«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Игровые методы обучения иностранному языку в учреждениях СПО

Понедельник 11 марта 2019

110319В статье обосновывается необходимость использования игровых методов обучения иностранному языку в системе среднего профессионального образования. Предлагается описание некоторых игровых методик, которые используются на уроках английского и немецкого языков со студентами неязыковых специальностей.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, активные методы обучения, игра, игровые методы, коммуникативные навыки студентов

 

Современная система среднего профессионального образования требует от студентов любой специальности владения иностранным языком на базовом уровне, который позволит выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями данного иностранного  языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения. Перед преподавателями СПО стоит непростая задача: восполнить те пробелы и решить те проблемы, которые возникали у студентов в процессе изучения иностранного языка в школе. Одним из решений проблемы мотивированности студентов к изучению иностранного языка (немецкого или английского) является внедрение различных активных, в том числе игровых, методов обучения.

Игровые методы обучения ассоциируются, как правило, с обучением дошкольников или младших школьников. Однако и со взрослыми учащимися игровые методы являются не менее действенными. Игровые методы обучения иностранному языку соответствуют всем требованиям, предъявляемым к уроку иностранного языка в СПО: игра предполагает активное вовлечение каждого студента в деятельность, тем самым делая его активным участником формирования собственной личности; игра развивает интеллектуальные способности студентов – чтобы выиграть, необходимо соблюдать правила игры, а значит, выучить необходимую лексику, запомнить нужные грамматические формы и правила. Игра на иностранном языке зачастую предполагает групповые формы работы, в процессе которых развиваются самостоятельность, взаимовыручка, сотрудничество, умение находить правильное решение.

В процессе собственной работы в педагогическом колледже я использую различные формы и методы работы. В данной статье хотела бы поделиться некоторыми наработками в области игровых методов работы со студентами неязыковых специальностей.

Игры на уроке иностранного языка могут разными, но главной целью должно быть развитие коммуникативных навыков. Одной из лексических игр раздела «Icebreakers» является «сладкая» игра «Bonbons/Sweets». Целью данной игры является знакомство со студентами группы. В отличие от школы, где учитель на протяжении долгих лет работает с одними и теми же учащимися, в среднем профессиональном учреждении у преподавателя каждый год может меняться состав студентов. Поэтому игра на знакомство всегда актуальна. Ход игры. Педагог предлагает студентам взять столько конфет, сколько им хочется. Затем предлагает рассказать о себе столько информации, сколько конфет они взяли (каждая конфета – одно предложение). С помощью игры можно в увлекательной форме закрепить правило составления простых предложений. Например, I am a student./Ich bin Student(in). My name’s…/Ich heiße… I‘m from Barnaul/Ich komme aus Barnaul. I’ve got a brother./Ich habe eine Schwester usw. У данной игры могут быть варианты в зависимости от изучаемой темы: рассказ о своем городе, используя конструкцию there is/there are, о своей любимой еде, увлечениях, хобби и т.д.

«Geburtstagsschlange/birthdays snake». Данная игра может также использоваться в начале учебного года после повторения (изучения) темы порядковые числительные, названия месяцев и дат. Ход игры. Педагог предлагает студентам встать  в одну линию по дням рождения, не разговаривая друг с другом, не используя мимику и жесты. Сам встает в ряд. Студенты должны интуитивно занять свое положение между первым и последним месяцем года. После того, как все студенты заняли свои места, педагог проверяет, правильное ли место занимает каждый из участников, предлагая назвать каждому свою дату рождения. Например, I’m Kate. My birthday is on the 1st January./ Ich heiße Katja. Mein Geburtstag ist am 1.Januar. Важным условием игры является повторение порядковых числительных.

Одной из самых любимых игр среди студентов стала игра «Dreieckfragen»/ «Triangle Questions». В процессе игры студентам необходимо ответить на вопросы преподавателя. Вопросы должны быть общими (general questions). Ответы на данные вопросы студенты дают, перемещаясь в один из трех углов кабинеты, которые при этом соответствуют ответам Да (Yes/ Ja), Нет (No, Nein), Не знаю (I dont know/Ich weiß nicht). Данную игру можно использовать при изучении любой темы в начале занятия в качестве речевой разминки, для развития навыков восприятия иноязычной речи на слух у студентов.   Примеры вопросов в процессе изучения темы «Семья и семейные отношения, домашние обязанности»: Have you got a brother? Do you always wash the dishes? Is your grandmother a teacher? Have you got any family traditions?/ Haben Sie einen Bruder? Arbeitet Ihre Mutter in der Schule? Möchten Sie eine große Familie haben?

Для закрепления изученной лексики и тренировки аудирования проводим игру «Fliegen Klatschen/Fly-Flap». Педагог делит группу студентов на 2 команды и ставит их лицом к доске, на которой расположены разные слова по определенной теме (например, места в городе). Ведущий объясняет любое слово, не называя его. Например, building where bread, cakes etc are made or sold. (bakery); großes, meist parkartiges Gelände, in dem viele, besonders tropische Tierarten gehalten und öffentlich gezeigt werden (Zoo). Определения при этом лучше брать из словаря (например, https://www.macmillandictionary.com; https://www.duden.de). После объяснения называет номер участника, который должен «убить» это слово на доске. Задача участников команд —  первым добежать до доски и «убить» нужное слово. Победит та команда, которая соберет большее число «мух» (слов).

Одной из необычных игр для развития коммуникативных навыков студентов (необходимый языковой уровень B1) является игра «Lügenkasten/ Box of Lies». Эта телевизионная игра очень популярна в Америке. Ее смысл заключается в описании содержимого коробки своему собеседнику. При этом, содержимое может быть, как обыденным, так и очень необычным. При описании содержимого можно говорить правду или лгать. Если соперник согласен с тем, о его собеседник говорит правду и это соответствует содержимому коробки, он получает балл. Если нет, балл получит «лжец». Игу можно видоизменить, заменив коробку необычными, забавными картинками, которые можно демонстрировать на экране. Преподаватель длит группу студентов на две команды (например, предлагая выбрать одно из двух слов apple or banana/ Apfel oder Banane). Каждой команде предлагается описать одну забавную картинку представителю команды-соперника, сидящему к ней спиной. Его задачей в свою очередь является согласиться или нет, с тем, что описывает команда.

Для развития коммуникативных навыков студентов можно также использовать творческую игру «Maler»/ «Painter». Студенты делятся на пары и садятся спиной друг к другу. Первый в паре получает картинку, второй – чистый лист и карандаш. Задача первого как можно подробнее описать то, что он видит на картинке, второго- нарисовать то, что он слышит. Все студенты получают одинаковые картинки. По окончании задания, на которое отводится не более 10 минут, все рисунки собираются и представляются на выставке. Каждый студент голосует (приклеивая звездочку, ставит плюсик, ставит свою подпись и т.п.) за одну работу. Победитель игры – пара, чей рисунок больше всего соответствует оригиналу. Данную игру можно использовать при изучении таких тем, как «Описание жилища и учебного заведения», «Описание местоположения объекта», «Магазины, товары, совершение покупок», «Физкультура и спорт, здоровый образ жизни» и т.д. Игра используется как закрепление пройденного материала.

Игровые приемы на уроках иностранного языка имеют место не только в начальной школе, но и в профессиональных учебных учреждениях. Игры на уроках иностранного языка способствуют развитию мотивации у студентов, развивают мышление и память, способствуют развитию коммуникативных навыков.

Оставить комментарий

Комментарий

..