«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Новые требования – новые учебники (Отличительные особенности УМК «English 10» и «English 11». Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. и др.)

Пятница 24 мая 2019

Обложка

 

Новая образовательная цель, которая приводит к пониманию решающей роли образования в становлении личности учащегося, его индивидуальности, духовности, требует нового видения Учебника как основного средства реализации этой цели на уроке. Новые УМК «English 10» и «English 11», в которых содержанием является иноязычная культура, обеспечивают не простое усвоение знаний, навыков и компетенций, а благодаря стратегии «культура через язык, язык через культуру» и специальных средств ее реализации, делают возможным достижение образовательных результатов на каждом уроке.

 

фото автора

Автор: Кобец Юлия Николаевна, член авторского коллектива линии УМК «English 2-11»

Город: Липецк

Настроение: весеннее

Ключевые слова: концепция, иноязычное образование, иноязычная культура, диалог культур, факты культуры, новое поколение учебников, УМК «English 10» и «English 11»

Одним из условий успешной реализации нацпроекта «Образование», который был представлен Министром просвещения России О. Васильевой 11 февраля 2019 года, является создание учебников, которые обеспечивали бы реализацию его основной цели – достижение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности.

 

1

Изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. Вопрос качества школьного учебника всегда был актуальным, поскольку он призван реализовать требования ФГОС, который определяет направление государственной политики в области образования. Иными словами, учебник является звеном в логике единой образовательной системы: федеральный государственный образовательный стандарт, предметная концепция, примерная основная образовательная программа, образовательная программа, создаваемая каждой образовательной организацией самостоятельно.

Если обратиться к недавней истории, то хотелось бы напомнить, что в 2000 году наш авторский коллектив под руководством В.П. Кузовлева стал победителем Всероссийского конкурса по созданию учебников нового поколения и лауреатом Международного конкурса ассоциации европейских учебных издательств за УМК для 10-11 классов. Это в свое время стало свидетельством того, что работа авторского коллектива была по достоинству оценена сообществом учителей и методистов.

Но в сфере иноязычного образовательного пространства также постоянно возникают новые обстоятельства, которые заставляют нас, авторов, совершенствовать линию учебников. Давно уже возникла необходимость в таких школьных учебниках для старшей школы, которые бы полностью соответствовали требованиям нового ФГОС. Создание данной линии УМК — многолетний и кропотливый труд целого авторского коллектива. Важно понимать, что в ее разработке присутствует определённая последовательность и приоритетность целей. Поэтому последние семь лет все усилия нашего авторского коллектива были направлены на то, чтобы помочь учителям английского языка и их ученикам справиться с новыми реалиями. Учителю сейчас нелегко. Наша первая задача состояла в том, чтобы создать новое поколение учебников. Однако мало получить в руки новый учебник, надо научиться грамотно использовать его в учебном процессе. Особенно если речь идет об учебниках, кардинально отличающихся от тех, по которым привык работать учитель. Обычно, когда выходит новый УМК, в методических журналах появляются статьи авторов о нем. Такие статьи чаще всего носят информационный характер. Мы считаем, что этим ограничиваться нельзя. Понимая сложности, с которыми приходится сталкиваться учителям, мы и задумали эту серию статей. В этих публикациях учитель найдет необходимые пояснения, касающиеся технологии обучения по УМК нашей линии.

УМК «English 10» и «English 11», о которых пойдет речь в предлагаемых статьях, являются логическим завершением линии УМК начального и базового курса (2-9 классы) и обеспечивает преемственность между базовым и надбазовым уровнями овладения английским языком в общеобразовательных учреждениях.

УМК «English 10» и «English 11» разработаны с учетом требований ФГОС среднего (полного) общего и Примерной основной образовательной программы основного общего образования.

Первой и главной отличительной особенностью данных УМК, как и всей линии учебников, является то, что они – единственная серия УМК среди Российских учебников, созданная на основе научной концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур», разработанной Липецкой методической школой.

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

1993 г.              2000 г.               2003 г.               2007 г.

Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур» удостоена золотой медали ВВЦ на международной выставке «Образование в XXI веке».

