«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Актуальные вопросы экспертной оценки концептосферы авторского языка линейки УМК «Сферы»: современная школа. современный учитель. современный учебник. Часть 2

Четверг 30 мая 2019

 

В данной презентации автор продолжает серию публикаций, посвященных обобщению опыта работы с учителями стажировочных площадок города Новосибирска в плане формирования готовности педагога к выбору и экспертной оценке научно-методического и учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в современной школе, которая требует и современного учителя, и современной учебной литературы для обучающихся в аспекте новых образовательных ценностей. В первой части данной статьи целевая установка заключается в том, чтобы обозначить проблемные составляющие при создании условий   реализации ФГОС  и примерных программ по иностранным языкам. Вторая часть представляет собой процессную модель, в основании которой авторский алгоритм экспертизы линии учебно-методического комплекса «Сферы» для старшей школы.

 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна, зав. кафедрой гуманитарного образования НИПКиПРО, доктор филос. наук, профессор, Почетный работник народного образования РФ

Город: Новосибирск

Настроение: перспективное

Ключевые слова: современные образовательные ценности, УМК «Сферы» (10-11 классы), процессная модель экспертной модели

 

 

 

 

 

Готовность к решению задач как ценность. Этот ценностный ориентир возможно реализовать при следующих условиях:

а) если все участники образования поймут язык авторов учебника, осмыслят всю полифоничность и целостность языков (вербальных и невербальных) УМК, которые не ограничивается только учебником и представляет собой комплекс разнообразных ресурсов/средств культуры:

Современные (аудио, цифра, видео с носителями языка, и т.д.) и Традиционных (схемы, таблицы, кейсовые задания, расположение текстов на странице, речь учителя и учеников и т.д.) 

 

 

 

б) если все участники образовательного процесса глубоко осознАют необходимость и социокультурную значимость представленного полифоничного и полиязыкового образовательного пространства в данном УМК как целостной системы – содержательная информативность.

Эффективная технологичность УМК «СФЕРЫ». Данный ценностный фактор возможен, если в текстах для старшеклассников весомо представлена интеллектуальная составляющая — развивающая мыслительные способности обучающихся.

 

 

Образовательная ценность — образование через всю жизнь осуществляется при условии создания пространства эффективного общения как ценностного ориентира для использования информативных блоков личностно ценного содержания в процессе диалога.  Готовность к решению задач как ценность.

 

 

РАЗНОЖАНРОВЫЕ ТЕКСТЫ ОСОБЕННО НА СРАВНИТЕЛЬНО СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ОСНОВЕ – ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

— для конкретной личности (для педагога – обучающегося — его родителей)

 

 

и для целого коллектива группы/класса обучающихся.

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ

 

Выделенные выше факторы при оценочной экспертизе в УМК «Сферы» считаем необходимым условием создания пространства психологического равновесия на уроке современного типа, позволяющее адекватно поставленным целям в УМК решать возникающие проблемы в процессе освоения иноязычной культуры в аспекте преодоления психологического барьера [] и овладения иным языковым кодом [], котором говорит профессор Р.П.Мильруд.

Аргумент – ученик и учитель иностранного языка  неизбежно переключается на эти языковые и культурные коды/символы в течение дня. Правда, не всегда успешно, так как по расписанию у обучающихся кроме иностранного языка есть другие уроки, на которых осваивается предметное содержание с помощью родного, русского языка, принадлежащего к прямо противоположной системе языковой семьи, и не всегда в формате диалога/полилога.  Но, как известно, при изучении чужого/иностранного языка постоянный успех – залог качества результатов!

В знак благодарности за экспертную работу хочется выразить огромное спасибо всем учителям английского языка, которые приняли участие в экспертизе и апробации УМК «Сферы» – Ватолиной Е.А., Охиной Е.В., Сбигневой С.В., Придне А.Ю., которые неоднократно представляли свои статьи для публикации в нашем журнале на высоком профессиональном уровне. Полностью поддерживаю мнение Елены Алексеевны Ватолиной относительно того, что этот учебно-методический комплекс выгодно отличается от других в плане реализации государственного заказа на новые образовательные результаты и ценности, о которых упоминалось выше и в других наших публикациях.

В подтверждение вышеизложенного приведем два экспертных заключения учителей об УМК «Сферы» (авторский коллектив – А.А.Алексеев, Е.Ю.Смирнова и другие).

