«ПРОСВЕЩЕНИЕ. ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ»

RSS-лента

Культурное самоопределение учителя иностранного языка в аспекте современных образовательных ценностей в условиях рекурентного образования

Пятница 14 июня 2019


 
 
Перед системой непрерывного образования учителя иностранного языка возникает новая постановка вопроса — как и зачем постоянно овладевать новыми компетенциями, новыми профессиональными умениями в современном мире. В связи с этим  основная цель данной статьи видится автору в предъявлении одного из возможных способов приобщения педагога к вызовам поликультурного мира в пространстве рекурентного образования, ориентирующего языковую личность на непрерывное познание и самопознание в условиях постоянно обновляющегося содержания и технологий иноязычного образования, представленных в современных отечественных УМК.
 
 

Автор: Буланкина Надежда Ефимовна

Город: Новосибирск

Настроение: прогрессивное

Ключевые слова: культурное самоопределение учителя,непрерывная профессиональная подготовка, современные образовательные ценности, УМК «Starlight», культуротворческая и культуросозидающая функции образования, рекурентная/recurrent образовательная среда
 
 
 
 
 
 
 
Проблемный контекст. Общеизвестный факт – мировая система ценностей XIX – XX веков, основанная на находящейся в центре устойчивости и рациональности общественно-экономической формации, пережила свое время; в связи с этим встает вопрос, так ли разумен человек, что и дальше будет жить по разуму; но и мир разума разрушился, потому что оказалось «выбитым» его организующее начало; без центра вся социальность, теряя смысл, начинает раскачиваться.

В этой кризисной ситуации зашаталось и образование: в нестабильном мире образовательная среда стала меняться, возросла роль эффективности образования в целом, а также системной и непрерывной профессиональной подготовки, и переподготовки специалистов в условиях полиязычий и поликультур. Более того, система профессионального обучения только по понятиям и определениям не «срабатывает», так как закладывает формальные навыки запоминания, позволяющие производить простые манипуляции, которые трудно считать профессиональной подготовкой специалиста; скорее это похоже на деятельность «одухотворенного робота»[7;10;11].

Наряду с позитивными явлениями в реальной образовательной практике – сохранение культуротворческой и культуросозидающей функций образования в целом — нередко наблюдается непонимание приоритетов при создании единой поликультурной образовательной среды. Это касается прежде всего значимости и необходимости формирования нового поколения выпускников, способных «к осмысленному выбору целей реализации жизненного пути на основе присваиваемых ценностей и обретаемых смыслов по отношению к различным культурным моделям восприятия мира, и одновременно сохранению целостности, равновесия, национальной идентичности» (см.: Хажгалиева Г.Х. Ценностное самоопределение студента в полилингвальном образовательном пространстве вуза. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд.пед.наук. Оренбург, 2019. – С.3).

Несмотря на предпринимаемые меры на государственном и теоретико-методологическом уровне в реальной школьной практике за два последних года нередко можно наблюдать культивирование педагогами прагматичного однобокого решения задач по организации образовательного процесса, а также по реализации предлагаемых ведущими отечественными методистами психолого-педагогических условий и частнодидактических средств и способов/приемов воспроизводства субъектности обучающихся.

К негативным последствиям этой ситуации исследователи относят  излишнюю углубленную специализацию; установку на «голые знания», востребованные лишь в формате «языка выживания» (Survival English);  игнорирование субъекта как языковой личности; использование «заигранных» форм и приемов презентации кросс-культурного и межкультурного компонента в образовательном процессе; недооценку личностной и социальной успешности обучающихся; отсутствие системной работы по осмыслению концептуальных основ преподавания иностранных языков в образовательном процессе  и другие [1;2;5;6; 8;9] .

