«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Буктрейлер как средство распространения научных знаний

Четверг 25 апреля 2019

Обложка (1)
 
в данной работе описана технология использования буктрейлера в организации воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении с целью пропаганды научных знаний

Фото_Букичева Ольга Александровна

Автор: Букичева Ольга Александровна, учитель, Кандидат педагогических наук, МОУ Раменская СОШ №21 с УИОП

Ключевые слова: Буктрейлер, научные знания, свободный контент

Настроение: Позитив

Город: Москва, Московская область

 
 
 
 

Актуальность – актуальность популяризации научных знаний признана на самом высоком уровне в нашем государстве. Медиапространство, сеть Интернет в настоящее время являются значительно привлекательными для подростков и молодежи, поэтому данная методическая разработка направленна на замену свободного контента обучающихся 7-11 классов на научно-популярный. Технология буктрейлера зарекомендовала себя в популяризации чтения и с 2012 года проводится Всероссийский конкурс-парад буктрейлеров, что позволило предположить эффективный результат в применении буктрейлера для пропаганды научного знания.

1 (1)

Новизна методической разработки – данная технология ранее не использовалась в воспитательной работе.

Целевая группа – обучающиеся 7-11 классов общеобразовательных организаций.

Цель и задачи воспитательной деятельности – распространение научных знаний в современной и доступной форме, повышения уровня информированности обучающихся 7-11 классов в области популярных научных знаний, замещение в свободном времени обучающихся развлекательного контента «ненавязчивым» образовательным контентом.

Активные формы организации воспитательной деятельности – внеурочные формы работы: классный час, конкурс (в классе, между параллелями, муниципальный и т.д.), тематические дискуссии, тематические семинары.

Этапы реализации воспитательной работы с кратким описанием ключевых мероприятий —  подготовительный этап, технологический, завершающий.

Наличие методик, стимулирующих развитие самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности — исследовательские, поисковые, проблемные методы.

Ресурсное обеспечение – Microsoft PowerPoint, Moviemaker (при наличии: SonyVegasPro 11, Adobe PremierePro)

Ожидаемые результаты —  повышения уровня информированности обучающихся 7-11 классов в области популярных научных знаний, замещение в свободном времени обучающихся развлекательного контента «ненавязчивым» образовательным контентом.

Механизм оценки результативности — мониторинг, блиц опросы, результаты школьных (муниципальных, областных) конференций.

Обложка (1)

 

Описание технологии.

Буктрейлер (английское booktrailer) – это короткий видеоролик до 3 минут, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге, которые выкладываются на популярные видеохостинги и распространяются в сети Интернет. Основной задачей буктрейлера является овладение вниманием аудитории, заинтересовать потенциальных читателей, продемонстрировать преимущества книги.

Основные концепции буктрейлера позволили предположить, что с помощью данной технологии можно заинтересовать подростков научно-популярным контентом и создать педагогические условия для обучающихся 7-11 классов для самостоятельного получения информации о передовых достижениях и открытиях отечественной науки, повысить заинтересованность подрастающего поколения в научных познаниях об обустройстве мира и общества.

Если рассматривать буктрейлер как педагогическую технологию, то эта технология предполагает использование исследовательских, поисковых, проблемных методов.

Данная технология не описана в педагогической науке, соответственно, не имеет общепринятых требований к буктрейлерам.

Выделяют разновидности буктрейлеров:

 — по способу визуального воплощения текста:

1) игровые (мини-фильм по книге);

 2) неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, фотографиями и т. п.);

 3) анимационные (мультфильм по книге).

 — по содержанию:

 1) повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);

2) атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции);

3) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Понятно, что классификации очень условны и оставляют место дискуссии и творчеству.

Как педагог я определила, что буктрейлер может быть использован в образовательных и воспитательных целях. Остановимся на воспитательных:

  • Создание ролика (презентации) рекламирующего школьную форму в конкретном образовательном учреждении;
  • Создание ролика (презентации) излагающего алгоритм поведения школьника при чрезвычайных ситуациях, эвакуации в образовательной организации, выборе безопасного маршрута к образовательной организации, безопасного поведения на каникулах (на воде, транспорте и т.д.);
  • Создание ролика (презентации) пропагандирующей здоровый образ жизни, ГТО, правильный режим дня школьника и т.д.;
  • При помощи буктрейлера можно анонсировать школьные мероприятия;
  • Создание ролика (презентации) для распространения популярных научных знаний.