Согласно концепции, конечной целью обучения является развитие обучающегося как индивидуальности, готовой и способной вести диалог культур. В качестве средства достижения поставленной цели выступает иноязычное образование. Содержанием процесса иноязычного образования является иноязычная культура, включающая в себя четыре взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта: воспитательный аспект, познавательный (социокультурный) аспект, развивающий аспект и учебный аспект.

Главным и основополагающим тезисом можно назвать то, что УМК этой линии, как и образование в целом, нацелены не только на практическую цель – овладение языком, они нацелены на Ученика, на его образование, т.е. познание, развитие, воспитание. Практические умения в данном случае – лишь компонент цели, а не самоцель.

В совокупности все четыре аспекта обеспечивают достижение образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных.

В УМК «English 10» и «English 11» достижение образовательных результатов осуществляется благодаря определённой стратегии, которую можно выразить формулой «культура через язык, язык через культуру». Данная стратегия означает, что овладение фактами культуры происходит в процессе использования языка как средства общения. В то же время на основе овладения фактов культуры происходит овладение иностранным языком. Следует заметить, что изучаемый язык также рассматривается как часть культуры. В УМК «English 10» и «English 11» иностранный язык является средством воспитательного воздействия на личность учащегося. Иностранный язык формирует личность учащегося через заложенное в языке представление об окружающем его мире, то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Овладение не только иностранным языком как средством общения, но и иноязычной культурой, предъявляют новые требования к учебнику как инструменту организации и реализации иноязычного образовательного процесса, делают необходимым включение в него специальных средств, позволяющих осуществлять обучение наиболее эффективным.

 

Основные средства реализации стратегии овладения иноязычной культуройв УМК «English 10» и «English 11»

6

Начинать знакомство с новыми УМК «English 10» и «English 11» необходимо с авторской рабочей программы. В ней дается краткая характеристика предмета, определяются образовательные цели и задачи, ценностные ориентиры овладения английским языком в старших классах, содержание обучения, планируемые результаты освоения образовательной программы, а также требования к условиям обучения. Авторская рабочая программа размещена на сайте авторского коллектива: http://old.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=20651

Неотъемлемыми компонентами УМК «English 10» и «English 11» являются Книги для учителя, в которых представлена общая характеристика УМК, описаны цели и задачи овладения иноязычной культурой в 10 и 11 классах, даются подробные методические рекомендации к циклам уроков, тексты для аудирования и ключи к упражнениям, заданиям домашней работы и разделам Test yourself и Exam preparation.

 

 7

В Книгах для учителя есть специальные разделы, помогающие учителю овладеть технологией организации проектной деятельности учащихся и формирования у них ИКТ-компетентности. В пособии учитель найдет рекомендации по руководству контрольно-оценочной деятельностью старшеклассников и подготовкой к Итоговой аттестации в формате ЕГЭ, а также Список памяток для формирования у учащихся УУД и СУУ.

Образовательный потенциал УМК «English 10» и «English 11» реализуется через конкретизацию целей и задач каждого урока. В Книгах для учителя четко определяются цели овладения не только в учебном, но также в познавательном, развивающем и воспитательном  аспектах, т.е. ставятся конкретные цели достижения образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) на каждом уроке.

 

8

 
Чтобы скачать Книги для учителя к УМК «English 10» и «English 11», необходимо перейти по ссылкам: Teachers book 10: http://catalog.prosv.ru/item/10462 и Teachers book 11: http://old.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=16428

В помощь учителю к новым УМК для 10 и 11 классов составлено подробное поурочное планирование материала с учетом требований в области личностных, метапредметных и предметных достижений планируемых результатов каждого урока. В нем отражаются планируемые действия учащихся на уроке по всем видам речевой деятельности. Поурочное календарно-тематическое планирование позволяет методически грамотно распределить и спланировать весь учебный материал.

При составлении календарно-тематических поурочных планов учитывались материалы не только Учебного пособия (Student’s Book), но и Рабочей тетради (Activity Book), Книги для чтения (Reader), Сборника контрольных заданий (Assessment Tasks).

 

9

 

Календарно-тематическое поурочное планирование к новым УМК «English 10» и «English 11» размещено для свободного скачивания на сайте авторского коллектива в разделе «Методическая помощь»: http://old.prosv.ru/umk/we/info.aspx?ob_no=30733

В новых УМК отражены реалии современного английского языка с максимальным привлечением аутентичного материала и иллюстративной наглядности, знакомящих с лучшими образцами культуры англоязычных стран и направленными на воспитание уважительного отношения к культуре стран изучаемого языка.