Нейтрализация перечисленных выше недостатков и ориентация на новые образовательные ценности — образование как ценность, личность как ценность и самоценность, диалог/полилог как ценность, информационная компетентность в аспекте родной и мировой культуры как ценность  приоритетные цели и задачи  философии рекурентного образования учителя иностранного языка в пространстве развивающейся и развивающей профессиональной среды. Причем продвижение данного концепта в целях профессионального роста учителя видится в глубоком и разностороннем знании педагогом генезиса социально-экономических,  культурных и языковых аспектов современного мира и образования. В основании обозначенных проблем разнообразные ценностные  вопросы поликультур и полиязычий, требующие не только теоретико-методологического осмысления, но и практического воплощения в целях совершенствования бытующих педагогических  практик системы рекурентного образования.

Программа и методология исследования. В свете изложенного программно-целевая установка  заключается в том, чтобы предложить для практического осмысления  результаты проведенного микроисследования содержательного и технологического компонентов учебно-методической литературы издательства «Просвещение» на примере авторской линии УМК Starlight  —  2-11 классы  (авторы – Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др.). Причем  c учетом новых образовательных ценностей [2;3;4;10], стоящих перед системой рекурентного  образования учителя английского языка.

Программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение учебного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки учителя английского языка представлено авторской концепцией гуманизации полиязыкового образовательного процесса и технологией культурного самоопределения личности учителя. Авторская программа «Методология исследования и экспертной оценки содержания образовательного процесса в отечественных УМК в контексте новых образовательных ценностей» включает систему лекционно-практических занятий (в объеме 36 часов) и двух дистантных модулей для самоподготовки учителя. Предлагаемая тематика полностью представлена в авторских учебных пособиях [1- 4], в которых находят отражение определяющие для проведения данного микроисследования следующие позиционные линии, взятые в качестве методологической основы рекурентного образования учителя английского языка: 

а) создание профессиональной среды развития, в основе которой  понимание культуры своего народа и культур других народов в аспекте новых образовательных ценностей;

б) позиционирование приоритета глубокого теоретико-методологического осмысления задач по созданию развивающей образовательной среды по воспроизводству субъектности обучающихся в пространстве современных отечественных учебных изданий;

в) культивирование субъектности обучающихся (слушателей курсов и программ переподготовки) в качестве важнейшего фактора развития широкого мировоззренческого ценностного мышления педагога, основу которого составляет глубокое и разностороннее профессиональное знание генезиса социально-экономических и культурных/языковых реалий современного поликультурного мира.

База исследования: Поисковая исследовательская работа учителей в аспекте овладения профессиональными умениями экспертной деятельности проводилась на базе  школ города Новосибирска — гимназии №10 и №1, Экономический Лицей, МБОУ СОШ №137 Центрального Округа, Инженерный Лицей, Лицей №126, а также через стационарные курсы повышения квалификации. Всего принимало участие 250 учителей английского языка.

Деятельность учителя английского языка организована как критическое осмысление школьных проблем в аспекте личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов и ценностей в рамках авторского проекта «Выбираем современный УМК» в образовательном пространстве системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.  Цель дополнительной образовательной программы – формирование системы профессиональных умений экспертной деятельности в свете новых образовательных ценностей. К ним относят общенациональные ценности: родная страна как ценность; жизнь (природа, жизнь человека и человеческой цивилизации) как ценность; мировая культура как ценность; свободы и права личности как ценность; общение и сотрудничество (в том числе межнациональное, кросс-культурное) как ценность [9, 101-102].

Перечисленные образовательные ценности становятся ориентировочной критериальной базой при разработке методологии исследования и организации процедуры экспертной оценки содержания образовательного процесса, предлагаемого в учебно-методическом комплексе «Starlight» (авторы – Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. и др.) [10].

Входное, текущее и финальное диагностическое обследование направлено на выявление основных показателей методологической готовности учителя английского языка к выполнению экспертной деятельности. В качестве методов исследования используются тексты устных и письменных высказываний учителя в формате оценки/отзыва на УМК издательства «Просвещение», составление и проведение открытых уроков, а также написание итоговой аттестационной работы на примере анализа работы с искомым УМК с последующим представлением на дискуссионном клубе/на круглом столе.

