть очень внимательным — не пропустить нужное слово, но и не «прихватить» лишние буквы. Задание составить змейку можно дать на дом, а в классе попросить ребят обменяться своими работами и проверить друг друга.

Purplewhpinkyyelloworedeorangeckblackeygreydbluefowhitebrownaigreen

Филворды — еще один способ тренировки зрительной памяти и умения грамотно писать слова. Для начала эту работу можно выполнять в классе, а затем, как и в случае со змейкой, можно задать на дом. Ребятам придется несколько раз прописать нужные слова, но это не будет бессмысленным занятием.
Сайт tools.atozteacherstuff.com позволяет создавать филворды разной формы, что очень нравится детям.

Screenshot_3

Найди лишнюю букву.
В знакомых словах намеренно допускаются ошибки и детям надо обнаружить лишнюю букву. Это упражнение можно разнообразить, попросив ребят составить еще одно слово из найденных лишних букв.
Spofa
Ciushion
Picature
Carpent
Vaseo новое слово — piano

Spelling quiz — упражнение, в котором ученик должен выбрать правильный вариант написания слова из трех предложенных.

Screenshot_4

На сайте www.toolsforeducators.com можно создать подобные и множество других рабочих листов.
Matching – упрощенный вариант предыдущего упражнения, где ребенок должен соединить картинку и соответствующее ей слово. Рабочие листы по многим темам можно создать на сайте www.toolsforeducators.com

Создание собственных кроссвордов — задание, которое нравится ученикам. Первый опыт – это слово по-русски и его английский эквивалент. Когда словарный запас растет, определения для английских слов можно расширить до фразы или целого предложения.

Months

Across
1. the ninth month of the year
2. the third month of the year
3. the fifth month of the year
4. the seventh month of the year
Down
1. the first month of the year
2. the second month of the year
3. the sixth month of the year
4. the eighth month of the year

9

Сайт для создания кроссвордов: tools.atozteacherstuff.com
Еще один вариант нескучного запоминания слов – своеобразные «крестики-нолики». Из 9 заданий в рабочем листе ребята выбирают любые три, так, чтобы они находились по вертикали, горизонтали или диагонали и прописывают слова в тетрадях предложенным образом: по алфавиту, разными цветами, разными шрифтами, выделяя цветом гласные или согласные.

10

Множество готовых рабочих листов на формирование орфографических навыков можно найти на сайте en.islcollective.com
Как видим, словарный диктант — это далеко не всегда скучно. При желании учитель всегда может разнообразить эту работу и помочь своим ученикам научиться грамотно писать по-английски.


















Список ресурсов:
http://websites.milonic.com/luckylittlelearners.com/
http://tools.atozteacherstuff.com/printable-word-shapes-worksheets
https://quickworksheets.net/generators/word-scramble/form1.php
http://tools.atozteacherstuff.com/word-search-maker/wordsearch.php
https://www.toolsforeducators.com/spelling/
https://www.toolsforeducators.com/spelling/choose_pic.php
http://tools.atozteacherstuff.com/free-printable-crossword-puzzle-maker/
https://en.islcollective.com/

2 комментария »

Алла:

Спасибо автору за полезные советы, они очень интересные и мотивирующие учить лексику, в том числе и орфографию слов. А ведь это самая «нудная» работа при изучении английского языка, требующая много терпения. Спасибо!

19 марта 2019 | 1:02
Ирина:

Виктория Владимировна, спасибо за идеи и ресурсы!

17 апреля 2019 | 11:56
Оставить комментарий

Комментарий

..