 

10

 

Отбор тематики и проблем обсуждения в «English 10» и «English 11» соответствует предметному содержанию Примерной основной образовательной программы основного общего образования. О воспитательных возможностях позволяют судить названия уроков. Вот только некоторые из них: Students Book 10Why study geography? (Unit 1 Lesson 6); What does your family mean to you? (Unit 3 Lesson 1); What are the most important events in history? (Unit 5 Lesson 1); Is it important to know history? (Unit 5 Lesson 6); Student’s Book 11 – What should be improved in your hometown? (Unit 1 Lesson 5); We all can do our bit for the environment (Unit 2 Lesson 2); What is the best route to a successful career? (Unit 3 Lesson 2); What right is right for you? (Unit 4 Lesson 1); Why is it important to be a good citizen? (Unit 5 Lesson 5); What is your country’s contribution to world culture? (Unit 8 Lesson 1) etc.

Стратегия «язык через культуру, культура через язык» в отличие от общепринятой предполагает, что каждый урок начинается с предъявления фактов культуры. Овладение фактами культуры происходит на уроке в процессе использования английского языка и заканчивается осмыслением и кратким высказыванием о корреспондирующих фактах родной культуры учащихся.

Многолетний опыт показывает, что использование фактов культуры в качестве содержания обучения не только способствует развитию познавательной мотивации и углублению социокультурных знаний учащихся о важных событиях из истории стран изучаемого языка и родной страны, о праздниках, обычаях и традициях англоязычных стран, о жизни и деятельности выдающихся личностей, оставивших яркий след в истории страны, мотивирует учащихся использовать иностранный язык для удовлетворения личных познавательных интересов через получение новых сведений, развивать умения вести себя соответственно нормам, принятым в странах изучаемого языка.

И здесь важно отметить, что в отличие от многих УМК, ныне существующих на рынке учебной продукции, в новых УМК «English 10» и «English 11» познание культуры англоязычных стран не является самоцелью, а служит средством более глубокого понимания и осознания родной культуры, воспитанию патриотизма и интернационализма.

Формированию личностного смысла овладения иностранным языком способствует содержание упражнений со специальной рубрикойIn Your Culture, в которой учащиеся учатся рассказывать о себе, о своей стране, фактах родной культуры и т.д. Рубрика In your cultureразвивает потребность у учащихся и способность представлять культуру родной страны, готовит к диалогу культур.

 

11

 

Таким образом, родная культура не является «довеском» на каждом уроке, а умение представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходства и различия в культуре своей страны и культуре стран изучаемого языка является одним из основополагающих.

Итак, новая образовательная цель, которая приводит к пониманию решающей роли образования в становлении личности учащегося, его индивидуальности, духовности, требует нового видения Учебника как основного средства реализации этой цели на уроке. Иноязычное образование также призвано вносить свою лепту в решение этих задач.

Новые УМК «English 10» и «English 11», в которых содержанием является иноязычная культура, обеспечивают не простое усвоение знаний, навыков и компетенций, а благодаря стратегии «культура через язык, язык через культуру» и специальных средств ее реализации, делают возможным достижение образовательных результатов на каждом уроке. В этих УМК познание, развитие и воспитание являются не простыми производными от учения, а оказываются реально включенными в систему каждого цикла уроков на равных правах.

Отличие стратегии, заложенной в УМК «English 10» и «English 11», предусматривает и особую коммуникативную технологию обучения. Что представляет собой технология обучения, отличающая данные УМК от всех других, как она должна осуществляться на каждом уроке мы обсудим в следующий раз.

1 Comment »

буланкина:

огромное спасибо за содержательную статью!однако хотелось подробнее узнать, что нового — в познание развитие и воспитание внесено в умк, так как об этом спрашивают учителя.иноязычная культура и целевая установка на иноязычное образование в ваших умк присутствовали всегда! хотелось уточнить! а развитие воспитание познание также было представлено!но когда спрашиваешь у учителя, как осуществляется патриотическое воспитание с помощью вашего умк, этот вопрос ставит учителя в тупик!

26 мая 2019 | 7:52
Оставить комментарий

Комментарий

..