Обсуждение результатов исследования (2018-2019 гг.). Благодаря тесному сотрудничеству в рамках проектов «Выбираем современный УМК» и «Talent Show» с гимназией №10 г. Новосибирска, о которой мы неоднократно заявляли на страницах нашего журнала [5;6] и учителями, слушателями курсов повышения квалификации, материалы были получены, обработаны и обсуждены, получив одобрение со стороны всех участников поискового эксперимента.

Прошел ровно год, и автор статьи вновь в апреле этого года в жюри Окружного Конкурса талантов в области овладения иноязычной культурой. Как всегда, организаторы  конкурса и место проведения – гимназия №10, г. Новосибирск. Директор – Сергей Николаевич Бирюков, зам. директора, руководитель отделения иностранных языков — заслуженный учитель России, Вера Ивановна Сухина,  и команда высокопрофессиональных педагогов, знатоков англоязычной культуры и английского языка, заслуженные учителя России —  А.В.Роменская, Е.Е.Варшицкая, С.М.Филатова, О.Ф.Дроздова, И.М.Батищева, Л.И.Перелевко  и многие другие участники, бессменные помощники в лице учащихся и их родителей.

Ежегодно в гимназии собираются школьники из 50 школ Центрального Округа, представляя профессиональные и ученические проекты, подготовленные в сотрудничестве заинтересованных лиц. Это и конкурс песни, и чтеца. Сценарии целых пьес на английском языке! А какие мюзиклы! Хоть открывай настоящий театр городского типа! Тalent Show – это, своего рода, Brend  Центрального округа Новосибирска и гимназии №10.  Организаторы и участники – не только профессионалы своего дела, а прежде всего люди неутомимые в своем желании сделать отечественное образование достойным во всех отношениях – культура речи, внешнего вида участника, пластика и голос, интонационное оформление всего конкурса, организационная целеустремленность и нацеленность на результаты согласно ФГОС, как это не звучит парадоксально!

Личностные – метапредметные – предметные!!!  Содержательность и взаимопонимание, познание и развитие, культуросообразность и культуросозидание, ненавязчивость и спокойствие, собранность и тактичность всех и вся, коллегиальность и бережное отношение к подрастающему поколению и их родителям! Самые высокие слова, какие только можно применить к этому событию городского и окружного масштаба! Каждый год приходишь как на праздник, одновременно увидеть целый год труда, выполненного на высочайшем уровне!
 
 

 
 
Скажете, а причем здесь современный УМК? Ответ один – основательная база, заложенная на уроке современного типа, на котором образовательный процесс представлен осмысленной содержательностью УМК. Хороший, значит содержательный УМК, в смысле обеспеченный должным уровнем восприятия чужой культуры — залог и важный фактор успеха. Успех, как известно, от слова «успеть, успевать» с помощью грамотного  технологичного использования базового учебного и дидактического материала конкретного УМК. В гимназии №10 не один год базовое овладение иноязычной культурой осуществляется в процессе реализации материалов УМК Starlight с 2-11 классы! Это же великолепно! Результаты, как говорится, налицо. Все первые места в конкурсе Талантов!

Системная методическая работа педагогов гимназии предполагает коллегиальное обсуждение правомерности использования того или иного УМК с позиций ценностного обеспечения образовательного процесса для каждого участника воспитания, обучения и развития. Это позволяет сформировать представленную ниже позитивную обобщенную оценку искомого УМК, а также системно развивать профессиональные умения педагогов по экспертной оценке и использованию творческого потенциала имеющейся ресурсной базы в реальной практике гимназического образования школьников. В практике каждого учителя этой гимназии имеет место творческое осмысление авторского языка/ков (авторов в УМК несколько) текстов Книги для учителя и Книги для учащихся, а также со всеми остальными ресурсами, являющимися неотъемлемой частью образовательного процесса. И как свидетельство опыта осмысления и реализации концептуальных положений данного УМК коллегами из гимназии и как подтверждение актуальности воплощения перечисленных выше современных образовательных ценностей, предлагаем несколько устных/письменных экспертиз этого УМК для осмысления (публикуется в авторской редакции):

Текст первый. Положительные стороны учебно-методического комплекса Starlight «Звёздный английский» для 9-11 классов школ с углубленным изучением английского языка.