«Учебники 10-11 класса носят практико-ориентированный характер, нацелены  на развитие коммуникативной компетенции, соответствуют требованиям ФГОС. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Важна аутентичность языковых материалов, подготовка к ЕГЭ. Дано 6 тематических циклов. Темы ориентированы на возраст и на темы ЕГЭ. У нас есть возможность не просто формировать УУД, а базу знаний, которые пригодятся в жизни. Привлекателен раздел More help –подсказка-помощь. В заключении, хочется отметить, что авторы постарались воплотить пожелания многих практикующих учителей, требования современного образования с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся старших классов, уверена, что коллеги оценят по достоинству данный УМК и с удовольствием будут работать по нему. Учитель высшей квалификационной категории, Сгибнева С.В., Экономический лицей, Новосибирск, 5 апреля, 2019)».

 

 

«Пролистав учебник СФЕРЫ (УМК 11 класс, ПРОСВЕЩЕНИЕ), я попыталась взглянуть на него глазами ученика. Учебник оформлен удивительно разнообразно: фотографии, таблицы, рисунки, диаграммы, отдельно вынесенные рамки с исторической справкой, дополнительной  информацией о дифференциации лексики Британского и Американского языков; грамматические ссылки и заметки и даже некоторые выражения времен Шекспира и Елизаветы I. От такого учебника не устанешь.      

Далее я проанализировала УМК с точки зрения учителя. Прекрасные содержательные тексты о жизни в Англии времен Шекспира; тексты о школах Австралии, Англии и России с несколькими грамматическими заданиями, все более усложненными, заставляют прочесть текст несколько раз, что позволяет запомнить лексику и глубже вникнуть в смысл прочитанного, лучше усвоить информацию, которая затем используется в устных высказываниях. Тексты с подсвеченной ключевой урочной лексикой снабжены, как и полагается, pre-reading и post-reading tasks (также как и остальные задания).

 

 

Каждое  задание построено так, что заставляет погружаться в смысл прочитанного, услышанного, составлять свое мнение, делать выводы, развивает воображение, — то есть, обучает и воспитывает. Но! Невнимательный ученик может просто поверхностно пройти «по верхам» этот прекрасно оформленный материал, пролистав учебник как занятный журнал.

Таким образом, от учителя зависит, какую пользу вынесет обучающийся, насколько глубоко он окунется в мир, который открывает для него этот УМК. Необходимо, на мой взгляд, обращать внимание учащихся на эти визуализации, предлагать разные виды их интерпретаций, мотивировать мыслительную деятельность и поощрять высказывания, анализировать материал и подводить к выводу об увиденном/ услышанном/высказанном одноклассниками, соглашаться и дополнять  или опровергать эти выводы своими контраргументами. Присутствуют все виды заданий, которые можно встретить в ЕГЭ (раздел Focus on Exam).

В разделе «Cross-curricular studies: science» мне показался очень интересным короткий текст о возможностях человеческой памяти. В нем даны реальные приемы запоминания длинных чисел и списка покупок в магазине. Это необычно и интересно, к тому же, имеет практическую ценность.

 

 

В заключение хочу выразить свое мнение об этом УМК в обобщенном виде. На мой взгляд, в сравнении с другими учебными пособиями, этот УМК богаче и разнообразнее. Он дает больше возможностей, как для ученика, так и для учителя. Его удобно использовать для смешанных групп, в которых есть более сильные и слабые учащиеся (Учитель высшей квалификационной категории, Ватолина Е. А., МБОУ Гимназия №1, Новосибирск,  7 апреля 2019 год)».

В заключение  приглашаем к обсуждению на страницах нашего журнала некоторых результатов  пролонгированного  исследования актуальных вопросов  гуманизации школьной образовательной среды в аспекте новых образовательных ценностей, которые позволяют наметить профессиональную траекторию профессионального совершенствования учителя. И, прежде всего, сформулируем  несколько наиболее значимых практико-ориентированных положений относительно разумных решений при выборе системы организационно-педагогических и методических условий и средств повышения качества гуманитарных практик в целом:

  • В иерархической триаде (школьник – студент – специалист) тнеобходимо развести мотивы и концепции.
  • «Факт» в преподавании существует независимо от педагогических теорий, которые становятся некими независимыми агентами, к повседневной реальности отношение не имеющими.
  • Возникает дуализм преподавания того или иного предмета, когда ситуация, «поддержанная текстами», не взаимодействует с ситуацией, «свободной от текста».
  • В процессе перехода ученика из класса в класс, студента с курса на курс множатся «восходящие трудности» и падает «достоверная самооценка» относительно возможности практического применения получаемых знаний.
  • Наука, вроде бы лежащая в основе преподавания, никак не монтируется в моделях сложных и неопределённых социальных структур, в конечном счёте, она воспринимается сознанием обучаемого как «логическая алхимия».
  • Переходы от одной ступени к другой носят иерархический характер, поэтому уместен термин – «иерархиология образования».
  • Нельзя забывать, что образование кроме всего прочего — могучий миф. Отсюда и представление об иерархичности уровней образования, имеющих формально планируемую структуру (классы, курсы, стаж). Было бы полезно распутать все нити этого клубка проблем и поставить ясные и недвусмысленные вопросы по поводу издревле укрепившихся представлений (концепций и мотивов как уже говорилось выше).
  • В индивидуальном плане самой важной является, по существу, подгонка обучающегося под заданную интеллектуальную или эмоциональную схему. Иерархия стимулов и трудностей в процессе преемственности от школы к вузу представляет собой двусмысленную и запутанную картину. Тут существует только одна теоретическая доминанта – либо накапливается достаточно нейтральная мудрость, либо знания, которые можно употребить и на пользу и во вред.
  • Отсюда вытекает необходимость научения уже на уровне школы оперированию сложными категориями, выходящими за пределы обыденного. Аналитический подход и корректность формулировок имеют не меньшее значение.
  • Важен и фактор издержек поиска. Работы школьников и студентов свидетельствуют о том, что они не всегда отделяют объективно существующие факты от собственных находок, домыслов и гипотез.
  • Очень сложно порой отличить ажитацию от энтузиазма. В последнем случае ситуация далеко не блестящая, преподаватели настолько табуизированы «тоталитаризмом», что не спешат идти по следам успешных практиков и теоретиков и копировать их шаги. Но именно это и развивает самодисциплину и ответственность.
  • К тому же, развитие масс-медиа, компьютерные технологии привели к тому, что ученики стали доверять своему собственному опыту накопления знаний. Учителей, подчиняющих своему авторитету учеников и регулирующих все тонкости учебного процесса, становится всё меньше.
  • Такова фатальная прогрессия «глобализируемого» мира — тенденция постоянного убеждения всех и вся в уникальности и творческой одарённости любой, в том числе и ущербной личности. Подобное явление уже было в Римской империи  II в. н. э., когда  её элита решила, что мощный интеллектуальный центр – Александрийская библиотека даст ответы на все вопросы благодаря эрудиции её учёных.
  • Всё это было замечательно в теории, но вот варваров, незнакомых с «логической алхимией», римлян и греков никакие догмы и концепции не остановили.
  • Такие же мнимые величины — мощь массовой информации современного аналога «варваров» — агрессивных микроорганизмов, никакие гигабайты почему-то остановить не могут.

Cписок литературы

  1. Линия учебно-методических комплексов «Сферы» по английскому языку. Авторы: А.А.Алексеев, Е.Ю.Смирнова и др. М.: Просвещение: 2019.
  2. Мильруд Р.П. Символизация культуры в языке. Дидактические материалы для учащихся высшей школы. Выпуск № 10 / 2012. С.127-157.
  3. Пассов Е.И. Теория методики: цель и содержание иноязычного образования. – Книга 5. МУП «Типография» г. Елец, 2013. – 452с.
  4. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Краткая версия новой концепции. – СПб.: Златоуст, 2015. – 172с.
  5. Смирнова Е.Ю. Инновационный УМК «Сферы» для начальной школы – залог успешности обучающихся современной школы. Иностранные языки. Среда 20 февраля 2019 год.
  6. Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Language Development of a student in a modern day classroom: methodology and practice // Sibirski Uchitel. № 2. – pp. 30-35.
  7. Bulankina, N.Ye., Bracher, St (2018) Topical issues of psychological balance of the participants of the polycultural space/Psichologja Obrazovanja v policulturnom prostranstve. #1 (41) — pp. 82-88.
  8. Bulankina, N.Ye., Shtefani Peter, (2017) Cultural  self-determination of a personality in polylingual educational environment: methodology, theory,   practical use//Vestnik RUDN: Psychology and pedagogics, #3(14) — pp. 282-289.

Оставить комментарий

Комментарий

..