Главное – зацепить внимание обучающегося побудить его к «правильному» поведению (или хотя бы повторному просмотру буктрейлера).

Также хотелось отметить, что при использовании буктрейлера (в данном случае – с целью пропаганды научных знаний) вовлеченными в воспитательный процесс будут не только «активные» обучающиеся 7-11 классов (участвующие в создании и размещении буктрейлера), но и «пассивные» учащиеся, и просто граждане, кто просматривает эти ролики в сети Интернет.

Алгоритм создания буктрейлера:

Подготовительный этап.

Формулировка проблемы.

Определение возможностей команды.

При необходимости изучения общественного мнения.

Определение целей и задач создания ролика (презентации): донесения до целевой аудитории научно-популярной информации; обучение чему-либо, побуждение к действию.

Технологический этап.

Составление плана работы, распределение обязанностей между участниками команды (если в создании буктрейлера участвует группа).

Написать сценарий.

Подобрать цитаты.

Подобрать картинки, сделать фото или снять видео, найти музыку.

Выбрать программу для создания буктрейлера: Microsoft PowerPoint, Moviemaker (при наличии: SonyVegasPro 11, Adobe PremierePro)

Смонтировать и сохранить полученный буктрейлер.

Завершающий.

Самооценка, рефлексия.

Общественная презентация.

Распространение в сети Интернет.

Снимок11

 

Примеры проблемных ситуаций для создания буктрейлеров со школьниками 7-11 классов с целью распространения научных знаний:

  1. «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.» А.С. Пушкин.

Создай буктрейлер, излагающий все основные открытия М.В. Ломоносова, ставшие достоянием мировой науки.

  1. «Наукограды Подмосковья».

Создай буктрейлер, покажи связь науки с производством в Подмосковных наукоградах.

  1. «Улица Мичурина»

Создай буктрейлер, объясняющий сверстникам почему почти в каждом городе страны есть улица Мичурина.

3.1 Узнай какие улицы в твоем городе названы в честь ученых. Создай буктрейлер, расскажи об ученых (их достижениях) в чью честь названы улицы твоего города.

  1. Изобретения, изменившие нашу жизнь. Их создатели.

Создай буктрейлер, посвященный изобретениям, ставшим частью повседневной жизни (телефон, радио, самолет и т.д.).

Снимок111

 

Цели мониторинга:

— Оценка достижений;

— Сравнение достижений обучающихся;

— Определение динамики изменений, наличие тенденций;

— Выявление факторов, оказывающих влияние на достижения в области воспитательного процесса;

Составляющие мониторинга:

— Качество условий: нормативно-правовое обеспечение (цели, задачи, планирование, организация, исполнение, контроль, оценка);

— Ресурсные: кадровые, методические, материально-технические, психологические, безопасные;

— Качество воспитательного процесса: качество содержания и реализации воспитательных проектов;

— Качество результатов.

Полученные результаты должны служить основой для принятия обоснованных управленческих решений.  Важно понимать, что система оценки качества воспитательного процесса включает в себя не только оценивающую функцию, но и функцию анализа, планирования, организационную и корректирующую.

 

Библиография:

  1. Всероссийский конкурс буктрейлеров http://www.booktrailers.ru/
  2. Как создать буктрейлер http://expertsomsk.blogspot.ru/2011_09_01_archive.html
  3. Лев Оборин, «Скоро на полках». Статья о буктрейлерах http://os.colta.ru/literature/projects/122/details/17834/ 1
  4. Обучающие материалы для руководителей (программы для создания Буктрейлеров) http://chtenie-21.ru/promoting_reading/helps/8075
  5. 5. В. Д. ЧернякМ. А. Черняк.Буктрейлер // Массовая литература в понятиях и терминах. — Наука, Флинта, 2015. — С. 26-27. — 250 с.
  6. Юлия Щербинина, «Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» http://magazines.russ.ru/voplit/2012/3/s8.html

1 Comment »

Bulankina:

Спасибо.коллега!Прекрасная технология!обязательно поделюсь со своими учителями

26 апреля 2019 | 11:35
Оставить комментарий

Комментарий

..