 
 
Во-первых, заявленные для данных комплексов уровни Intermediate — Upper-Intermediate выдерживаются всеми текстовыми и лексико-грамматическими заданиями как в книге для учащихся, так и в рабочей тетради (Рабочая тетрадь 10 Классс.22-23). Во-вторых, он отличается как очень интересной подборкой текстов — о необычных явлениях, природных катастрофах, непознанных тайнах и таинственных существах, (Для учащихся 9 класс – с.102) так и творческими коммуникативно-направленными заданиями на говорение, основанными на обсуждаемом и прочитанном в классе материале. Кроме того, учебник насыщен разнообразной лексикой, которая позволяет обсуждать темы с разных сторон и подготовить учащихся к заданиям высокого уровня ЕГЭ, а, именно, эссе и сравнение/сопоставление картинок,  соответствуя общеевропейскому экзамену уровня FCE. Далее, чтобы проработать текстовые и лексические задания, учащимся придется посидеть со словарями, что, на мой взгляд, способствует развитию навыков самостоятельной работы и лучшему усвоению сложного языкового материала (Для учащихся 10 кл с 171). Тренировка дается в нескольких вариантах: сначала слова звучат в тексте, после текста даны упражнения на закрепление новой лексики, затем еще раз это же тренируется в рабочей тетради. В конце учебника есть Vocabulary Вank, где опять же даны упражнения на осмысление реалий/слов, а для каждого урока есть раздел Revision, где еще раз закрепляется весь пройденный материал и, наконец, предлагается прекрасный материал для перевода с русского на английский, что помогает усвоению лексики совместно с нужными грамматическими конструкциями. Грамматическая часть достаточно подробная и  сложная, все темы даются на высоком уровне. Особенно хорошо в приложении в конце учебников представлены фразовые глаголы с примерами и зависимые предлоги с разными частями речи. Также в программе предлагается аудирование, тематически и лексически связанное с пройденным материалом и составленное в формате будущего экзамена» (учитель высшей квалификационной категории, неоднократно участвовавший в проектах издательства Просвещения, Дроздова Ольга Федоровна, стаж работы – 30 лет). (Для учащихся 10 класса —  с.22, с 53; 11 класса С. 78-79, 105)

Текст второй.  Мой опыт работы с УМК Starlight 5-8 классы.


 
 
Формирование  лингвострановедческой компетенции  в данном УМК ценностно ориентирует обучающихся 5-8 классов на саморазвитие; знакомясь с новой культурой, традициями и устоями, у учеников появляется  сначала заинтересованность, а затем и устойчивый интерес к процессу изучения предмета 5 классVocabulary Вank 10; учащиеся с удовольствием сравнивают реалии России и других культур, выполняя развивающие задания к упражнениям на сравнение, сопоставление, обобщение, систематизацию лексико-грамматического материала textbook 7  – c wf – 1 gr 15-16. В целях повышения грамотности устного/письменного высказывания 5 – c.109. Формирование  языковой компетенции осуществляется на сложных грамматических явлениях, которые в УМК очень подробно представлены. Предложенная тематика и сами коммуникативные ситуации даются на высоком уровне textbook 6 – 43-44. В приложении в конце учебников представлены фразовые глаголы с примерами и зависимые предлоги с разными частями речи» (учитель английского языка, Ирина Викторовна С., стаж работы – 3 года).

Текст третий. Мой опыт работы с УМК Starlight в начальной школе.


 
 
Starlight — 2-4 классы — учебник яркий, интересный, современный; весь материал подается постепенно, последовательно, много внимания уделяется транскрипции 2 кл 1 часть с 6-7. Достаточно много интересных игровых заданий 3 класс часть 2 – с.64-64, обыгрывающих одно и то же грамматическое явление с разных сторон. Видео к этому учебнику просто отличное.  К учебнику имеется методическое пособие для учителя, в котором предложена  структура каждого занятия, с чего начинать/как завершать урок, на одну тему (unit) отводится не менее 5-6 уроков! Грамотные и понятные рекомендации 3 класс с.108-109 позволяют построить занятия так, чтобы в классе было интересно, а материал усваивался максимально эффективно (учитель английского языка гимназии №10, Харченко Олеся, стаж работы – 5 лет).

Заключение. Как показало проведенное исследование, мотивированное участие учителя иностранного/английского языка в региональной системе рекурентного/recurrent образования [2-4; 7;11], целевая установка которого заключается в использовании разнообразных средств культурного самоопределения личности во имя приобретения искомой стратегии самосовершенствования (a Strategy for Lifelong Learning), открывает неограниченные возможности для самообразования и саморазвития личности.

Получая позитивный опыт теоретико-методологического осмысления и практического решения современных проблем иноязычного образования с помощью конкретных рекомендаций авторских коллективов, педагоги не только мотивируются к ценностному самоопределению и самореализации на профессиональных квалификационных курсах, но и показывают конкретные результаты системного и эффективного участия в разнообразных проектах регионального и международного уровня. Это и публикация статей и учебных пособий, и привлечение обучающихся к конкурсному движению, и активное участие в национальных проектах «Учитель будущего».

Результатом осмысления полученного материала в рамках работы на практических занятиях и во внеклассной обширной деятельности педагогического сообщества региона по эффективному внедрению современных учебно-методических комплексов издательства «Просвещение» становится проведение системных преобразований и изменений в содержании и технологиях обучения учителей иностранного/английского языка  в формате авторского  проекта «Выбираем современный УМК». Об этом и пойдет более подробно речь в следующей нашей статье.

Список литературы:

  1. Буланкина Н.Е. Коммуникативные  аспекты современного языкового  образования: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015.- 200с.
  2. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования:   русский и иностранный языки :учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во  НИПКиПРО, 2017. – 100с
  3. Буланкина Н.Е. Коммуникативные технологии в  современном гуманитарном образовании в контексте требований ФГОС ОО: учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НИКиПРО, 2018. – 170с.
  4. Буланкина Н.Е. Профессиональный рост  учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности. Педагогический Имидж, №3(40) (июль — сентябрь), 2018. Иркутский ИРО. – С. 9-15.
  5. Буланкина Н.Е. Система развивающих заданий в обучении иностранному языку. Иностранные языки. – 2012. – № 3.http://iyazyki.ru/2012/03/sistema-zadanij
  6. Буланкина Н.Е. Конкретика в актуализации проблем углубленного изучения иностранных языков в современной отечественной школе. Иностранные языки. – 2012. – № 8. http://iyazyki.ru/2012/08/sistema-zadanij
  7. Буланкина Н.Е. Еще раз об инновационных технологиях в преподавании иностранных языков  в российской школе. Иностранные языки.    – 2018. – 9 апреля . http://iyazyki.prosv.ru/20187/04/09/
  8. Игнатович Е.В. Историко-семантический анализ английского концепта непрерывного образования / Непрерывное образование: XXI век. Электронный научный журнал DOI: http://dx.doi.org/10.15393/j5.art.2017.3769
  9. Пассов Е.И.Образование как феномен и методика как наука: проблема конвергенции. Липецк, 2016. – 160с.
  10. УМК Starlight  —  2-11 классы  (авторы – Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В., Мильруд Р.П., Эванс Д. и др.).
  11. Kallen, Dennis., Bengtsson, Jarl. (1973) Recurrent Education: A Strategy for Lifelong Learning.  Organisation for Economic Cooperation and Development, Paris (France).Centre for Educational Research and Innovation. — 88p.
Оставить комментарий

Комментарий

..